Клиническая и специальная психология
2022. Том 11. № 4. С. 179–204
doi:10.17759/cpse.2022110408
ISSN: 2304-0394 (online)
Особенности когнитивной и эмоциональной сфер подростка с патологией эпифиза и сопутствующим нарушением речи: анализ единичного случая
Аннотация
Исследование особенностей когнитивных нарушений при различной церебральной органической патологии позволяет понять роль отдельных структур головного мозга в осуществлении психической деятельности и определить соответствующие пути оказания медико-психологической помощи пациентам. В ситуации редко встречающейся патологии полезен анализ отдельных клинических случаев. Целью данного исследования стало изучение состояния когнитивных функций и эмоциональной сферы у подростка 13 лет мужского пола с кистозной перестройкой эпифиза и сопутствующим недифференцированным нарушением экспрессивной речи. Изменения эпифиза были выявлены у пациента менее чем за месяц до проведения психологического исследования. В процессе исследования использовались методы патопсихологической и нейропсихологической диагностики, проективные графические тесты. В ходе нейропсихологического исследования у подростка были выявлены нарушение способности составления послоговой кинетической схемы высказывания и в целом недостаточность динамического и кинестетического праксиса, а также межполушарного взаимодействия и слухоречевой памяти. Были определены основные пути оказания психологической помощи пациенту: нейропсихологическая коррекция, направленная на восстановление нарушенной речевой функции с опорой на сохранные высшие психические функции, восстановление коммуникативной функции речи. Полученные результаты психологического исследования требуют дальнейшего осмысления и верификации, в первую очередь с целью понимания патогенеза когнитивных нарушений в ситуации кистозной перестройки шишковидной железы.
Общая информация
Ключевые слова: когнитивные функции, экспрессивная речь, эмоциональная сфера, кистозная перестройка эпифиза, нейропсихологическое исследование, анализ случая, подростковый возраст
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110408
Получена: 19.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Туровская Н.Г. Особенности когнитивной и эмоциональной сфер подростка с патологией эпифиза и сопутствующим нарушением речи: анализ единичного случая [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 179–204. DOI: 10.17759/cpse.2022110408
Полный текст
Введение
W. Zhao и соавторы считают, что аномалии шишковидной железы могут играть решающую роль в развитии депрессии [49]. Они выявили, что у пациентов с депрессией значительно снижен объем эпифиза, а также чаще, чем у здоровых респондентов, встречаются кисты шишковидной железы. При этом значимых корреляций между объемом эпифиза и тяжестью симптомов, а также параметрами сна они не обнаружили.
Maruani и коллеги выявили сниженный уровень мелатонина у детей с расстройством аутистического спектра, но не обнаружили у них связи между размерами эпифиза и уровнем мелатонина [41]. Вслед за другими исследователями авторы предположили, что нарушение регуляции мелатонинового пути при расстройствах аутистического спектра больше связано с посттрансляционными и посттранскрипционными механизмами экспрессии соответствующих генов [41; 44].
Помимо изменения размеров эпифиза, внимание исследователей привлекает и явление его кистозной перестройки. Так, было выявлено снижение уровня мелатонина у больных с кистозной трансформацией шишковидной железы, что может быть ведущей причиной головной боли напряжения у данной категории пациентов [10; 15].
J. Choque-Velasquez и соавторы утверждают, что кистозное поражение эпифиза в детском возрасте представляет собой прогрессирующее заболевание, которое начинается с неспецифических симптомов при малом диаметре кисты и прогрессирует до нарушения зрения и гидроцефалии при увеличении диаметра кисты на последних стадиях заболевания [33].
Таким образом, существует ряд исследований, подтверждающих наличие корреляционных и в том числе причинно-следственных связей между той или иной патологией эпифиза и нарушениями психической деятельности, нервно-психическим и соматическим состоянием человека во взрослом и детском возрасте. Однако механизмы этих нарушений недостаточно ясны и требуют дальнейшего изучения. Более того, обзор результатов ранее проведенных исследований позволяет предположить высокую степень перспективности всестороннего рассмотрения как механизмов, так и клинико-психологической картины патологии психики (в частности, когнитивной и эмоциональной сфер) при различных структурных и функциональных нарушениях шишковидной железы. Такие исследования позволят лучше понять роль эпифиза в обеспечении соматического и психического благополучия человека, а также определить пути эффективной социально-медико-психологической помощи указанной категории пациентов, в том числе превентивной.
Материалы и методы
Результаты
Обсуждение результатов
Выводы
Дополнительные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протокол патопсихологического исследования
Исключение предметов |
||||||
Название карточки |
Исключаемый предмет |
Объяснения испытуемого |
||||
Травянистые растения, кошка |
Кошка |
«Это — животное, это — цветы» |
||||
Тарелка, чайник, бочка, ключ |
Ключ |
«Посуда» |
||||
Ботинок, нога, сапог, полуботинок |
Нога |
«Обувь» |
||||
Портфель, кошелек, книга, чемодан |
Книга |
«Чтобы складывать» |
||||
Шкаф, кровать, комод, этажерка |
Кровать |
«Шкафы» |
||||
Яблоко, книга, роза, шуба |
— |
«Не знаю» |
||||
Секундомер, очки, весы, термометр |
Очки |
«Измерять» |
||||
Самолет, гвоздь, оса, вентилятор |
Оса |
«Неживые» |
||||
Классификация предметов |
||||||
Этап исследования |
Действия испытуемого |
Высказывания и объяснения испытуемого |
||||
I этап |
Сразу правильно понимает |
По просьбе психолога комментирует свои действия, называя группы соответствующими обобщающими понятиями: «фрукты», «звери», «мебель» (слова говорит невнятно) |
||||
II этап |
Создает группы: посуда, одежда, транспорт, овощи, грибы, деревья и кустарники, цветущие травянистые растения, птицы, насекомые, инструменты, измерительные приборы, школьные принадлежности, люди |
Называет группы: «посуда», «одежда», «транспорт», «овощи», «грибы», «деревья», «цветы», «птицы», «насекомые» «инструменты», «измерять», «для школы», «люди» (слова говорит невнятно) |
||||
III этап |
Объединяются вместе: — овощи, фрукты, цветы, деревья и кустарники, цветущие травянистые растения; — звери, птицы, насекомые. Остальные группы остаются прежними |
Называет новые группы: «растения», «животные» (слова говорит невнятно) |
||||
Сравнение понятий |
||||||
Пары слов для сравнения |
Сходство |
Различие |
||||
Девочка — кукла |
«Похожи» |
«Человек / игрушка» |
||||
Поезд — самолет |
«Транспорт» |
«По рельсам /летает» |
||||
Озеро — река |
«Вода» |
«Круглое / течет» |
||||
Стакан — петух |
От сравнения отказался |
|||||
Дождь — снег |
«С неба падают… осадки» |
«Летом / зимой» |
||||
Обман — ошибка |
«Неправильно» |
«Не хотел» (про ошибку) |
||||
Корзина — сова |
От сравнения отказался |
|||||
Голод — жажда |
«Хочет» |
«Есть / пить» |
||||
Соотношение пословиц, метафор и фраз |
||||||
Пословицы или метафоры |
Подобранные фразы |
Объяснение испытуемого |
||||
Золотая голова |
Умная голова |
От объяснения отказался |
||||
Глухая ночь |
Тихая ночь |
От объяснения отказался |
||||
Каменное сердце |
Черствое сердце |
От объяснения отказался |
||||
Железный характер |
Сильный характер |
От объяснения отказался |
||||
Семь раз отмерь, а один раз отрежь |
Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать |
От объяснения отказался |
||||
Не все то золото, что блестит |
Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо |
От объяснения отказался |
||||
Не в свои сани не садись |
Если не знаешь дела, не берись за него |
От объяснения отказался |
||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол нейропсихологического исследования
Оцениваемая функция |
Используемые тесты |
Оценка выполнения (по шкале А.Р. Лурия) |
Допущенные ошибки |
Регуляторный праксис |
Реакция выбора «Поднимание руки на стимул» |
1 |
Дефекты переключения |
Конфликтная произвольная деятельность |
1 |
Эхопраксии |
|
Динамический праксис |
«Кулак–ребро–ладонь» |
1 |
Замедленное выполнение, персеверации направления движения |
Графическая проба «Заборчик» |
3 |
Стойкие дефекты переключения |
|
Межполушарное взаимодействие |
«Реципрокная координация» |
3 |
Стойкое уподобление движений |
Кинестетический праксис |
«Праксис позы кисти руки»: |
||
— по зрительному образцу |
1 |
Поиск поз |
|
— по кинестетическому образцу |
2
|
Поиск поз |
|
— перенос поз по кинестетическому образцу |
3 |
Поиск поз |
|
Пространственный праксис |
«Пробы Хэда» |
1 |
Ошибки пространственного расположения рук |
Оральный праксис |
Повторение серий звуков |
0 |
|
Повторение серий слов
|
2 |
Говорит невнятно, добавляет |
|
Повторение сложно артикулируемых слов |
3 |
Говорит невнятно, не произносит первый или последний слог |
|
Акустический гнозис |
Восприятие бытовых шумов |
0 |
|
Фонематическое восприятие |
Повторение звуков |
0 |
|
Повторение серий слогов |
2 |
Меняет слоги местами, не произносит всю серию слогов |
|
Повторение серий слов |
3 |
Меняет слова местами, не произносит всю серию слов |
|
Поиск изображений по названию |
0 |
|
|
Предметный гнозис |
Выбор картинки по образцу |
0 |
|
Выбор картинки по слову, наименованию |
0 |
||
Узнавание предметных изображений (перечеркнутых, наложенных) |
0 |
||
Оптико-пространственный гнозис |
Срисовывание фигур |
0 |
|
Понимание логико-грамматических конструкций |
Понимание обратимых логико-грамматических конструкций |
0 |
|
Слухоречевая память |
Запоминание двух групп |
3 |
Перестановка слов |
Литература
- Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS(D) в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003. Том 103. № 5. С. 11–18.
- Антропов Ю.Ф. Психиатрия детско-подросткового возраста. Часть 1. Общая психопатология. М.: ДеЛи принт, 2010. 416 с.
- Биджакджи М., Кексал М., Балоглу М. Клинический случай человека с синдромом саванта из Турции: когнитивные функции и календарный расчет // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 1–14. DOI:10.17759/cpse.2021100101
- Блейхер В.М. Расстройства мышления. Киев: Здоровье, 1983. 192 с.
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов: учебное пособие / Под общ. ред. С.Н. Бокова. М.: МПСИ, СПб: МОДЭК, 2009. 624 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
- Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 54–73.
- Захаров В.В. Хроническая цереброваскулярная недостаточность. М.: МЕДпресс-информ, 2016. 112 с.
- Зверева Е.Е., Бессалова Е.Ю. История изучения шишковидного тела: между мифологией и наукой // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016. Том. 6. № 3. С.186–193.
- Криволапова Э.Г. Нейрометаболические нарушения адаптивных реакций при кистозной трансформации шишковидной железы // Проблемы научной мысли. 2018. Том 11. № 2. С. 011–014.
- Левин О.С. Диагностика и лечение когнитивных нарушений и деменции в клинической практике. М.: МЕДпресс-информ, 2019. 448 с.
- Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. / Под ред. Т.В. Ахутиной. М.: В. Секачев, 2021. 280 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие: теория и методы. СПб.: Питер, 2021. 288 с.
- Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. СПб., Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996. 86 с.
- Овсепян К.Г., Балязина Е.В. Головная боль напряжения у лиц с кистозной трансформацией шишковидной железы и гипопродукцией мелатонина // Российский журнал боли. 2018. № 2 (56). С. 48–49.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: «Дидакт», 1991. 256 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс, 2010. 224 с.
- Сапин М.Р., Бочаров В.Я., Никитюк Д.Б. и др. Анатомия человека. В 2-х тт. Т.2 / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Медицина, 2001. 640 с.
- Сергиенко А.А. Нейропсихологический метод в дифференциальной клинико-психологической диагностике когнитивных нарушений у детей и подростков с психической патологией // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 141–157. DOI: 10.17759/cpse.2017060211
- Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: руководство для врачей. М.: МИА, 2007. 252 с.
- Туровская Н.Г. Речевая дисфункция у ребенка с кистозной перестройкой эпифиза (анализ клинического случая) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Том 65. № 4. С. 294–295.
- Туровская Н.Г. Сензитивные периоды и патология развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 2. С. 63–76. DOI: 10.17759/exppsy.2018110205
- Флетчер Дж.М., Джуранек Дж. Миеломенингоцеле при расщеплении позвоночника: нейропсихологические последствия, связанные с работой мозга // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 1–14. DOI: 17759/cpse.2020090301
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2021. 496 с.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 256 с.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей: методический альбом. М.: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е. СПб.: Речь, 2007. 352 с.
- Atmaca, Korucu T., Kilic M.C. et al. Pineal gland volumes are changed in patients with obsessive-compulsive personality disorder // Journal of Clinical Neuroscience. 2019. Vol. 70. P. 221–225. DOI: 10.1016/j.jocn.2019.07.047
- Barker S.A. N, N-dimethyltryptamine (DMT), an endogenous hallucinogen: past, present, and future research to determine its role and function // Frontiers in Neuroscience. 2018. Vol. 12. Article 536. DOI: 10.3389/fnins.2018.00536
- Batouli S.A.H., Sisakhti M. Investigating a hypothesis on the mechanism of long-term memory storage // NeuroQuantology. 2019. Vol. 17. № 03. P. 60–79. DOI: 10.14704/nq.2019.17.03.1813.
- Buck J.N. The HTP Technique: A qualitative and quantitative scoring manual // Journal of Clinical Psychology. 1948. Vol. 4. № 4. 317–396. DOI: 10.1002/1097-4679(194810)4:4<317::aid-jclp2270040402>3.0.co;2-6
- BumbM., Mier D., Noelte I. et al. Associations of pineal volume, chronotype and symptom severity in adults with attention deficit hyperactivity disorder and healthy controls // European Neuropsychopharmacology. 2016. Vol. 26. № 7. P.1119–1126. DOI: 10.1016/j.euroneuro.2016.03.016.
- Choque-Velasquez, Colasanti R., Baluszek Sz. Et al. Systematic review of pineal cysts surgery in pediatric patients // Child’s Nervous System. 2020. Vol. 36. № 12. P. 2927–2938. DOI: 10.1007/s00381-020-04792-3.
- Corpas, Griñán-Ferré C., Palomera-Ávalos V.et al. Melatonin induces mechanisms of brain resilience against neurodegeneration // Journal of Pineal Research. 2018. Vol. 65. № 4. E12515. DOI: 10.1111/jpi.12515.
- Evely K.M., Hudson R.L., Dubocovich M.L. et al. Melatonin receptor activation increases glutamatergic synaptic transmission in the rat medial lateral habenula // Synapse. 2016. Vol. 70. № 5. 181–186. DOI: 10.1002/syn.21892.
- Fındıklı, Inci M.F., Gökçe M. et al. Pineal gland volume in schizophrenia and mood disorders // Psychiatria Danubina. 2015. Vol. 27. № 2. P.153–158.
- GhebanA., Rosca I.A., Crisan M. The morphological and functional characteristics of the pineal gland // Medicine and Pharmacy Reports. 2019. Vol. 92. № 3. P. 226–234. DOI: 10.15386/mpr-1235.
- Huang, Xu C., He M. et al. Saliva cortisol, melatonin levels and circadian rhythm alterations in Chinese primary school children with dyslexia // Medicine (Baltimore). 2020. Vol. 99. № 6. E19098. DOI: 10.1097/MD.0000000000019098.
- Jacob M.S., Presti D.E. Endogenous psychoactive tryptamines reconsidered: an anxiolytic role for dimethyltryptamine // Medical Hypotheses. 2005. Vol. 64. №5. 930–937. DOI: 10.1016/j.mehy.2004.11.005
- Kabashi, Ahmetgjekaj I., Harizi E. et al. Mixed germ cell tumor of the pineal gland in a pediatric patient // Radiology Case Reports. 2022. Vol. 17. № 9. P. 2940–2945. DOI: 10.1016/j.radcr.2022.05.024
- Maruani A., Dumas G., Beggiato A.et al. Morning plasma melatonin differences in autism: Beyond the impact of pineal gland volume // Frontiers in Psychiatry. 2019. 10. Article 11. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00011.
- Masters A., Pandi-Perumal S.R., Seixas A. et al. Melatonin, the hormone of darkness: From sleep promotion to Ebola treatment // Brain Disorders and Therapy. 2014. Vol. 4. № 1. Article 1000151. DOI: 10.4172/2168-975X.1000151.
- Matsuoka T., Imai A., Fujimoto H. et al. Reduced pineal volume in Alzheimer disease: A retrospective cross-sectional MR imaging study // Radiology. 2018. Vol. 286. № 1. P. 239–248. DOI: 10.1148/radiol.2017170188
- Pagan C., Goubran-Botros H., Delorme R. et al. Disruption of melatonin synthesis is associated with impaired 14-3-3 and miR-451 levels in patients with autism spectrum disorders // Scientific Reports. 2017. Vol. 7. № 1. Article 2096. DOI: 10.1038/s41598-017-02152-x.
- Razavi F., Raminfard S., Hormozi H.K.et al. A probabilistic atlas of the pineal gland in the standard space // Frontiers in Neuroinformatics. 2021. Vol. Article 554229. DOI: 10.3389/fninf.2021.554229.
- Rossignol D.A., Frye R.E. Melatonin in autism spectrum disorders: A systematic review and meta-analysis // Developmental Medicine and Child Neurology. 2011. Vol. 53. P. 783–792. DOI: 10.1111/j.1469-8749.2011.03980.x.
- Savaskan Melatonin in aging and neurodegeneration // Drug Development Research. 2002. Vol. 56. № 3. P. 482–490. DOI: 10.1002/ddr.10104.
- Takahashi, Nakamura M., Sasabayashi D. et al. Reduced pineal gland volume across the stages of schizophrenia // Schizophrenia Research. 2019. Vol. 206. P. 163–170. DOI: 10.1016/j.schres.2018.11.032.
- Zhao W., Zhu D.-M., Zhang Y. et al. Pineal gland abnormality in major depressive disorder // Psychiatry Research: Neuroimaging. 2019. Vol. 289. P. 13–17. DOI: 10.1016/j.pscychresns.2019.05.004
- Zigmond A.S., Snaith R.P. The hospital anxiety and depression scale // Acta Psychiatrica Scandinavica. 1983. Vol. 67. № 6. 361–370. DOI: 10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1225
В прошлом месяце: 76
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 197
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7