Августа Викторовна Ярмоленко: избранные страницы научной биографии

271

Аннотация

Статья посвящена научному наследию и жизненному пути профессора факультета психологии А.В. Ярмоленко. Научные исследования А.В Ярмоленко во многом определялись идеями ее учителя, В.М. Бехтерева, – основоположника петербургской психологической школы. Прежде всего, это идеи комплексного подхода, а также изучения патологических явлений как метода понимания нормальной психологии. Важным является и положение о том, что психическое развитие аномальных и нормальных детей протекает по одним и тем же законам. А.В. Ярмоленко осуществила первое многостороннее клинико-психологическое исследование онтогенетических особенностей детей с одновременным нарушением зрения и слуха.

Общая информация

Ключевые слова: нарушенное развитие, осязание, комплексный подход, логопатология, специальная психология, слепоглухота

Рубрика издания: Хроника

Тип материала: персоналии

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090411

Благодарности. Авторы выражают благодарность доктору психологических наук, профессору И.И. Мамайчук.

Для цитаты: Кац Е.Э., Колосова Т.А., Сорокин В.М. Августа Викторовна Ярмоленко: избранные страницы научной биографии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 201–210. DOI: 10.17759/cpse.2020090411

Полный текст

 

 

10 октября 2020 года исполняется 120 лет со дня рождения Августы Викторовны Ярмоленко (1900-1972) одного из основоположников отечественной специальной психологии, яркого представителя школы В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. Ее научное наследие прочно вошло в фундамент современной отечественной дефектологии и психологии дизонтогенеза. В 1923 году она поступила в Петроградскую психоневрологическую академию. Еще в период обучения А.В. Ярмоленко начинает работать в отделе психологии Института мозга. Именно здесь началось ее многолетнее сотрудничество с Б.Г Ананьевым. Интересно отметить некоторые исторические параллели. В психоневрологической академии преподавался широкий спектр клинико-психологических и дефектологических дисциплин, что безусловно оказало влияние на формирование научных интересов Августы Викторовны. За 10 лет до этого в стенах академии учился И.А. Соколянский - будущий основоположник тифлосурдопедагогики и практики обучения слепоглухих в нашей стране. В те же годы он посещал занятия в первой в России частной школе для слепоглухих детей, открытой в Санкт-Петербурге. Позже А.В. Ярмоленко проводила свои исследования слепоглухих детей той же школы, но переведенной в состав Отофонетического института (позже - Институт слуха и речи). В этот же период, в середине 20-х годов, И.А. Соколянский организовал на Украине школу-клинику для слепоглухих детей. Двух ученых связывало долгое научное сотрудничество. И.А. Соколянский реализовывал собственную программу психолого-педагогических исследований, а А.В Ярмоленко - программу клинико-психологических опытов. Эти программы взаимно друг друга дополняли и обогащали, а полученные данные стали основой дальнейшего развития отечественной тифлосурдопедагогики и ее самостоятельных и оригинальных школ А.И. Мещерякова и А.В. Апраушева.

А.В. Ярмоленко и В.Н. Мясищев

А.В. Ярмоленко сохраняла и развивала традиции петербургской (ленинградской) психологической школы. Прежде всего, это касается идеи комплексного подхода, выдвинутой еще в начале ХХ века ее учителем - В.М. Бехтеревым. Суть комплексного подхода состояла в единой программе изучения человека с помощью разных наук, которые вносят свой вклад в единые представления о сущности, структуре, генезе и функциях психического аппарата, его многоуровневой детерминации. В сфере специальной психологии методология комплексного подхода впервые были реализованы учениками В.М. Бехтерева: Г.Я. Трошиным в исследованиях детей с патологией интеллектуального развития, А.А. Крогиусом при анализе психического развития незрячих, а также А.В. Ярмоленко в процессе изучения лиц с множественными сенсорными нарушениями. Как подчеркивал В.М. Бехтерев, законы природы лучше всего обнаруживают себя, когда нарушаются. Именно поэтому исследования патологических явлений расширяет наши представления о норме. В этом смысле специальная психология может рассматриваться как особый универсальный метод научного познания, «жестокий эксперимент природы», по меткому выражению И.П. Павлова, или неестественный эксперимент в терминологии Б.Г. Ананьева. Исследование особенностей психического развития в условиях одновременного нарушения зрения и слуха более рельефно указывает на роль этих органов чувств в условиях нормального развития. Благодаря в том числе усилиям А.В. Ярмоленко специальная психология начала оформляться в самостоятельную отрасль знания. В особенности это относится к одному из ее разделов - психологии лиц с множественными нарушениями развития. Особенно это важно подчеркнуть в связи с тенденцией увеличения численности детей с множественными нарушениями развития, что так или иначе меняет предметное содержание современной специальной психологии. Это обстоятельство объясняет актуальность работ А.В. Ярмоленко в современной дефектологии [1-5].

На научное мировоззрение А.В. Ярмоленко оказали влияние педологические идеи В.М. Бехтерева. Будучи одним из пионеров русской педологии, он настойчиво развивал взгляды о том, что детство представляет собой особое качество и что ребенок не уменьшенная копия взрослого. Кроме этого, в рамках патопедологии постулировалась идея о том, что больной ребенок развивается по тем же законам, что и здоровый. Единство законов нормального и нарушенного развития впервые было блестяще экспериментально доказано Г.Я. Трошиным и стало важнейшим методологическим положением отечественной дефектологии. Думается, что именно эти идеи и определили выбор профессиональной направленности А.В. Ярмоленко в области специальной психологии.

Все годы блокады А.В. Ярмоленко не покидала Ленинград, работая в военных госпиталях в качестве медицинской сестры, стойко перенося тяготы и опасности военного времени. С 1948 года ее судьба связана с отделением психологии философского факультета Ленинградского государственного университета. А.В. Ярмоленко вошла в число пионеров высшего профессионального психологического образования в нашей стране. Она пришла в университет уже зрелым педагогом и ученым с собственной исследовательской программой. Это позволило ей стать настоящим идейным соратником Б.Г. Ананьева. Именно в университете она реализовала большую часть своих творческих замыслов, многие из которых активно поддерживались Б.Г. Ананьевым. В 1955 году она с успехом защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) [6]. В основе диссертации лежали многомерные комплексные исследования характеристик психического развития детей с нарушениями зрения и слуха, проводившиеся в течение многих лет на базе Отофонетического института [7-14]. Обобщенное изложение результатов этих исследований было представлено в фундаментальной монографии А.В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» [15], вышедшей в издательстве Ленинградского университета в 1961 году. В книге подробно описывается состояние моторики и сохранных анализаторных систем у слепоглухих детей, а также особенности формирования речи, пространственно-временных представлений и даже сновидений и творчества. А.В. Ярмоленко уделяла особое внимание вопросам влияния обучения на динамику психического развития. Интересен исторический контекст публикации этой монографии. Для университетской издательской идеологии 50-х годов была характерна ориентация на публикации исследований в области фундаментальных наук, к числу которых психология и психопатология не относились. Это была эпоха постепенного восстановления психологии как самостоятельной науки. Но благодаря усилиям и авторитету Б.Г. Ананьева в 1960 г. удалось издать как монографию А.В. Ярмоленко, так и книгу В.М. Мясищева «Личность и неврозы». В монографии А.В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» методологической основой анализа психогенеза слепоглухих стала разработанная Б.Г. Ананьевым теория структуры сенсорной организации человека. В этой области специальной психологии А.В. Ярмоленко принадлежат первые в нашей стране исследования клинико-психологического направления. Вышедшая полвека назад монография А.В. Ярмоленко не потеряла своей актуальности. Более того, долгие годы она служила учебным пособием для нескольких поколений психологов и дефектологов. В этом отношении можно с уверенностью считать А.В. Ярмоленко одним из пионеров методического обеспечения дефектологического образования нового времени в нашей стране. В этот период подобного рода исследования в специальной психологии были крайне редки. По своим масштабам и значению оно, пожалуй, сопоставимо только с монографическим фундаментальным трудом М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности» 1956 года [16], а также с двухтомником «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка», вышедшим в 1956-1958 под редакцией А.Р. Лурии [17; 18].

Учебники нового поколения по разным разделам специальной психологии появились лишь спустя десятилетие: «Очерки психологии слепых и слабовидящих» А.Г. Литвака - в 1973 году [19]; «Слепоглухонемые дети» А.И. Мещерякова - в 1974 году [20]; «Психология умственно отсталого школьника» С.Я. Рубинштейн - в 1970 году [22]; «Психология глухого школьника» И.М. Соловьева и др. - в 1972 году [23].

Необходимо также указать на ряд оригинальных исследований в области изучения моторных функций у детей с нарушениями в развитии, первое из которых - «Обследование движений нормальных и аномальных детей» - относится еще к довоенному периоду [24] и за которое Августе Викторовне была присуждена ученая степень без защиты диссертации. Моторика рассматривалась в плане биодинамической ткани психики как основа более сложных форм предметной деятельности, в контексте которых она и изучалась в общей с исследованиями О.М. Гуревича и Н.И. Озерецкого методологии. Также в эти годы научные интересы А.В. Ярмоленко были связаны с исследованиями в области патохарактерологии беспризорных детей, что было обусловлено развернувшейся по всей стране работой по их перевоспитанию и ресоциализации.

Еще одно фундаментальное исследование, в котором приняла участие А.В. Ярмоленко, отражено в содержании коллективной монографии «Осязание в процессе познания и труда», опубликованной в 1958 году [24], в которой убедительно доказано, что именно осязание, а не слух, в большей степени компенсирует недостатки зрения. Долгое время в тифлопедагогике обсуждался вопрос: на основе какой из сохранных систем - слухе или осязании - должно строиться обучение лиц с патологией зрения. Полученные результаты имели особое значение для перестройки системы образования незрячих детей в нашей стране.

Научные интересы А.В. Ярмоленко были также связаны с нарушениями речевого развития в форме логоневрозов в условиях многоязычия. Интересно, что еще в довоенный период под руководством профессора Д.В. Фельдберга, одного из авторитетных специалистов в области логопатологии, Августа Викторовна освоила новую для себя профессию логопеда. Ее исследования в этой области остаются актуальными для логопатологии до сих пор. Особенно это касается работы современных логопедов с детьми из русскоязычных семей за пределами России.

А.В. Ярмоленко преподавала разные предметы, но курс «Дефектология» оставался всегда основным. Он пользовался успехом у многих поколений будущих психологов. Нередко на занятиях присутствовали профессиональные дефектологи, детские психиатры, специалисты, входящие в состав психолого-медико­педагогической комиссии. Несмотря на педагогическую и научную загруженность Августа Викторовна неизменно находила время для консультативной работы с детьми и их родителями, а также специалистами. Обобщенность научных теорий и их влияние на практику обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии сочеталась с глубоким интересом к индивидуальной неповторимости ребенка, пусть даже в условиях стесненного патологией атипичного развития. В этом, на наш взгляд, состоит особая поэтика ее научного творчества.

Подлинное научное наследие не представляет собой застывший музейный экспонат, а вплетается в живую ткань современно научного поиска, являясь его базой и ориентиром. Наследие А.В. Ярмоленко воплощено в научной школе современной детской патопсихологии ее ученицы и последователя - профессора факультета психологии СПбГУ И.И. Мамайчук [25].

 

Литература

  1. Ярмоленко Августа Викторовна // Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. С. 852.
  2. Августа Викторовна Ярмоленко: (К 70-летию со дня рождения) // Дефектология. 1971. № 2. С. 91–92.
  3. Басилова Т.А. Слепоглухой человек и мир вокруг (семинар, посвященный
    100-летию со дня рождения А.В. Ярмоленко) // Дефектология. 2000. № 5. С. 82–85.
  4. Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. М.: Эксмо, 2015. 208 с.
  5. Тифлосурдопедагогика: учебник / Под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой,
    Н.М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2019. 472 с.
  6. Ярмоленко А.В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых. Автореф. докт. дисс. пед. наук (по психологии). Л., 1955.
  7. Ярмоленко А.В. К вопросу о формах речи у слепоглухонемых детей // Труды Института слуха и речи. 1940. Т. 3. С. 296–302.
  8. Ярмоленко А.В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / Под ред. М.Л. Шкловского. Л.: 2-я тип. Трансжелдориздата, 1947. 159 с.
  9. Ярмоленко А.В. Развитие обоняния при потере слуха и зрения // Ученые записки ЛГУ. 1948. № 109. С. 196–206.
  10. Ярмоленко А.В. Тактильно-вибрационная чувствительность при потере слуха
    и зрения // Ученые записки ЛГУ. 1949. № 119. С. 40–53.
  11. Ярмоленко А.В. Сон и сновидения при потере слуха и зрения // Ученые записки ЛГУ. 1949. № 119. С. 66–82.
  12. Ярмоленко А.В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики // Ученые записки ЛГУ. 1949. Т. 119. С. 54–65.
  13. Ярмоленко А.В. Взаимоотношения первой и второй сигнальной системы при потере слуха и зрения. // Ученые записки ЛГУ. 1953. Т. 147. С. 110–126.
  14. Ярмоленко А.В. Развитие личности при лишении зрения и слуха // Ученые записки ЛГУ «Психология и педагогика». 1956. Т. 214. С. 137–154.
  15. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1961. 162 с.
  16. Земцова М.И. Компенсация слепоты в процессе познания и труда. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. 418 с.
  17. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2-х т. / Отв. ред. А.Р. Лурия. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956–1958. Том. 1. 1956. 420 с.
  18. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2-х т. / Отв. ред. А.Р. Лурия. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956–1958. Том. 2. 1958. 455 с.
  19. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л.: изд-во Института им. А.И. Герцена, 1973. 215 с.
  20. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. 328 с.
  21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 192 с.
  22. Психология глухого школьника / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф,
    Т.В. Розановой и др. М.: Педагогика, 1971. 447 с.
  23. Ярмоленко А.В. Обследование движений нормальных и аномальных детей.
    Л.: Учпедгиз, 1931. 162 с.
  24. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.
  25. Мамайчук И.И. Памяти Августы Викторовны Ярмоленко (к 100-летию со дня рождения) // Ананьевские чтения. СПб: СПбГУ, 2000, с. 165–169.

Информация об авторах

Кац Екатерина Эдуардовна, заместитель директора, ГБОУ школа № 755 «Региональный Центр аутизма», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1339-8292, e-mail: katjakats@yandex.ru

Колосова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6341-1347, e-mail: mama_t@mail.ru

Сорокин Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3875-3687, e-mail: vombat54@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 525
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 271
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0