Анализ драматерапии, проходящей в отделении по восстановлению после зависимости абстинентами

317

Аннотация

Настоящий текст – первая часть статьи, описывающей анализ процесса драматерапии. Первая часть представляет собой длительный исследовательский проект по анализу процесса драматерапии в отделении по восстановлению после зависимостей в Психиатрическом госпитале в Кромержиже. Терапевтическая работа в отделении основывается на принципах системного взаимодествия специалистов и представляет собой среднюю по продолжительности программу восстановления после зависимости (от 4 до 6 месяцев). Обсуждаемая в данной статье часть исследования посвящена анализу процесса драматерапи с позиции абстинентов, проходивших терапию в отделении в период с февраля 2014 по июнь 2017 года. Данные были получены в рамках полуструктурированного опроса фокус-групп. Результаты анализа данных, полученных от фокус-групп, будут представлены во второй части статьи. Настоящие результаты имеют цель описать конкретные преимущества драматерапевтических интервенций в лечении зависимостей, а также передать опыт, полученный в ходе драматерапевтических интервенций, для использования в повседневной жизни абстинента с точки зрения уже прошедших терапию.

Общая информация

Ключевые слова: драматерапия, процесс драматерапии, терапия зависимости, токсикомания, анализ

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070209

Финансирование. Данная работа была методологически поддержана грантом Университета Палацкого в Оломоуце IGA_PdF_2017_005 – «Исследовательские стратегии, диагностические и терапевтические интервенции в специальном образовании».

Для цитаты: Веитова–Силарова Л., Валента М. Анализ драматерапии, проходящей в отделении по восстановлению после зависимости абстинентами [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 124–134. DOI: 10.17759/cpse.2018070209

Литература

  1. Croce B. Philosophy, Poetry, History: An Anthology of Essays. London: Oxford University Press, 1966. 1133 p.
  2. Freeland C.A. Teorie umění. Praha: Dokořán, 2011. 192 p.
  3. Goodman N. Jazyky umění – nástin teorie symbolů. Praha: Academia, 2007. 2016 p.
  4. Gordon R. Playing on Many Stages. In S. Jennings (Ed.) Theory and Practice for Teachers and Clinicians. Cambridge: Brooklyne Books, 1987. 279 p.
  5. Hendl J. Kvalitativní výzkum: základní teorie, metody a aplikace. Praha: Portál, 2008. 440 p.
  6. Jones P. Drama as Therapy: Theatre as Living. New York: Routledge, 1996. 326 p.
  7. Knox S., Hess S., Petersen D., Hill C.A. qualitative analysis of client perceptions of the effects of helpful therapist self – disclosure in long-term therapy // Journal of Counseling Psychology, 1997. Vol. 44. № 3. Pp. 274–283.
  8. Lištiaková I., Valenta M. Evaluace v dramaterapii. Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2015. 92 p.
  9. Meldrum B. Historical Background and Overview of Dramatherapy. In S. Jennings, A. Cattanah, S. Mitchell, A. Chesner, B. Meldrum The Handbook of Dramatherapy. New York: Routledge. 1994. Pp. 12–28.
  10. Miovský M. Kvalitativní přístup a metody v psychologickém výzkumu. Praha: Grada, 2006. 332 p.
  11. Mravčík V., Csémy L., Orlíková B., Nečas. Evaluace léčby závislostí v ČR: Plán studie. Centrum epidemiologického a klinického výzkumu závislostí. Klecany: Národní ústav duševního zdraví. Nepublikovaný text., 2015.
  12. Pendzik S. On Dramatic Reality and its Therapeutic Function in Drama Therapy // The Arts in Psychotherapy. 2006. Vol. 33. № 4. Pp. 271–280.
  13. Pitruzella S. Okamžiky povznesení: momenty transformace v dramaterapii. Arteterapie. Praha: Česká arteterapeutická asociace, 2010. № 22-23, pp. 106–107.
  14. Prinzhorn H. Výtvarná tvorba duševně nemocných. V Řevnicích: Arbor vitae, 2009. 392 p.
  15. Slavík J. Exprese – ztělesněné metafory In M. Friedlová, M. Lečbych Společný prostor (sborník příspěvků). Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2014. Pp. 132–146.
  16. Slavík J., Chrz V., Štech S. et. al. Tvorba jako způsob poznávání. Praha: Karolinum, 2013. 538 p.

Информация об авторах

Веитова–Силарова Ленка, аспирант, факультет специального образования, Университет Палацкого, драматерапевт, Социальный центр «Самовка», Прага, Чехия, e-mail: silarova.lena@gmail.com

Валента Милан, доктор педагогических наук, профессор, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия, e-mail: valentam22@seznam.cz

Метрики

Просмотров

Всего: 1575
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 317
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3