Клиническая и специальная психология
2019. Том 8. № 1. С. 90–102
doi:10.17759/cpse.2019080106
ISSN: 2304-0394 (online)
Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: жизнестойкость, копинг-стратегии, подростки, ОВЗ, подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080106
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00336.
Для цитаты: Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 90–102. DOI: 10.17759/cpse.2019080106
Полный текст
В статье представлены результаты исследования жизнестойкости и копинг- стратегий подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Обследованы 67 подростков с нарушениями двигательных функций различного генеза в возрасте 13-16 лет, из них 33 подростка с тяжелыми нарушениями и 34 подростка с умеренными нарушениями. Группу сравнения составили 112 условно здоровых подростков. Для сбора эмпирических данных применялись Краткая версия теста жизнестойкости, Опросник изучения стратегий копинг- поведения, экспертный опрос педагогов, анализ документов. Показано, что при умеренных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата снижения жизнестойкости не происходит, тогда как в случае тяжелых нарушений жизнестойкость ниже, чем в группе сравнения. В сравнении с условно здоровыми сверстниками для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большей степени характерны адаптивные копинг-стратегии преимущественно в аспекте эмоционально-ориентированного копинга. В случае тяжелых двигательных нарушений жизнестойкость связана с возможностью поддерживать эмоциональное благополучие. При умеренных нарушениях также имеет значение отказ от неадаптивных поведенческих копинг-стратегий.
Введение
Помимо объективных ограничений жизненного пространства человека, двигательные нарушения влекут за собой формирование вторичных нарушений, накладывая отпечаток на личностные особенности человека. Своеобразие личностного развития в условиях ограниченных двигательных функций начинает проявляться с раннего детства и особенно обостряется в подростковом возрасте - периоде наиболее интенсивных количественных и качественных трансформаций системы отношений личности к миру, другим людям и к самой себе. Нарушения двигательно-кинестетического анализатора и сопряженные с ними нарушения речи в сочетании с особенностями социализации приводят к снижению самоконтроля подростка в сферах обучения, общения и самообслуживания, ограничивают возможность развития самостоятельности, в том числе в сфере преодоления жизненных трудностей. Результатом взаимодействия этих факторов становятся повышенная тревожность детей и подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата, их чрезмерная чувствительность, впечатлительность и ранимость [8]. В связи с этим большой интерес представляет изучение личностных ресурсов, определяющих возможности подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата совладать с трудностями, которые возникают в их жизни в связи с двигательными ограничениями и особенностями личностного развития. В данной статье в качестве таких ресурсов рассматриваются жизнестойкость и копинг-стратегии подростков.
Жизнестойкость понимается как система убеждений об окружающем мире и себе в нем, которые позволяют человеку справляться с трудными жизненными ситуациями [6]. Копинг-поведение рассматривается как целенаправленное поведение, которое позволяет справляться с жизненными трудностями посредством осознанных действий, направленных на совладание с ними [5]. Наиболее распространенная точка зрения в отношении связи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями личности заключается в том, что уровень жизнестойкости личности определяется продуктивностью типичных для нее копинг-стратегий [12; 14; 16]. При этом отмечается, что именно на подростковый возраст приходится важнейший этап становления жизнестойкости [12] и копинг-поведения [9], поскольку именно этот возрастной период связан с интенсивным развитием самосознания и активным осмыслением отношений к себе и к миру.
Представленные в литературе данные позволяют проследить прямую связь между уровнем жизнестойкости и продуктивностью копинг-поведения в подростковом возрасте [3; 11], в том числе в связи с положительной самооценкой [15] и удовлетворенностью жизнью и объемом социальной поддержки (данные обнаружены на материале обследований условно здоровых подростков) [17]. Однако согласно результатам целого ряда исследований, жизнестойкость и копинг- поведение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют выраженную специфику.
Так, установлено, что по сравнению с условно-здоровыми сверстниками для подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны более узкий репертуар копинг-стратегий [8], более частое использование неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания (прежде всего избегания проблем, поиска социальной поддержки и самоконтроля) [4], более выраженная тенденция к использованию эмоционально-ориентированного копинга [2]. Вместе с тем данные о склонности подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата к использованию копинг-стратегий, связанных с поиском социальной поддержки для реализации принятых решений, носят противоречивый характер: в некоторых исследованиях указывается выраженность данной стратегии [1], тогда как в других, напротив, отмечается, что данная стратегия в большей степени характерна для условно здоровых подростков [8].
Такой же неоднозначный характер носят данные об уровне жизнестойкости подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: в некоторых исследованиях утверждается, что у таких подростков наблюдается снижение показателей жизнестойкости [13], в то время как в других констатируется отсутствие выраженных различий в уровне жизнестойкости между подростками с нарушениями двигательных функций и их условно здоровыми сверстниками на фоне постепенного снижения показателей жизнестойкости по мере взросления [10]. Данные о взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены в литературе весьма фрагментарно и являются весьма приблизительными в силу малочисленности исследуемых выборок.
Таким образом, анализ литературы позволяет констатировать, что в настоящее время наблюдается дефицит сведений о взаимосвязи жизнестойкости и копинг- стратегий у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сведения о ресурсах совладания с трудными жизненными ситуациями в подростковом возрасте, учитывающие специфику развития, крайне важны в контексте задач психолого-педагогического сопровождения становления личности подростка, что и определило цель исследования, результаты которого представлены в данной статье.
Программа исследования
Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи жизнестойкости и предпочитаемых копинг-стратегий старших подростков с нарушениями опорно двигательного аппарата. В исследовании приняли участие 67 подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного генеза в возрасте 13-16 лет, из них 32 девочки и 35 мальчиков. На этапе анализа результатов эта выборка была разделена на две подгруппы.
В первую подгруппу вошли 34 подростка с умеренными двигательными нарушениями (УН), имеющие возможность передвигаться без посторонней помощи и дополнительных устройств. Вторую группу составили 33 подростка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не способные передвигаться без посторонней помощи и/или дополнительных устройств (ТН). Группа сравнения включала 112 условно здоровых подростков 13-15 лет, в том числе 59 девочек и 53 мальчика (УЗ).
Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методов экспертного опроса педагогов, анализа документов и тестирования, представленного следующими методиками: Тест жизнестойкости (Е.И. Осин, Е.И. Рассказова) и Опросник изучения стратегий копинг-поведения (Е. Хейм). Подростки групп ТН и УН опрашивались в ходе индивидуальных бесед, сбор данных в выборке УЗ осуществлялся фронтально.
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрических критериев (U-критерий Манна-Уитни (z), ф-критерий Фишера) и корреляционного (rs Спирмена) анализа. Расчет данных проводился с помощью пакета статистических программ Statistica v. 10.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно полученным результатам суммарный показатель жизнестойкости у подростков группы УН не существенно отличается от аналогичного показателя в группе подростков УЗ, в то время как в группе подростков ТН этот показатель достоверно ниже (z=2,04 p<0,05). Наиболее выраженные различия были выявлены по параметру «принятие риска», характеризующему готовность человека действовать в ситуации неопределенности и использовать любой опыт для личностного развития (z=3,14 p<0,05 при сравнении групп подростков ТН и УН; z=2,03 p<0,05 при сравнении групп подростков ТН и УЗ). Показатели по параметру «контроль», описывающему убежденность человека в возможности влиять на жизненные события, в группе подростков ТН незначительно ниже, чем в остальных двух группах (на уровне тенденции, z=2,00 p<0,056). Показатель «вовлеченность», который характеризует степень субъективной включенности в собственную жизнь, во всех трех группах одинаков (табл. 1).
Таким образом, полученные нами данные подтверждают имеющиеся в литературе сведения о снижении жизнестойкости подростков с нарушениями двигательных функций [13] в аспектах ощущения контроля за собственной жизнью и принятия риска и позволяют предположить, что степень снижения жизнестойкости определяется тяжестью нарушений.
Таблица 1
Средние значения и стандартные отклонения показателей жизнестойкости у подростков
Параметры жизнестойкости |
УН |
ТН |
УЗ |
Вовлеченность |
31,89±6,33 |
30,26±6,17 |
29,81±6,47 |
Контроль |
23,16±5,98 |
21,13±5,07 |
23,10±4,71 |
Принятие риска |
16,26±4,31 |
15,13±4,13 |
16,87±3,83 |
Жизнестойкость (суммарный) |
71,32±15,05 |
63,91±15,61 |
69,78±13,56 |
Анализ копинг-стратегий подростков с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата показал, что для подростков ТН в большей степени характерны конструктивные копинг-стратегии по сравнению с выборками подростков УН (лишь на уровне тенденции, p=0,09) и подростков УЗ (z=2,01 p<0,05), у которых адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные копинг- стратегии представлены достаточно равномерно (рис. 1).
Рис. 1. Средние значения показателей адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий у подростков групп ТН, УН и УЗ
В ходе более детального анализа было установлено, что для подростков группы ТН более типичны адаптивные эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии, а адаптивные когнитивные копинг-стратегии встречаются достоверно реже (ф=2,94 р<0,01), в то время как в выборках подростков УН и УЗ адаптивные копинг-стратегии равномерно распределены между когнитивной, эмоциональной и поведенческими сферами (табл. 2).
Таблица 2
Частота предпочтений когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг- стратегий разной степени адаптивности (в процентном выражении)
Копинг-стратегии |
Частота, % |
|||
УН |
ТН |
УЗ |
||
Когнитивные копинг-стратегии |
Неадаптивные |
38,6 |
37,0 |
33,8 |
Относительно адаптивные |
34,3 |
37,0 |
26,5 |
|
Адаптивные |
27,1 |
26,0 |
39,7 |
|
Эмоциональные копинг-стратегии |
Неадаптивные |
39,5 |
28,6 |
46,4 |
Относительно адаптивные |
17,9 |
7,1 |
11,9 |
|
Адаптивные |
42,6 |
64,3 |
41,7 |
|
Поведенческие копинг-стратегии |
Неадаптивные |
28,9 |
23,8 |
32,6 |
Относительно адаптивные |
31,6 |
17,4 |
36,1 |
|
Адаптивные |
39,5 |
58,8 |
31,3 |
Наибольшее распространение во всех трех группах имеет стратегия «оптимизм» (62,9% в выборке ТН, 58,8% - УН, 34,4%- УЗ). В выборке подростков группы ТН также довольно распространены стратегии «сохранение самообладания» (29,6%) и «альтруизм» (25,9%), в то время как среди подростков групп УН и УЗ - «подавление эмоций» (26,5% и 22,2% соответственно), «отвлечение» (29,6% и 20,0%) и «отступление» (25,9% и 26,7%). Таким образом, полученные результаты опровергают представленные в литературе сведения о неадаптивности копинг- стратегий, предпочитаемых подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата [4]. Напротив, именно для подростков группы ТН оказались наиболее типичными адаптивные копинг-стратегии, в то время как подростки групп УН и УЗ зачастую прибегают к неадаптивным копинг-стратегиям. В целом, арсенал предпочитаемых копинг-стратегий подростков УН и УЗ схож и, кроме того, более широк, чем у их сверстников с ТН, что соотносится с данными, представленными в литературе [8].
Корреляционный анализ показал, что показатели «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска» во всех трех группах положительно взаимосвязаны друг с другом, а также с суммарным показателем жизнестойкости (р<0,01), что позволяет в процессе представления результатов корреляционного анализа сфокусировать внимание на взаимосвязях показателей различных копинг-стратегий и суммарного показателя жизнестойкости (табл. 3). Положительным коррелятом жизнестойкости во всех трех группах оказался показатель копинг-стратегии «оптимизм» (адаптивная эмоциональная копинг-стратегия), а отрицательным - «покорность» (неадаптивная эмоциональная копинг-стратегия). В выборках подростков групп УН и УЗ в число отрицательных коррелятов жизнестойкости вошли также «агрессивность» (неадаптивная эмоциональная копинг-стратегия) и «отступление» (неадаптивная поведенческая копинг-стратегия). В выборке подростков УЗ обнаружилась взаимосвязь показателей жизнестойкости и копинг-стратегии «придание смысла» (относительно адаптивная когнитивная копинг-стратегия).
Таблица 3
Корреляционные связи между показателями жизнестойкости и копинг-стратегий (р<0,05)
Показатель жизнестойкости в выборках |
Взаимосвязи с показателями предпочитаемых копинг-стратегий |
||||
оптимизм |
покорность |
агрессивность |
придание смысла |
отступление |
|
ТН |
0,53 |
-0,42 |
|
|
|
УН |
0,40 |
-0,37 |
-0,34 |
|
-0,40 |
УЗ |
0,44 |
-0,42 |
-0,43 |
0,39 |
-0,31 |
Таким образом, жизнестойкость подростков группы ТН взаимосвязана с использованием адаптивных стратегий совладания и отказом от неадаптивных эмоциональных копинг-стратегий, что подтверждает имеющиеся в литературе данные о предпочтении подростками с нарушениями двигательных функций эмоционально-ориентированного копинга [2]. В случае подростков группы УН жизнестойкость также оказывается отрицательно взаимосвязанной с неадаптивными поведенческими копинг-стратегиями, в частности, с отступлением, а жизнестойкость подростков группы УЗ, помимо перечисленного, связана с возможностью осмыслять жизненные трудности и использовать их как ресурс саморазвития.
В целом жизнестойкость подростков с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата связана в первую очередь с возможностями достижения эмоционального комфорта и отказом от неадаптивной поведенческой активности, связанной с отказом от решения проблем, в то время как для подростков группы УЗ существенный вклад в формирование жизнестойкости вносит возможность осмыслять свой опыт и использовать его для саморазвития.
Выводы
Полученные результаты позволяют подтвердить некоторые сведения о жизнестойкости и копинг-поведении подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата, имеющиеся в литературе, а также уточнить их в контексте учета степени тяжести этих нарушений.
1. Жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями функций опорнодвигательного аппарата ниже, чем у их условно здоровых сверстников, причем наиболее уязвимы такие параметры жизнестойкости, как контроль и принятие риска; при умеренных нарушениях двигательных функций снижения жизнестойкости не наблюдается.
2. Копинг-стратегии, предпочитаемые подростками с нарушениями опорнодвигательного аппарата, в целом более адаптивны, чем у их условно здоровых сверстников (прежде всего за счет предпочтения адаптивных эмоциональных копинг-стратегий), при этом у условно здоровых подростков репертуар копинг- стратегий шире, чем у подростков с нарушениями двигательных функций; наибольшие различия в предпочитаемых копинг-стратегиях отмечаются между условно здоровыми подростками и подростками с тяжелыми нарушениями двигательных функций; в случае умеренных нарушений различия минимальны.
3. Жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями двигательных функций связана с возможностью поддерживать эмоциональное благополучие; при умеренных нарушениях двигательных функций значение приобретает отказ от неадаптивных поведенческих копинг-стратегий.
Финансирование
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00336.
Литература
- Богомаз С.Л., Пашкович С.Ф. Возможности нарративного подхода для исследования копинг-стратегий людей с повреждением опорно-двигательного аппарата // Право. Экономика. Психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 92–100.
-
Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и
копинг-стратегии у детей
с двигательными нарушениями и их родителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 23 с. - Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3–1. С. 92–95.
- Кыштымова К.В. Особенности копинг-стратегий подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. № 14. С. 93–97.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М.: Наука, 1970. С. 178–208.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
-
Маракушина И.Г., Зайцева Е.С. Психологический
анализ копинг-стратегий
у подростков с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 647. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13198 (дата обращения: 26.03.2019). -
Плотникова А.Л. Особенности копинг-стратегий у
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Педагогика, психология
и образование: от теории
к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Богинской. М.: ИЦРНиО, 2017. С. 95–98. - Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. М.: Генезис, 2001. 215 с.
-
Токарская Л.В., Полякова Т.А. Особенности
жизнестойкости подростков
с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции
с международным участием. В 2-х томах / под ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. Т. 1. Самара: СГТУ, 2018. С. 242–248. -
Уварова О.М. Черты личности и копинг-стратегии
подростков с разным уровнем жизнестойкости // Материалы VII Международной
конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Под ред. А.Л.
Журавлева, Е.А. Сергиенко.
М.: ИП РАН, 2017. С. 861–864. - Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 2012. 152 с.
-
Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная
характеристика отношения
к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции [Электронный журнал] // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 77–86. URL: https://psyjournals.ru/files/33751/psyedu_2010_n5_Sherbakova.pdf (дата обращения: 26.03.2019). - Compas B.E., Connor-Smith J.K., Saltzman H., Thomsen A.H., Wadsworth M.E. Coping with stress during childhood and adolescence: Problems, progress, and potential in theory and research // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. Р. 87–127. doi:10.1037//0033-2909.127.1.87.
- Karatas Z., Cakar F.S. Self-Esteem and hopelessness, and resiliency: an exploratory study of adolescents in Turkey // International Education Studies. 2011. Vol. 4. № 4.P. 84–91.
- Rutter M. Resilience: Some conceptual considerations // Journal of Adolescent Health. 1993. Vol. 14. Р. 626–631. doi:10.1016/1054-139X(93)90196-V.
- ŞahinBaltaci Н., Karataş Z. Perceived social support, depression and life satisfaction as the predictor of the resilience of secondary school students: the case of Burdur // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 60. P. 111–130. Doi: 10.14689/ejer.2015.60.7.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2344
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1635
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10