Клиническая и специальная психология
2018. Том 7. № 3. С. 223–228
doi:10.17759/cpse.2018070315
ISSN: 2304-0394 (online)
Расстройства аутистического спектра через призму сенсомоторной коррекции
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рецензия, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), сенсомоторная коррекция
Рубрика издания: Книжное обозрение
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070315
Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Для цитаты: Зверева Н.В. Расстройства аутистического спектра через призму сенсомоторной коррекции [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 223–228. DOI: 10.17759/cpse.2018070315
Полный текст
В 2018 году библиотека учебных пособий и практических рекомендаций для специалистов, работающих с детьми с нарушениями аутистического круга, обогатилась новым изданием «Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции». Это книга известных отечественных психологов – Татьяны Германовны Горячевой и Юлии Валерьевны Никитиной, имеющих большой стаж работы в психологии аномального развития. Востребованность такого издания и его актуальность определяются высокой частотой встречаемости расстройств аутистического спектра, необходимостью популяризации качественных отечественных средств психологической коррекции детей с аутистическими расстройствами.
Тема расстройств аутистического спектра (РАС) в последние
голы является «топовой» и в научной, и в практической сфере деятельности
психологов и смежных специалистов. В арсенале родителей и специалистов,
сопровождающих детей с РАС, к сожалению, оказывается не так много методик и
новых современных технологий оказания помощи и сопровождения детей с нарушенным
развитием. Данная книга восполняет этот пробел, читатели имеют возможность
получить информацию
о методологии и технологии сенсомоторной коррекции практически из первых рук,
поскольку Т.Г. Горячева стоит у истоков развития этого метода и имеет
колоссальный опыт его практического применения в возглавляемом ею
психологическом центре.
Конечно, обращение к теме аутизма требует прояснения позиций
авторов в их понимании аутизма не только как болезни, а как особого варианта
развития, к тому же весьма многообразного в своих формах и проявлениях. В
пособии в сжатой доступной форме отражена теоретическая проблема РАС,
феноменология
и происхождение расстройств, дана систематика нарушений. Основная задача
издания – знакомство с методом сенсомоторной коррекции и его подробное описание
в работе с детьми с РАС, в этом состоит большое практическое значение
учебно-методического пособия.
Рецензируемая книга четко структурирована и состоит из
введения, двух частей (7 глав), заключения, списка литературных источников,
двух приложений. Издание иллюстрировано рядом фотографий, показывающих
конкретные детали предлагаемых упражнений и способов их выполнения детьми с
РАС. Авторы – кандидат психологических наук, доцент Татьяна Германовна
Горячева
и клинический психолог Юлия Валерьевна Никитина – являются представителями
отечественной школы клинической психологии и нейропсихологии. В своей работе
они опираются на положения Л.С. Выготского о культурно-историческом
опосредовании развития психики, на классификацию и квалификацию типов
психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому, обосновывают специфику
коррекционной работы с опорой на сохранные звенья психики через построение
новых систем (по А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной) с учетом
представления А.В. Семенович о замещающем онтогенезе.
Первая часть издания включает три главы и освещает теоретические представления современной науки о природе расстройств аутистического спектра. В первой главе дана краткая, но объемная история вопроса изучения аутизма, включающая описание зарубежного и отечественного опыта. Во второй главе представлены ключевые позиции по психическому развитию ребенка в онтогенезе – пре- и постнатальное развитие. Эти теоретические данные дополнены приложением, в котором в доступной табличной форме представлены основные особенности детей-аутистов, находящихся на разных уровнях развития. Обоснованию сенсомоторного подхода к коррекционной работе в целом посвящена третья глава. Авторы отмечают, что в основе метода сенсомоторной коррекции лежит представление о том, что «воздействие на базовый сенсомоторный уровень развития активизирует развитие всех высших психических функций» (с. 40). Основу предлагаемого коррекционного подхода составляют собственно метод сенсомоторной коррекции (преимущественно работа с первым функциональным блоком мозга по А.Р. Лурии) и метод замещающего онтогенеза (Т.Г. Горячева, А.С. Султанова, А.В. Семенович). Сенсомоторная коррекция опирается на представления о системной организации высших психических функций, на роль процесса интериоризации. Отдельное значение придается уровневой, иерархической организации движений (по Н.А. Бернштейну), а также учету закономерностей развития головного мозга ребенка. Отметим высокий научный уровень данной части и компактность повествования этой части книги.
Вторая часть книги посвящена собственно коррекционной работе с детьми с РАС, она содержит четыре главы общим текстовым объемом около 100 страниц. Четвертая глава знакомит читателей с общими вопросами организации коррекционной работы с применением сенсомоторной коррекции. Подробно обсуждаются вопросы организации среды для проведения коррекционной работы, равно как и нормативы деятельности специалистов. Четко обозначены противопоказания и ограничения метода, кроме того, отдельный параграф посвящен рекомендациям для родителей.
Правила качественной коррекционной работы предполагают наличие серьезного диагностического этапа в работе «на входе» и «на выходе», а также требуют более тщательной диагностики в ходе практической работы по отдельным аспектам, именно это отражено в пятой главе рецензируемого пособия. В четырех параграфах этой главы авторы предлагают ознакомиться с задачами и средствами диагностики уровня социальной дезадаптации детей с РАС, степени выраженности аутистических расстройств, с оценкой соотношения нарушенных (дефицитарных) и сохранных психических функций. Заключают эту главу описание и квалификация средств диагностики ведущего уровня развития психики ребенка (сенсорный, перцептивный, уровень телесно-пространственного анализа, эмоционально-волевой уровень), которые оцениваются как минимум по двум важнейшим направлениям: спонтанная активность ребенка и его реакция на активное воздействие.
Шестая глава насыщена практическими рекомендациями и содержит комплексы упражнений для работы методом сенсомоторной коррекции с детьми с РАС, у которых наблюдается дисфункция каждого из описанных выше уровней развития психики. Авторы прекрасно понимают, что коррекционная работа – не взмах волшебной палочкой или нажатие на кнопку исполнения желаний, они подробно описывают и этапы работы, ее длительность, необходимость самостоятельной работы родителей и детей дома и трудности, связанные с неустойчивой позицией родителей, стрессом, проблемами принятия ребенка в семье и др.
Наличие в семье особого ребенка, как бы ни камуфлировалось это нарушенное развитие (аномальные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями) – это всегда стресс, который сказывается на родителях. Все это может проявляться в излишней стигматизации и самостигматизации, идеях обвинения, а также сопровождаться значительными бытовыми и материальными трудностями, требующими каждодневного усилия и работы самих родителей. В книге целая глава посвящена особенностям работы с родителями детей с РАС. В двух параграфах седьмой главы представлены и результаты исследовательской работы, связанной с изучением и описанием особенностей родителей детей с РАС, и рекомендации родителям с учетом современной ситуации в обществе, здравоохранении и образовании. Важно, что в рекомендациях для родителей и для работы с родителями (для специалистов) подчеркивается значение грамотного выстраивания взаимоотношений и взаимодействия с родителями как залога эффективной работы с детьми с РАС в разных вариантах коррекционной работы и, разумеется, при проведении сенсомоторной коррекции. В этой главе язык изложения пронизан эмпатией и пониманием трудностей родительства в ситуации появления в семье ребенка с особым развитием. Авторы транслируют весь свой богатый опыт общения с детьми с РАС и их родителями.
Список использованных источников, казалось бы, невелик, но в значительной мере отражают теоретическую и практическую базу рецензируемого пособия.
Учебно-методическое пособие выполняет свое предназначение в разных аспектах: знакомит с современными теоретическими представлениями о расстройствах аутистического спектра и развитии психики ребенка в целом, предлагает описание технологии сенсомоторной коррекции на разных этапах ее реализации – диагностическом, собственно коррекционном, а также в контексте работы с родителями. Читатели могут воспользоваться богатым дополнительным материалом из приложений, в которых описаны психологические особенности детей с РАС, находящихся на разных уровнях развития. В приложении также содержатся четыре комплекса базовых и дополнительных упражнений для каждого из четырех уровней развития детей с РАС.
Автор рецензии считает, что данная книга является важным вкладом в развитие современных взглядов на природу РАС и форму работы с этими нарушениями развития в научно-практическом и образовательном аспектах деятельности психологов (клинических и возрастных психологов, нейропсихологов, психологов образования) и специалистов смежных областей (медиков, педагогов, дефектологов). Она может быть рекомендована для специалистов-практиков и для студентов высших учебных заведений, обучающихся клинической и коррекционной психологии. Вероятно, книга заинтересует и родителей детей с РАС и будет востребованной в разных аудиториях.
Книга представляет собой качественный методический продукт, в котором подробно описаны возможности, условия, принципы и конкретные техники проведения сенсомоторной коррекции детей с РАС. Можно надеяться, что освоение описанной в пособии технологии сенсомоторной коррекции внесет свой положительный вклад в улучшение адаптации детей с РАС в социуме.
[1] Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. «Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции»: учебно-методическое пособие. М.: Генезис, 2018. 168 с.
Литература
- Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. «Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции»: учебно-методическое пособие. М.: Генезис, 2018. 168 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2592
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 1515
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1