Исполнилось 70 лет со дня рождения и 45 лет научной и педагогической деятельности доктора психологических наук, профессора Тамары Геннадиевны Богдановой.
Будучи студенткой и выпускницей психологического факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова, ей посчастливилось провести студенческие годы и сформировать свое научное мировоззрение в период, когда на факультете работала плеяда выдающихся представителей отечественной психологии — А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие известные ученые. Их идеи и научные подходы стали
для Тамары Геннадиевны прочным фундаментом для ее собственных научных исследований.
Научная и педагогическая деятельность Т.Г. Богдановой как сурдопсихолога началась на кафедре сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (сейчас МПГУ) и продолжается в институте специального образования
и психологии МГПУ. Здесь в полной мере она проявила себя как талантливый педагог и исследователь. Многие работающие сегодня сурдопсихологи — ее ученики. Богатая тематика читаемых ею лекционных курсов отражает глубину ее научной компетентности, а мастерство преподавания обучающимся, имеющим разный уровень подготовленности, неизменно высоко оценивается студентами
и аспирантами. Она подготовила 15 кандидатов наук по специальной психологии
и специальной педагогике. Учебник «Сурдопсихология», созданный ею, вот уже более 20 лет является единственным в своем роде учебником всероссийского уровня для студентов-дефектологов и настольной книгой специального психолога [Богданова, 2002]. Не менее плодотворно ее участие в авторских коллективах, подготовивших учебники российского уровня для вузов: «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогика инклюзивного образования» и других [Бачина, 2020; Богданова, 2008; Богданова, 2009; Богданова, 2020; Богданова, 2008а].

Тамара Геннадиевна Богданова
Несмотря на значительный интерес отечественной (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.А. Григорьева, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова) и зарубежной (М. Вернон, М. Маршак
и др.) сурдопсихологии к особенностям интеллектуального развития глухих
и слабослышащих людей, до начала текущего столетия фактически отсутствовала целостная концепция изучения развития и функционирования интеллектуальной деятельности лиц с нарушением слуха. Крупным научным достижением Т.Г. Богдановой является ее вклад в исследование интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха и разработка концепции, включающей принципы, структурные компоненты анализа интеллекта лиц с нарушениями слуха. Ею изучена и описана динамика интеллектуального развития лиц с нарушением слуха разного возраста, предложена типология развития интеллекта лиц с нарушениями слуха в зависимости от сочетания различных факторов в их психическом развитии. Особый интерес представляет ее исследование структурной организации интеллекта глухих юношеского возраста как неисследованной ранее сферы в сурдопсихологии. Результаты исследований динамики интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха, проведенных Т.Г. Богдановой, имеют большое значение для дальнейшего развития сурдопедагогики, совершенствования практики интеллектуального и речевого развития глухих и слабослышащих.
Для Т.Г. Богдановой характерна широта научных интересов, что отразилось
в ее многочисленных публикациях. Она — автор более 170 научных и научно-методических работ, часть которых опубликована за рубежом, а также целого
ряда образовательных программ подготовки дефектологов, сурдопсихологов
и сурдопедагогов как студентов, так и аспирантов. Вслед за В.И. Лубовским, раскрывшим структуру особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития, Т.Г. Богданова в ряде своих публикаций дала глубокие содержательные психологические характеристики особых образовательных потребностей детей этой категории, обеспечив тем самым понимание и целенаправленный выход на практику создания для этих детей специальных образовательных условий.
К своему юбилейному году Т.Г. Богданова подготовила уникальную монографию «Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования» [Богданова, 2021]. В последние годы Т.Г. Богданова много работает над психологическими проблемами инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями [Богданова, 2017].
Коллектив института специального образования и психологии МГПУ сердечно поздравляют Тамару Геннадиевну Богданову со славным юбилеем и желает ей доброго здоровья и дальнейших успехов в развитии сурдопсихологии, специальной психологии и в подготовке кадров дефектологов.