Августа Викторовна Ярмоленко: избранные страницы научной биографии

205

Аннотация

Статья посвящена научному наследию и жизненному пути профессора факультета психологии А.В. Ярмоленко. Научные исследования А.В Ярмоленко во многом определялись идеями ее учителя, В.М. Бехтерева, – основоположника петербургской психологической школы. Прежде всего, это идеи комплексного подхода, а также изучения патологических явлений как метода понимания нормальной психологии. Важным является и положение о том, что психическое развитие аномальных и нормальных детей протекает по одним и тем же законам. А.В. Ярмоленко осуществила первое многостороннее клинико-психологическое исследование онтогенетических особенностей детей с одновременным нарушением зрения и слуха.

Общая информация

Ключевые слова: нарушенное развитие, осязание, комплексный подход, логопатология, специальная психология, слепоглухота

Рубрика издания: Хроника

Тип материала: персоналии

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090411

Благодарности. Авторы выражают благодарность доктору психологических наук, профессору И.И. Мамайчук.

Для цитаты: Кац Е.Э., Колосова Т.А., Сорокин В.М. Августа Викторовна Ярмоленко: избранные страницы научной биографии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 201–210. DOI: 10.17759/cpse.2020090411

Литература

  1. Августа Викторовна Ярмоленко: (К 70-летию со дня рождения) // Дефектология. 1971. № 2. С. 91–92.
  2. Басилова Т.А. Слепоглухой человек и мир вокруг (семинар, посвященный
    100-летию со дня рождения А.В. Ярмоленко) // Дефектология. 2000. № 5. С. 82–85.
  3. Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. М.: Эксмо, 2015. 208 с.
  4. Тифлосурдопедагогика: учебник / Под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой,
    Н.М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2019. 472 с.
  5. Ярмоленко А.В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых. Автореф. докт. дисс. пед. наук (по психологии). Л., 1955.
  6. Ярмоленко А.В. К вопросу о формах речи у слепоглухонемых детей // Труды Института слуха и речи. 1940. Т. 3. С. 296–302.
  7. Ярмоленко А.В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / Под ред. М.Л. Шкловского. Л.: 2-я тип. Трансжелдориздата, 1947. 159 с.
  8. Ярмоленко А.В. Развитие обоняния при потере слуха и зрения // Ученые записки ЛГУ. 1948. № 109. С. 196–206.
  9. Ярмоленко А.В. Тактильно-вибрационная чувствительность при потере слуха
    и зрения // Ученые записки ЛГУ. 1949. № 119. С. 40–53.
  10. Ярмоленко А.В. Сон и сновидения при потере слуха и зрения // Ученые записки ЛГУ. 1949. № 119. С. 66–82.
  11. Ярмоленко А.В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики // Ученые записки ЛГУ. 1949. Т. 119. С. 54–65.
  12. Ярмоленко А.В. Взаимоотношения первой и второй сигнальной системы при потере слуха и зрения. // Ученые записки ЛГУ. 1953. Т. 147. С. 110–126.
  13. Ярмоленко А.В. Развитие личности при лишении зрения и слуха // Ученые записки ЛГУ «Психология и педагогика». 1956. Т. 214. С. 137–154.
  14. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1961. 162 с.
  15. Земцова М.И. Компенсация слепоты в процессе познания и труда. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. 418 с.
  16. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2-х т. / Отв. ред. А.Р. Лурия. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956–1958. Том. 1. 1956. 420 с.
  17. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2-х т. / Отв. ред. А.Р. Лурия. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956–1958. Том. 2. 1958. 455 с.
  18. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л.: изд-во Института им. А.И. Герцена, 1973. 215 с.
  19. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. 328 с.
  20. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 192 с.
  21. Психология глухого школьника / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф,
    Т.В. Розановой и др. М.: Педагогика, 1971. 447 с.
  22. Ярмоленко А.В. Обследование движений нормальных и аномальных детей.
    Л.: Учпедгиз, 1931. 162 с.
  23. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.
  24. Мамайчук И.И. Памяти Августы Викторовны Ярмоленко (к 100-летию со дня рождения) // Ананьевские чтения. СПб: СПбГУ, 2000, с. 165–169.

Информация об авторах

Кац Екатерина Эдуардовна, заместитель директора, ГБОУ школа № 755 «Региональный Центр аутизма», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1339-8292, e-mail: katjakats@yandex.ru

Колосова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6341-1347, e-mail: mama_t@mail.ru

Сорокин Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3875-3687, e-mail: vombat54@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 432
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 205
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4