Невоплощенность в Интернете. Сообщение 2. Психометрическая проверка инструментария

280

Аннотация

Целью данного исследования является разработка и апробация методики, направленной на оценку степени невоплощенности в Интернете как последствия использования современных информационных технологий. Использование современных информационных технологий сопряжено с развоплощением (disembodiment), освобождением Я от тела и соответствующими переживаниями. Погружение в виртуальную реальность и «развоплощение» могут явиться причиной экзистенциального положения «невоплощенности» (unembodiement), особенности которого, согласно концепции английского психолога Р. Лэйнга, наиболее ярко проявляются в клинике шизоидов. Исследование проводилось в виде психодиагностического обследования, в ходе которого проверялись надежность и валидность разработанной методики оценки невоплощенности в Интернете. Основную выборку исследования составили 809 человек (31% юноши), преимущественно студенты вузов, в возрасте от 17 до 25 лет (M=18,73; SD=0,98). Для изучения конвергентной и дискриминантной валидности использовались выборки меньшего объема: 423, 324, 148 и 128 человек. Взаимосвязи с измерениями психологических последствий использования Интернета, самоэффективностью и смысложизненными ориентациями свидетельствовали о конвергентной валидности, а взаимосвязи с измерениями интеллекта и креативности ― о дискриминантной валидности. Результаты анализа главных компонент и конфирматорного факторного анализа (CFI=0,936, TLI=0,925, RMSEA=0,055, SRMR=0,059) подтверждают конструктную валидность методики, которая включает три частных шкалы (Невоплощенность как виртуализация, Предпочтение Интернета, Витальность воплощенного Я) и общую шкалу (Невоплощенность в Интернете). Одномоментная надежность шкал варьировала от 0,7 до 0,9. Шкалы Витальность воплощенного Я и Предпочтение Интернета имели высокий уровень дискриминативности, шкала Невоплощенность как виртуализация ― умеренный. Разработанный опросник соответствует требованиям валидности и надежности и может быть использован для изучения феномена невоплощенности в Интернете.

Общая информация

Ключевые слова: развоплощение, невоплощенность в Интернете, валидность, надежность, психометрика, личностный опросник

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100410

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07046

Получена: 16.08.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Коптева Н.В., Калугин А.Ю., Дорфман Л.Я. Невоплощенность в Интернете. Сообщение 2. Психометрическая проверка инструментария [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 205–233. DOI: 10.17759/cpse.2021100410

Литература

  1. Averina I.S., Shcheblanova E.I. Verbal'nyy test tvorcheskogo myshleniya “Neobychnoe ispol'zovanie” [Verbal Test of Creative Thinking “Unusual Use”]. Moscow: Sobor", 1996.
    60 p. (In Russ.).
  2. Baturin N.A., Kurganskiy N.A. Kratkoe rukovodstvo po Universal'nomu intellektual'nomu testu (UIT SPCh) [A brief guide to the Universal Intelligence Test]. Chelyabinsk: Chelyabinskiy Dom pechati, 1995. 19 p. (In Russ.).
  3. Gerasimova A.A., Kholmogorova A.B. Obshchaya shkala problemnogo ispol'zovaniya interneta: aprobatsiya i validizatsiya v rossiyskoy vyborke tret'ey versii oprosnika [The generalized problematic Internet Use Scale 3 Modified Version: approbation and validation on the Russian sample]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya=Counseling Psychology and Psychotherapy, 2018, vol. 26, no. 3, pp. 56–79. DOI: 10.17759/cpp. 2018260304 (In Russ., abstr. in Engl.).
  4. Gubenko E. Oprosnik ustanovok po otnosheniju k Internetu [Internet Attitude Questionnaire]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (Accessed 27.11.2021). (In Russ.).
  5. Dorfman L.Ya., Kalugin A.Yu. Sootnoshenie resursov, potentsialov i akademicheskikh dostizheniy studentov. Soobshchenie 1. Differentsiatsiya resursov i potentsialov [Resources, potentials and academic achievements of students. Part 1. Differentiation of resources and potentials]. Obrazovanie i nauka=The Education and Science Journal, 2020, vol. 22, no. 4, pp. 64–88. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-4-64-88 (In Russ., abstr. in Engl.).
  6. Dorfman L.Ya., Kalugin A.Yu. Sootnoshenie resursov, potentsialov i akademicheskikh dostizheniy studentov. Soobshchenie 2. Ot differentsiatsii k integratsii resursov i potentsialov akademicheskikh dostizheniy studentov [Resources, potentials and academic achievements of students. Part 2. From differentiation to integration of resources, potentials and academic achievements of students]. Obrazovanie i nauka=The Education and Science Journal, 2020, vol. 22, no. 5, pp. 90–110. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-5-90-110 (In Russ., abstr. in Engl.).
  7. Emelin V.A., Rasskazova E.I., Thostov A.Sh. Psihologicheskie faktory razvitiya i hronifikacii tehnologicheskih zavisimostey [Psychological factors of development and Chronicity of technological addictions]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie= Psychological Science and Education, 2013, vol. 5, no. 1, pp. 1–15. (In Russ., abstr. in Engl.).
  8. Zhichkina A.E. Internet-zavisimost' [Internet addiction]. Nauchno-populjarnyj zhurnal "Lomonosov"= Popular science journal "Lomonosov", 2009, no. 7, pp. 17–25. (In Russ.).
  9. Klayn P. Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniyu testov [The handbook of psychological testing]. Kiev: PAN ltd., 1994. 288 p. (In Russ.).
  10. Kopteva N.V. Nevoploshhennost' i izmenenie psihologicheskih granic kak posledstviya normativnogo ispol'zovaniya informacionnyh tehnologiy. Soobshchenie 1 [Disembodiment and changes of psychological borders as the effects of normative use of information technologies. Message 1]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review=Pedagogical Review, 2021, no. 4 (38), pp. 221–228. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-221-228 (In Russ., abstr. in Engl.).
  11. Kopteva N.V., Kalugin A.Yu., Dorfman L.Ya. Nevoploshhennost' v Internete. Soobshhenie 1: teoreticheskie osnovanija i konstrukt [Unembodiment on the Internet. Part 1: Theoretical Basis and Construct]. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia=Clinical Psychology and Special Education, 2021, vol. 10, no. 3, pp. 31–48. DOI: 10.17759/ cpse.2021100303 (In Russ., abstr. in Engl.).
  12. Kuper K. Individual'nye razlichija [Individual differences]. Moscow: Aspekt Press, 2000. 527 p. (In Russ.).
  13. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Meaningful orientation test]. Moscow: Smysl, 2006. 18 p. (In Russ.).
  14. Loskutova V.A. Internet-zavisimost' kak forma nehimicheskih addiktivnyh rasstrojstv: Diss. kand. med nauk [Internet addiction as a form of non-chemical addictive disorders: Ph.D. Dissertation]. Novosibirsk, 2004. 192 p. (In Russ.).
  15. Leyng R.D. Raskolotoe «Ya». Ekzistentsial'noe issledovanie «normal'nosti» i bezumiya. Fenomenologiya perezhivaniya i Rayskaya ptichka [The divided self. An existential study in sanity and madness]. Moscow: IOI, 2017. 350 p. (In Russ.).
  16. Malygin V.L., Feklisov K.A., Antonenko A.A. et al. Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki [Internet addicted behavior. Diagnostic criteria and methods]. Moscow: Publ. of MGMSU, 2011. 32 p. (In Russ.).
  17. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vosprijatiya [Phenomenology of Perception]. Saint-Petersburg: Yuventa, Nauka, 1999. 605 p. (In Russ.).
  18. Raven Dzh., Raven Dzh.K., Kort Dzh.Kh. Rukovodstvo k Progressivnym Matritsam Ravena i Slovarnym Shkalam. Razdel 3. Standartnye Progreccivnye Matritsy (vklyuchaya Parallel'nye i Plyus versii) [Manual for Raven's progressive matrices and vocabulary scales. Section 3, Standard progressive matrices (including the Parallel and Plus versions)]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2012. 144 p. (In Russ.).
  19. Rasskazova E.I., Emelin V.A., Tkhostov A.Sh. Diagnostika psikhologicheskikh posledstviy vliyaniya informatsionnykh tekhnologiy na cheloveka [Diagnostics of the psychological consequences of the influence of information technology on a person]. Moscow: Akropol', 2015. 115 p. (In Russ.).
  20. Sirota N.A., Moskovchenko D.V., Yaltonskiy V.M. Razrabotka russkojazychnoy versii oprosnika problemnogo ispol'zovaniya social'nyh setey [Development of the Russian version of the questionnaire for the problematic use of social networks]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya=Counseling Psychology and Psychotherapy, 2018, vol. 26, no. 3, pp. 33–55. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.17759/cpp.2018260303
  21. Fer R.M., Bakarak V.R. Psikhometrika: Vvedenie [Psychometrics: An Introduction]. Chelyabinsk: Izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2010. 445 p. (In Russ.).
  22. Shvartser R., Erusalem M., Romek V.G. Russkaya versiya shkaly obshchey samo-effektivnosti R. Shvartsera i M. Erusalema [Russian version of the scale of general self-efficiency by R. Schwarzer and M. Jerusalem]. Inostrannaya psikhologiya=Foreign Psychology, 1996, no. 7, pp. 71–77. (In Russ., abstr. in Engl.).
  23. Shmelev A.G. Prakticheskaya testologiya. Testirovanie v obrazovanii, prikladnoy psikhologii i upravlenii personalom [Practical testology. Testing in education, applied psychology and personnel management]. Moscow: OOO IPTs “Maska”, 2013. 688 p. (In Russ).
  24. Everitt B.S. Bol'shoj slovar' po statistike [Comprehensive Dictionary of Statistics]. Moscow: Prospekt, 2010. 736 p. (In Russ.).
  25. Yur'eva L.N., Bol'bot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya i profilaktika [Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention]. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006. 196 p. (In Russ.).
  26. Yang K.S. Diagnoz – Internet-zavisimost' [Diagnosis ― Internet Addiction]. Mir Internet=Internet World, 2000, no. 2, pp. 24–29. (In Russ.).
  27. Awang Z. A handbook on structural equation modeling using AMOS. Malaysia: Universiti Technologi MARA Press, 2012. 238 p.
  28. Bandura A. The self-system in reciprocal determinism. American Psychologist, 1978, vol. 33 (4), pp. 344–358.
  29. Brosseau-Liard P.E., Savalei V. Adjusting incremental fit indices for nonnormality. Multivariate Behavioral Research, 2014, vol. 49 (5), pp. 460–470. DOI: 10.1080/00273171. 2014.933697
  30. Brosseau-Liard P.E., Savalei V., Li L. An investigation of the sample performance of two nonnormality corrections for RMSEA. Multivariate Behavioral Research, 2012, vol. 47 (6), pp. 904–930. DOI: 10.1080/00273171.2012.715252
  31. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for applied research, 2nd ed. New York, NY: Guilford Publications, 2015. 462 p.
  32. Caplan S.E. Theory and measurement of generalized problematic Internet use: A two-step approach. Computers in Human Behavior, 2010, vol. 26 (5), pp. 1089–1097. DOI: 10.1016/j.chb.2010.03.012
  33. Chen Y.F., Peng S.S. University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation. CyberPsychology & Behavior, 2008, vol. 11 (4), pp. 467–469. DOI: 10.1089/ cpb.2007.0128
  34. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior, 2001, vol. 17 (2), pp. 187–195. DOI: 10.1016/S0747- 5632(00)00041-8
  35. Dunn K. J., McCray G. The Place of the bifactor model in Confirmatory Factor Analysis investigations into construct dimensionality in language testing. Frontiers in Psychology, 2020, vol. 11, pp. 1–16. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01357
  36. Ferguson G.A. On the theory of test discrimination. Psychometrika, 1949, vol. 14,
    pp. 61–68. DOI: 10.1007/BF02290141
  37. Fokkema M., Greiff S. How performing PCA and CFA on the same data equals trouble: Overfitting in the assessment of internal structure and some editorial thoughts on it. European Journal of Psychological Assessment, 2017, vol. 33 (6), pp. 399–402. DOI: 10.1027/1015-5759/a000460
  38. George D., Mallery P. IBM SPSS statistics 23 step by step: A simple guide and reference. New York: Routledge, 2016. 386 p.
  39. Guilford J.P. Intelligence, creativity, and their educational implications. San Diego, CA: EDITS, 1968. 229 p.
  40. Hankins M. Questionnaire discrimination:(re)-introducing coefficient δ. BMC Medical Research Methodology, 2007, vol. 7 (1), pp. 19. DOI: 10.1186/1471-2288-7-19
  41. Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, 1999, vol. 6 (1), pp. 1–55.
  42. Laconi S., Rodgers F., Chabrol H. The measurement of Internet addiction: A critical review of existing scales and their psychometric properties. Computers in Human Behavior, 2014, vol. 41, pp. 190–202. DOI: 10.1016/j.chb.2014.09.026
  43. Lim C.R., Harris K., Dawson J. et al. Floor and ceiling effects in the OHS: an analysis of the NHS PROMs data set. BMJ Open, 2015, vol. 5 (7), p. e007765. DOI: 10.1136/bmjopen-2015-007765
  44. Mardia K.V. Measures of multivariate skewness and kurtosis with applications. Biometrika, 1970, vol. 57 (3), pp. 519–530.
  45. McDonald R.P. Test theory: A unified treatment. NY: Psychology Press, 2013. 498 p.
  46. Reise S.P., Bonifay W., Haviland M.G. Bifactor modelling and the evaluation of scale scores. In P. Irwing, T. Booth, D.J. Hughes (Eds), The Wiley Handbook of Psychometric Testing. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2018, pp. 675–707. DOI: 10.1002/ 9781118489772.ch22
  47. Satorra A., Bentler P.M. A scaled difference chi-square test statistic for moment structure analysis. Psychometrika, 2001, vol. 66 (4), pp. 507–514. DOI: 10.1007/ BF02296192
  48. Satorra A., Bentler P.M. Corrections to test statistics and standard errors in covariance structure analysis. In A. Von Eye, C.C. Clogg (Eds.), Latent Variable Analysis: Applications for Developmental Research. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994, pp. 399–419.
  49. Schwarzer R. Measurement of perceived self-efficacy: psychometric scales for cross-cultural research. Berlin: Freie Universitat, 1993. 45 p.
  50. Tabachnick B.G., Fidel L.S. Using multivariate statistics, 6th ed. Boston, MA: Pearson Education, 2013. 983 p.
  51. Terwee C.B., Bot S.D.M., de Boer M.R. et al. Quality criteria were proposed for measurement properties of health status questionnaires. Journal of Clinical Epidemiology, 2007, vol. 60 (1), pp. 34–42. DOI: 10.1016/j.jclinepi.2006.03.012
  52. Trizano-Hermosilla I., Alvarado J.M. Best alternatives to Cronbach’s Alpha reliability in realistic conditions: Congeneric and asymmetrical measurements. Frontiers in Psychology, 2016, vol. 7, p. 769. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00769

Информация об авторах

Коптева Наталия Васильевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО ПГГПУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1466-9453, e-mail: kopteva@pspu.ru

Калугин Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, оцент, заведующий кафедрой практической психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО ПГГПУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3633-2926, e-mail: KaluginAU@yandex.ru

Дорфман Леонид Яковлевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Пермский государственный институт культуры (ФГБОУ ВО ПГИК), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8494-5674, e-mail: dorfman07@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 358
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 280
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4