Клиническая и специальная психология
2019. Том 8. № 2. С. 16–37
doi:10.17759/cpse.2019080202
ISSN: 2304-0394 (online)
Психологические факторы профессионального выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стресс, синдром профессионального выгорания, врачи анестезиологи-реаниматологи, психологическая профилактика
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080202
Для цитаты: Корехова М.В., Соловьев А.Г., Киров М.Ю., Новикова И.А. Психологические факторы профессионального выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 16–37. DOI: 10.17759/cpse.2019080202
Полный текст
В статье приводятся данные исследования психологических факторов профессионального выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов. Был обследован 61 врач Архангельской области с применением комплекса методик, позволяющих раскрыть индивидуально-личностные, социально-психологические и профессионально-организационные факторы профессионального выгорания. На основании полученных результатов установлено, что 60,6% анестезиологов- реаниматологов имеют высокий уровень профессионального выгорания. Выявлены три группы факторов, влияющих на возникновение и развитие профессионального выгорания у врачей: индивидуально-личностные (использование неконструктивных копинг-стратегий, высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, депрессивность, агрессивность); социально-психологические (нарушенный социальнопсихологический климат в коллективе) и профессионально-организационные (большая напряженность в работе, низкая самооценка качества работы, профессиональный стресс, затруднения в профессиональном развитии и самосовершенствовании). Комплексные мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов должны включать профессионально-организационное, социальное и индивидуальнопсихологическое направления работы.
Введение
Интерес к исследованию синдрома профессионального выгорания (СПВ) у врачей анестезиологов-реаниматологов обусловлен большой социальной значимостью данной профессии. Профессиональная деятельность врача анестезиолога-реаниматолога характеризуется очень высокой эмоциональной напряженностью, предъявляющей значительные требования к их личности. Анестезиологи-реаниматологи должны обладать значительной стрессоустой- чивостью, оптимальным уровнем тревоги, достаточной социальной адаптацией [11]. Деятельность врача анестезиолога-реаниматолога отличается следующими особенностями: необходимостью быстрого принятия ответственных решений, от которых зависит жизнь пациента; напряженностью работы в условиях перегрузки и неопределенности; исключительной тяжестью состояния пациентов; порой недостаточностью диагностических и терапевтических возможностей; неустроенностью быта [12]. Часто в своей профессиональной деятельности они сталкиваются с ситуациями, включающими мучительные этические затруднения [25], а также с множеством профессиональных стрессовых факторов [10; 22], что приводит к снижению адаптационных личностных способностей, психическим и соматическим нарушениям и в итоге к СПВ [2; 6; 9; 11]. Известно, что в большей степени СПВ проявляется у представителей профессий социальной сферы, возникая вследствие интенсивного и продолжительного стресса на работе, и может рассматриваться как состояние эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личных достижений [18; 23]. При СПВ в 96% случаев отмечается астеническая симптоматика, проявляющаяся в повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособности [21].
По данным разных исследователей признаки СПВ наблюдаются у 25-60% докторов со специализацией «анестезиология-реаниматология».
В сравнении с врачами других специальностей эмоциональное истощение у врачей анестезиологов-реаниматологов встречается в 7 раз чаще [1]. Интересен факт того, что до пенсионного возраста дорабатывает только 37-41% анестезиологов и 19% реаниматологов [13]. Наиболее частыми соматическими жалобами (66,5%) у анестезиологов-реаниматологов считаются боли в голове или спине, а также жалобы со стороны деятельности сердечно-сосудистой системы [17].
У врачей анестезиологов-реаниматологов, имеющих СПВ, часто отмечаются признаки депрессии, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, повышенный уровень враждебности [16]. У лиц с высокой степенью психического выгорания преобладают стили поведения, основанные на доминировании, с одной стороны, и избегании ответственности за принятые решения - с другой [15].
В литературе имеются исследования, касающиеся СПВ у врачей анестезиологов-реаниматологов, однако до сих пор остаются недостаточно изученными психологические факторы, лежащие в основе его развития.
Целью исследования стало выявление психологических факторов СПВ у врачей анестезиологов-реаниматологов.
Выборка и методы исследования
Выборка включала 61 анестезиолога-реаниматолога области (средний возраст - 42,9±12,4 лет; 34,4% женского пола, 65,6% - мужского), постоянно проживающих и работающих в Архангельской области. Стаж работы до 5 лет имели 9 врачей (14,8%); от 5 до 10 лет - 10 человек (16,4%); от 10 до 15 лет - 8 человек (13,1%); свыше 15 лет - 34 человека (55,7%).
В ходе исследования использовались психологическое тестирование, анкетирование и статистическая обработка эмпирических результатов. В исследовании использовались методики: «Отношение к работе и
профессиональное выгорание» В.А. Винокура (ОРПВ) [5], Шкала организационного стресса Мак-Лина [6], Фрайбургский личностный опросник (FPI) [19], Опросник Ч.Д. Спилбергера, Ю.А. Ханина [7], «Стратегии совладающего поведения» С. Фолкман и Р. Лазаруса [4], «Оценка психологической атмосферы в коллективе» по А.Ф. Фидлеру [20].
Для диагностики профессионального выгорания нами использовался опросник ОПРВ. Все утверждения опросника объединены в 9 шкал, которые соответствуют концептуальным представлениям об основных компонентах СПВ, входящих в его структуру: эмоциональное истощение, напряженность в работе, удовлетворенность работой и оценка ее значимости, профессиональный перфекционизм, самооценка качества работы, помощь и психологическая поддержка коллег, профессиональное развитие и самоусовершенствование, общая самооценка, здоровье и общая адаптация. По данной методике определялся интегративный индекс профессионального выгорания.
Шкала организационного стресса Мак-Лина, адаптированная Н. Е. Водопьяновой, позволяет измерить восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточно развитыми коммуникативными способностями, отсутствием умения адекватно оценивать ситуацию, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к различным активным формам отдыха и восстановления жизненных ресурсов. Чем выше итоговый показатель, тем больше предрасположенность к риску сердечно-сосудистых заболеваний; наивысший риск - при поведении типа А (суммарный показатель больше 50 баллов).
Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI) предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют основное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник содержит 12 личностных шкал: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинность-фемининность.
Опросник Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.А. Ханина позволяет дифференцированно измерять тревожность и как свойство личности, и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Личностная тревожность - устойчивая личная характеристика уровня восприимчивости воздействию разнообразных стрессовых факторов, склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих даже при отсутствии реальной опасности. Реактивная тревожность - состояние человека в настоящий момент времени, характеризующееся такими эмоциями, как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность в данной конкретной обстановке. Оценка результатов производится следующим образом: 46 и больше баллов - высокая тревожность, 31-45 - умеренная, до 30 баллов - низкая тревожность.
Преобладающие стратегии совладания со стрессом были выявлены с помощью методики «Стратегии совладающего поведения» С. Фолкман и Р. Лазаруса. Методика используется для исследования поведенческих особенностей в стрессовых для личности ситуациях. Копинг-тест Р. Лазаруса позволяет выявить 8 стратегий (стилей поведения): конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание,планирование, положительная переоценка.
Методика А.Ф. Фидлера предназначена для оценки психологической атмосферы, сложившейся в группе (коллективе). Испытуемые дают оценку группе по предложенным биполярным шкалам: дружелюбие-враждебность, согласие-несогласие, удовлетворенность-неудовлетворенность, продуктивность- непродуктивность, сотрудничество-несогласованность, занимательность-скука, теплота-холодность, увлеченность-равнодушие,успешность-безуспешность, взаимная поддержка-недоброжелательность. Суммарный показатель может быть в пределах от 10 до 80 баллов: о более благоприятной психологической атмосфере в коллективе говорит более низкий балл по опроснику.
Статистическая обработка данных произведена с применением статистического пакета SPSS Statistics 22.00 [14]. Для оценки значимости различий средних значений использовались критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни; для анализа различий по частоте встречаемости - ф-критерий Фишера. Применялись множественный регрессионный и корреляционный анализы, позволяющие оценить взаимосвязи между признаками.
Результаты исследования
Анализ результатов анкетирования врачей анестезиологов-реаниматологов (рис. 1) показал, что в своей профессиональной деятельности 80,3% обследуемых практически каждый день сталкивались со стрессовыми ситуациями. Каждый восьмой врач подвергался угрозе жизни, а также опасности серьезного ранения или травмы при выполнении профессиональных обязанностей.
Рис. 1. Частота встречаемости угроз у врачей анестезиологов-реаниматологов в ходе выполнения их профессиональной деятельности
Каждый пятый специалист (21,3%) отмечал, что его работоспособность хуже, чем обычно, а оценка своей работы в настоящее время как очень тяжелой была отмечена у 55,7% врачей.
По методике ОРПВ врачи анестезиологи-реаниматологи имели высокие значения по ряду шкал (рис. 2). Выявленные особенности говорят о наличии у них таких проблем, как нарушения здоровья, плохое самочувствие, высокая эмоциональная напряженность, эмоциональное и телесное истощение, утомление, сложности в профессиональном росте, отсутствие желания в повышении квалификации, неудовлетворенность работой.
Рис. 2. Симптомы профессионального выгорания у врачей анестезиологов- реаниматологов по методике ОРПВ (в %)
СПВ был сформирован у 60,6% врачей анестезиологов-реаниматологов, о чем говорит высокий интегративный индекс профессионального выгорания.
Эмоциональное истощение и усталость, влияющие на качество работы, выявлялись у 49,2% врачей, проблемы со здоровьем вследствие негативного влияния профессиональной деятельности встречались у 53,1% врачей. Низкая удовлетворенность результатами своей работы была выявлена у 29,5% обследуемых. 31,1% респондентов не чувствовали помощи и поддержки коллег, обладали высоким профессиональным перфекционизмом и низкой самооценкой качества работы; 45,9% - не видели возможности профессионального роста и развития; 24,6% - имели общую низкую самооценку, считая, что их профессиональная компетентность и личностные ресурсы не в полной мере соответствуют тем требованиям, которые предъявляются им работой.
Такие симптомы СПВ, как напряженность в работе (U=226,0, p=0,024) и низкая самооценка качества результатов своей деятельности (U=222,5, p=0,014) у лиц женского пола были менее выражены. Стоит отметить, что полученные нами данные несколько расходятся с результатами других исследователей [12], которые указывают на более выраженные признаки эмоционального истощения у женщин.
Сравнительный анализ результатов по опроснику ОРПВ показал, что у анестезиологов-реаниматологов со стажем до 5 лет были выявлены самые высокие показатели значимости работы и удовлетворенности ею (34,6±13,1%) в сопоставлении с респондентами со стажем работы 10-15 (46,0±13,8%) (U=13,0, p=0,045) и более 15 лет (46,0±13,8%) (U=65,5, p=0,024).
Наибольший показатель эмоционального истощения обнаруживался у лиц со стажем работы 10-15 лет (55,4±12,5%) в сопоставлении со стажем 5-10 лет (44,9±11,4%; p<0,05). В группе врачей со стажем более 15 лет выявлены более низкие значения профессионального развития в соотнесении с обследуемыми со стажем до 5 лет (p<0,05) и 5-10 лет (p<0,05). Значения интегративного индекса профессионального выгорания в разных группах врачей по стажу работы достоверно не отличались.
Все врачи по уровню выгорания по опроснику ОРПВ были разделены на следующие группы: 60,6% (37 человек) - высокий уровень, 24,6% (15 человек) - средний, 14,8% (9 человек) - низкий уровень.
Для дальнейшего анализа врачи со средним и низким уровнями СПВ были объединены, так как численность респондентов, имеющих низкий уровень СПВ, была небольшая и недостаточная для анализа. Таким образом, 1 группа включала врачей с высоким уровнем выгорания - 37 человек (60,6%), а 2 группа со средним и низким уровнем выгорания - 24 человека (39,4%).
Показатель организационного стресса по методике Мак-Лина был существенно выше у врачей 1 группы (53,4±6,0 баллов) в сравнении с врачами из 2 группы (46,0±5,6 баллов) (U=143,5, p=0,000). Поведение типа А, проявляющееся низкой толерантностью к организационному стрессу, чаще отмечалась среди обследуемых 1 группы (77,1%) и реже - 2 группы (29,2%, ф=3,78, p<0,01).
По результатам методики «Стратегии совладающего поведения» Р. Лазаруса в 1 группе определены преобладающие копинг-стратегии: дистанцирование (51,6±9,9 балла), бегство-избегание (52,4±9,4 балла), поиск социальной поддержки (52,6±9,1 балла), что указывает на то, что в проблемной и трудной ситуации респонденты 1 группы реагировали уходом от проблемы за счет фантазирования, отрицания проблемы и отвлечения, избегали ситуации по принятию ответственности по решению проблемной ситуации, снижали субъективную важность и степень эмоциональной вовлеченности, усиливали поиск информационной и эмоциональной поддержки.
У врачей 2 группы уровень выраженности копинг-стратегий был несущественно ниже, а преобладающими стратегиями являлись дистанцирование (50,2±7,5 балла), конфронтация (49,7±7,9 балла), планирование (49,0±11,0 балла). В стрессовой ситуации анестезиологи-реаниматологи 2 группы активно противостояли трудностям, отстаивая собственные интересы, либо наоборот снижали степень эмоциональной вовлеченности в нее, либо пытались целенаправленно анализировать ситуацию, разрабатывая план своих действий.
Врачи анестезиологи-реаниматологи 1 группы (табл. 1) по сравнению с врачами из 2 группы в ситуациях конфликта чаще применяли неадаптивные (неконструктивные) копинг-стратегии.
Таблица 1
Преобладающие копинг-стратегии врачей анестезиологов-реаниматологов с разным уровнем выгорания (в %)
Копинг-стратегии |
1 группа |
2 группа |
Конфронтация |
10,7 |
5,5* |
Дистанцирование |
21,4 |
22,2 |
Самоконтроль |
3,6 |
- |
Поиск поддержки |
17,9 |
16,7 |
Принятие ответственности |
10,7 |
5,5* |
Бегство-избегание |
25,0 |
11,1* |
Планирование |
3,6 |
27,9** |
Положительная переоценка |
7,1 |
11,1 |
Примечание: * - различия между группами достоверны при p<0,05; ** - при p<0,01.
Врачи анестезиологи-реаниматологи, имеющие неадаптивные копинг- стратегии, обладали такими качествами, как враждебность, конфликтность, импульсивность, непринятие ответственности, отрицание существующих проблем, бегство в фантазии. Во 2 группе при столкновении с трудноразрешимыми ситуациями чаще использовались адаптивные копинг-стратегии: планирование решения проблем и положительная переоценка.
По опроснику Ч.Д. Спилбергера у анестезиологов-реаниматологов 1 группы показатели реактивной тревожности и личностной тревожности были существенно выше по сравнению с врачами из 2 группы (рис. 3). Практически половина обследуемых 1 группы (48,3%) имели высокий показатель реактивной тревожности, проявляющийся высоким уровнем напряжения и нервозности в отношении ситуаций в жизни и на работе, у 2 группы данный показатель встречался только у 11,1% врачей (ф=2,86, p<0,01). У 65,5% врачей анестезиологов-реаниматологов 1 группы и 11,1% - 2 группы (ф=4,02, p<0,01) отмечалась высокая личностная тревожность, то есть они воспринимали многие ситуации как угрожающие.
Рис. 3 . Результаты исследования по методике Спилбергера-Ханина врачей анестезиологов реаниматологов с разным уровнем выгорания (баллы)
Примечание: ** - различия между группами достоверны при p<0,01; *** - при p<0,001.
По Фрайбургскому личностному опроснику (FPI) большинство шкал имели средние показатели в обеих группах врачей. Только по шкале Открытость у врачей 1 группы оказались высокие значения, что проявляется в стремлении к доверительному и откровенному взаимодействию с людьми.
По методике FPI для врачей 1 группы характерны большие значения по шкалам Открытость (U=17,5, p=0,034) и Эмоциональная лабильность (U=16,0, p=0,035) по сравнению с врачами 2 группы (рис. 4). У обследуемых 1 группы по шкале Уравновешенность также отмечались более низкие показатели (U=12,0, p=0,032).
Каждый пятый специалист 1 группы (18,8%) имел высокий показатель спонтанной агрессивности, свидетельствующий о наличии предпосылок к импульсивному поведению и повышенной степени психопатизации.
У респондентов 2 группы таких показателей не было выявлено. 50% обследуемых 1 группы и 33,3% - 2 группы (ф=1,90, p<0,05) обладали неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию. 37,5% и 33,3% врачей 1 и 2 групп соответственно обладали высокой депрессивностью, проявляющейся в подавленном и угнетенном эмоциональном состоянии. Высокий уровень реактивной агрессивности, проявляющийся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным желанием к доминированию, был выявлен у 37,5% анестезиологов-реаниматологов 1 группы и у 16,7 % врачей 2 группы (ф=1,80, p<0,05).
Рис. 4. Личностные характеристики анестезиологов-реаниматологов с разным уровнем выгорания по методике FPI (в стенах)
Примечание: * - различия между группами достоверны при p<0,05.
По методике «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера было выявлено, что 6,9% и 55,5% специалистов 1 и 2 групп соответственно считали благоприятной психологическую атмосферу в своем коллективе (рис. 5). Однако у врачей анестезиологов-реаниматологов 1 группы восприятие климата в коллективе менее благоприятное, чем у врачей 2 группы (U=129,5, p=0,004). Присутствие в коллективе несогласия, равнодушия, недоброжелательности, холодности отмечали 24,1% врачей 1 группы. Данные взаимоотношения в коллективе, вероятно, негативно сказывались на успешности в профессии. Во 2 группе не было выявлено данного показателя.
Корреляционный анализ позволил выявить определенные взаимосвязи между симптомами СПВ и личностными качествами. Так, с увеличением показателя профессионального выгорания нарастало эмоциональное истощение (r=0,931; p=0,000), снижалась удовлетворенность работой (r=0,624; p=0,000), ухудшалось здоровье и адаптация (r=0,823; p=0,000), усиливалась ситуативная тревожность (r=0,553; p=0,000).
Рис. 5. Результаты исследования врачей анестезиологов-реаниматологов с разным уровнем выгорания по методике А.Ф. Фидлера (баллы)
Примечание: * - различия между группами достоверны при p<0,05; ** - при p<0,01.
В ходе исследования нами обнаружена корреляционная взаимосвязь между организационно-психологическими, индивидуально-личностными и социальнопсихологическими факторами СПВ. Были выявлены следующие взаимосвязи: между напряженностью и неудовлетворенностью в работе (r=0,341, p=0,019) и ощущением неуспеха (r=0,347, p=0,017); организационным стрессом и уравновешенностью
(r=-0,519; p=0,040); снижением профессионального развития и копинг-стратегией принятия ответственности (r= -0,446; p=0,018); между снижением самооценки
качества работы и тремя копинг-стратегиями, такими как дистанцирование (r=0,326; p=0,027), принятие ответственности (r=0,308; p=0,037), бегство-избегание (r=0,314; p=0,034); между личностной тревожностью и напряженностью в работе (r=0,591, p=0,000).
С применением множественного регрессионного анализа был разработан алгоритм прогнозирования развития СПВ по наличию факторов, измеряемых с помощью Фрайбургского личностного опросника, методики «Стратегии совладающего поведения» С. Фолкман и Р. Лазаруса, методики «Оценка психологической атмосферы в коллективе» по А.Ф. Фидлеру, шкалы организационного стресса Мак-Лина. Зависимая переменная (Y) - интегративный индекс профессионального выгорания, измеряемый посредством опросника «Отношение к работе и профессиональное выгорание» В.А. Винокура (ОРПВ).
Уравнение вероятности развития СПВ имело следующий вид:
Y = -7,620-1,085хН+3,171хД-2,066хРА+0,299хК+3,120хП +0,628хОрг.С,
где Н - невротичность, Д - депрессивность, РА - реактивная агрессивность (Фрайбургский личностный опросник), К - конфронтация (методика «Стратегии совладающего поведения» С. Фолкман и Р. Лазаруса), П - поддержка (методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» по А.Ф. Фидлеру), Орг. С - организационный стресс (шкала организационного стресса Мак-Лина).
Была произведена проверка на мультиколлинеарность (предикторы умеренно коррелировали) и гомогенность дисперсии (табл. 2).
Таблица 2
Проверка на мультиколлинеарность
Константа — |
Показатели коллинеарности |
|
Tolerance |
VIF |
|
Невротичность |
0,869 |
1,151 |
Депрессивность |
0,714 |
1,401 |
Реактивная агрессивность |
0,509 |
1,966 |
Конфронтация |
0,737 |
1,357 |
Поддержка |
0,403 |
2,480 |
Организационный стресс |
0,538 |
1,858 |
Коэффициент множественной корреляции (R) составил 0,862; коэффициент множественной детерминации (R-квадрат) - 0,743. Коэффициент множественной корреляции для окончательной модели статистически достоверен (p=0,001), поэтому модель множественной регрессии может быть содержательно интерпретирована.
Все коэффициенты уравнения значимы на уровне 5 % (p<0,05). Коэффициент множественной детерминации объясняет более 74% дисперсии зависимой переменной, поэтому результаты предсказания могут быть приняты во внимание.
Обсуждение результатов
В ходе исследования было установлено, что большинство врачей анестезиологов-реаниматологов практически ежедневно сталкивались со стрессовыми ситуациями в ходе выполнения своей профессиональной деятельности, а каждый восьмой врач подвергался угрозе жизни на работе.
Врачи анестезиологи-реаниматологи составляют группу риска развития СПВ. Высокий уровень СПВ, включающий в себя симптомы эмоционального истощения, снижение удовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности, низкую оценку ее значимости, нарушения здоровья и общей адаптации, был выявлен более чем у половины обследуемых. В нашем исследователи обнаружена большая встречаемость признаков СПВ у врачей данной специальности в сравнении с другими авторами (60,6% против 46,4%) [11].
К организационно-психологическим факторам СПВ у врачей анестезиологов- реаниматологов относятся: организационный стресс, высокая напряженность в работе, трудности и препятствия в профессиональном развитии, сниженная самооценка качества работы. У врачей анестезиологов-реаниматологов с высоким уровнем СПВ отмечалась существенно более низкая толерантность к организационному стрессу.
К индивидуально-личностным факторам профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов относятся: использование неконструктивных стратегий совладания со стрессом, повышенная личностная тревожность, эмоциональная неустойчивость, спонтанная агрессивность, чрезмерная открытость. Врачи с высоким уровнем СПВ чаще снижали значимость собственных переживаний, применяли неадаптивные (неконструктивные) копинг- стратегии, переоценивали в неблагоприятную сторону возможность действительного разрешения трудностей. Они обладали также более выраженными показателями реактивной и личностной тревожности. У респондентов данной группы отмечалось более выраженное стремление к установлению доверительных и открытых взаимоотношений с окружающими, в то же время для них была более свойственна неустойчивость эмоциональных состояний.
Неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе (недоброжелательность, несогласованность, равнодушие, холодность, неспешность, скука) можно отнести к социально-психологическим факторам СПВ. Каждый четвертый врач с высоким уровнем СПВ считал психологическую атмосферу в своем коллективе неблагоприятной, в которой преобладает холодность, несогласие, равнодушие.
В исследовании были выявлены взаимосвязи между индивидуальноличностными, организационно-психологическими и социально-психологическими факторами СПВ. При планировании мероприятий по профилактике СПВ данные взаимосвязи необходимо учитывать для достижения наилучших результатов.
Задачей профилактических мероприятий является снижение вероятности развития предпосылок и проявлений СПВ у врачей анестезиологов-реаниматологов. В соответствии с выделенными факторами работа должна осуществляться по трем направлениям: профессионально-организационному, социальному и индивидуально-психологическому [8].
В рамках профилактических мероприятий на профессиональноорганизационном уровне может быть предложено систематическое проведение профилактических медицинских осмотров, рациональный режим труда и отдыха, а при появлении признаков СПВ - предоставление дополнительных профилактических трудовых отпусков, необходимое техническое и организационное оснащение трудового места, работа комнаты психологической разгрузки и отдыха, возможное в пределах специальности разнообразие трудовых функций и т.д.
Комплекс мероприятий на социальном уровне включает: мониторинг социально-психологического климата, развитие высокой организационной культуры и здоровой атмосферы в коллективе, тренинг бесконфликтного общения, обучение методам психологической разгрузки, коммуникативный тренинг и т.д. Индивидуально-психологическое направление работы: ранняя психологическая диагностика СПВ; лекции, в которых рассматриваются причины профессионального стресса и способы борьбы со стрессовыми ситуациями; обучение адаптивным (конструктивным) копинг-стратегиям, принципам управления временем; формирование стрессоустойчивости в ситуациях профессиональных стрессов; развитие стратегии успешности деятельности в ситуации эмоционального напряжения; формирование эмоциональной саморегуляции в поведении; повышение уверенности и оптимистичности; формирование позитивных установок на личностное и профессиональное самосовершенствование, а также нормативное поведение в профессии.
При интервенции СПВ большая роль принадлежит психотерапевтическим методам, имеющим симптомо-, личностно- и социоцентрированную направленности. В процессе психотерапии, как правило, комбинируются индивидуальные и групповые занятия.
Большое значение для предупреждения и преодоления выгорания имеет групповая психокоррекция. Коррекция эмоциогенных нарушений межличностных отношений проводится посредством обсуждения или моделирования соответствующих ситуаций в малых группах. Это связано и с тем, что в процессе группового взаимодействия отрабатываются социально приемлемые формы отреагирования эмоционального напряжения. Наиболее эффективным и обоснованным можно считать применение групповых форм психокоррекции и психотерапии в однородных группах.
Проведение групповых психотерапевтических занятий дает возможность осознания внутренних психологических проблем. При групповых занятиях определенное внимание должно уделяться индивидуализации влияния (индивидуальные внушения, подбор и отрабатывание индивидуальных форм самовнушения, акцент на личности каждого человека, обсуждение его проблем в группе, символический прием в группу и пожелание группы человеку в конце его лечения).
Обычно курс состоит из 10-12 групповых занятий, которые проводятся 3-4 раза в неделю в психотерапевтических группах по 10-12 человек, и 4-5 индивидуальных сеансов длительностью по 55-65 минут.
Система психотерапевтической коррекции должна строиться на основании подхода, предусматривающего этапность влияния, связь каждого последующего занятия с предыдущим, доступность информации, соответствие заданий возможностям сотрудника, систематичность в овладении навыками психической саморегуляции.
Выводы
1. Высокий уровень синдрома профессионального выгорания отмечается у 60,6% обследуемых нами врачей анестезиологов-реаниматологов, который проявляется в нарушениях здоровья, плохом самочувствии и высокой эмоциональной напряженности, в эмоциональном и телесном истощении, утомлении, в сложностях профессионального роста, в отсутствии желания повышать квалификацию, в неудовлетворенности работой.
2. Врачи анестезиологи-реаниматологи с высоким уровнем профессионального выгорания обладают низкой толерантностью к организационному стрессу, высоким уровнем тревожности, применяют неадаптивные копинг-стратегии при столкновении с трудной ситуацией или снижают значимость собственных переживаний, при этом они стремятся к установлению доверительных взаимоотношений, но им свойственна эмоциональная неустойчивость. 24,1% врачей данной группы отмечают наличие в коллективе признаков несогласия, равнодушия, недоброжелательности.
3. Врачи анестезиологи-реаниматологи со средним и низким уровнями выгорания более устойчивы к организационному стрессу, менее тревожны, активно противостоят трудностям, пытаясь целенаправленно анализировать ситуацию, разрабатывая план своих действий, более уравновешенны и доброжелательны. Более половины специалистов этой группы считают благоприятной психологическую атмосферу в своих коллективах.
4. К психологическим факторам синдрома профессионального выгорания у анестезиологов-реаниматологов относятся индивидуально-личностные (использование неконструктивных копинг-стратегий, высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, депрессивность, агрессивность); социальнопсихологические (неблагоприятный социально-психологический климат, недоброжелательность, несогласованность, отсутствие поддержки со стороны коллег, равнодушие и холодность) и профессионально-организационные (высокая напряженность в работе, организационный стресс, отсутствие профессионального развития, низкая самооценка качества выполненной деятельности).
Выявленные психологические факторы профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов Архангельской области можно использовать при проведении мероприятий по профилактике данного синдрома. Полученные данные переносить на всех анестезиологов-реаниматологов России все же пока нельзя, поскольку выборка крайне мала для срезовых исследований, и в основном использовалась непараметрическая статистика (в силу ненормальности распределения данных), которая грешит ошибками 1 рода (ложноположительными результатами). Планируются дальнейшие исследования, направленные на изучение признаков и факторов синдрома профессионального выгорания врачей анестезиологов реаниматологов, с целью разработки системы профилактики данного синдрома.
Литература
-
Баклаев А.В., Смирнов И.В., Мизиков В.М. и др.
Информационный стресс анестезиолога-реаниматолога. // Анестезиология и
реаниматология. 2002. Т. 47.
№ 2. С. 4-9. -
Васильев В.Ю., Пушкаренко И.А. Причины развития
«эмоционального выгорания» у анестезиологов-реаниматологов. // Общая
реаниматология. 2011.
Т. 7. № 2. С. 66-70. -
Васильева Н.Г. Взаимосвязь особенностей
эмоционального интеллекта
и синдрома выгорания у врачей: автореф. дис… канд.психол.наук. СПб., 2016. 24 с. - Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
-
Винокур В.А. Методика психологической диагностики
профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. Опросник «ОРПВ»
(Отношение к работе
и профессиональное «выгорание»): учеб. пособие. СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012. 44 с. - Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб: Питер, 2009. 336 с.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 176 с.
- Корехова М.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психическая дезадаптация специалистов в экстремальных условиях деятельности: монография. Архангельск: изд-во Северного государственного медицинского университета, 2014. 139 с.
-
Корехова М.В., Соловьев А.Г., Киров М.Ю. и др.
Синдром профессионального «выгорания» у врачей анестезиологов-реаниматологов //
Вестник анестезиологии
и реаниматологии. 2016. Т.13. № 3. С. 19-28. doi:10.21292/2078-5658-2016-13-3-19-28 -
Кошкин В.Б., Гончаревич А.Ю., Ковалев О.А. Синдром
профессиональной дезадаптации врачей и медсестер отделения анестезиологии и
реанимации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф.
Катанова. 2015. № 12.
С. 59-61. -
Ловчев А.Ю., Корячкин В.А. Проявления
психологической дезадаптации
у врачей анестезиологов-реаниматологов // 2 Беломорский симпозиум «Актуальные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии» / под ред. М.Ю. Кирова и др.]. Архангельск, б.и., 2007. С. 180-181. - Мамась А.Н., Косаревская Т.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиолог-реаниматологов // Новости хирургии. 2010. Т. 18. № 6. С. 75-81.
-
Миронов П.И., Каширина Е.А., Крыкля А.С. и др.
Проблема «эмоционального выгорания» среднего медицинского персонала отделений
реанимации
и интенсивной терапии // Клиническая анестезиология и реаниматология. 2004.
Т. 1. № 1. С. 14-18. - Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
- Орел В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 33-39.
-
Парфенов Ю.А. Патогенетические детерминанты
психосоматических расстройств при артериальной гипертензии у
врачей-анестезиологов с синдромом профессионального выгорания //
Фундаментальные исследования. 2012. № 5. Ч. 2.
С. 325-329. - Решетова Т.В., Мазурок В.А., Жигалова Т.Н. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников – ресурсы коррекции // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 3. С. 105-111
- Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания: учебное пособие. Архангельск: изд-во СГМУ, 2007. 176 с.
- Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. II: Прикладные проблемы психологии / Под. ред. А.А. Крылова. СПб: изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. 163 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М: изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
- Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В. и др. Астенический симптомокомплекс у пациентов с синдромом эмоционального выгорания // Журнал неврологии и психиатрии. 2013 № 11. С. 22-26.
- Щелкова О.Ю. Психодиагностика в системном исследовании эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов (в связи со стрессогенным характером профессиональной деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 154-160.
- Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective. In: W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek (eds.) Professional burnout: Recent developments in theory and research. Washington, DC: Taylor & Francis, 1993. P. 19–32.
- Misiołek A., Gorczyca P., Misiołek H., Gierlotka Z. The prevalence of burnout syndrome in Polish anaesthesiologists // Anaesthesiology Intensive Thrapy. 2014. Vol. 46. № 3. P. 155–161. doi: 10.5603/AIT.2014.0028
- Nyssen A.S., Hansez I., Baele P., et al. Occupational stress and burnout in anaesthesia // British Journal of Anaesthesia. 2003. Vol. 90. № 3. P. 333–337. doi: 10.1093/bja/aeg058.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1743
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1325
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6