Введение
В последние 5–7 лет проблема атопического дерматита является наиболее обсуждаемой темой среди специалистов различных профилей — дерматологов, иммунологов, аллергологов, педиатров, психологов, как в России, так и за рубежом. В. Бройтигам, П. Кристиан и М. фон Рад сформулировали психические факторы и общие положения психосоматики заболеваний кожи, которые помогают выработать современную стратегию терапии больных атопическим дерматитом, основанную на научных данных об эпидемиологии, иммунодерматологии, патофизиологии, клиническом течении атопического дерматита (Бройтигам, Кристиан, Рад, 1999). Однако до настоящего времени единая патогенетическая концепция атопического дерматита окончательно не разработана, что затрудняет проведение мероприятий по эффективной терапии и профилактике этого тяжелого заболевания, дебютирующего у 70–80% больных на первом году жизни и продолжающегося до зрелого возраста у 40–60% (Баранов, Лаврентьева, 2004). Между тем наблюдается ежегодный рост числа больных атопическим дерматитом с впервые зарегистрированным диагнозом. По данным официальной статистики интенсивный показатель заболеваемости атопическим дерматитом детей до 14 лет в России составлял 1072,5 на 100000 детского населения, а подростков соответственно — 675,3, а к 2003 г. эти показатели увеличились соответственно на 6,9% и 13,1% от уровня 1999 г. (Шамов, Сафиуллина, Бешимова, 2013).
С психоаналитических, психодинамических позиций стрессы и конфликты у части людей в силу определенных причин и обстоятельств вытесняются в подсознание, образуя подсознательные невротические комплексы. В свою очередь, существование таких «скрытых» комплексов приводит к устойчивым эмоциональным и физиологическим нарушениям и развитию ряда психических (неврозы) и соматических (психосоматозы) заболеваний. Таким образом, приоритет в патогенезе ряда физических болезней в классической психосоматической медицине отдавался психологическим факторам: психологическим реакциям и защитам, особенностям характера и воспитания в детстве (Харламенкова и др., 2022; Фенихель, 2013). Управление стрессом также может быть эффективным средством борьбы с симптомами атопического дерматита. Интересно, что у здоровых пациентов повышенный уровень стресса связан с нарушением кожного барьера и замедлением заживления кожи. Нарушение кожного барьера, вызванное стрессом, также связано с повышением уровня воспалительных цитокинов, которые могут ухудшить состояние. В другом исследовании, в котором использовалась техника PMR, направленная на снятие напряжения в теле, было обнаружено снижение уровня зуда и нарушений сна уже через месяц терапии. Необходимы дальнейшие исследования преимуществ методов снижения стресса. На данный момент их можно рассматривать как относительно недорогую альтернативу традиционному лечению с низким уровнем риска (Johnson, Yu, 2022).
Нарушение эмоциональной регуляции опосредует связь между нарушениями межличностного взаимодействия как с семьей, так и со сверстниками (Петрачевская, 2023б). Не менее важным направлением для оценки качества жизни детей больных атопическим дерматитом является тестирование их психоэмоционального состояния, особенностей их личности, а также детско-родительских отношений в семьях, больных атопическим дерматитом.
Постановка проблемы
Проблема эффективной терапии и профилактики атопического дерматита у детей в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса. Целый ряд исследователей обращает внимание на интеграцию общей медицины, психологии и психиатрии. Психические факторы рассматриваются как одна из причин заболевания на ряду с другими (Лусс, 2010; Назаров, 2004; Иванов, Сурьянинова, Фетисова, 2017; Раева, 2006). В частности, решение данной проблемы связано с эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональность ребенка является ядром не только психологических новообразований личности, но и состояния его здоровья.
Л.С. Выготский был в числе первых отечественных психологов, кто включил фактор эмоциональности в связи с понятием «социальная ситуация развития». Он отмечал особую значимость феномена ключевого переживания, который по своему содержанию, безусловно, должен быть отнесен к области эмоциональных явлений. За ключевым переживанием стоит та реальность, которая определяет роль среды в развитии ребенка (Выготский, 2008).
Внешние обстоятельства социальной ситуации развития младшего школьника тесно связаны с качеством отношений в семье. Семьи, в которых нарушены отношения, имеют негативный эмоциональный фон, сказывающийся на переживаниях ребенка, его самоотношении и самооценке. Самооценка является интегративной характеристикой личности ребенка и маркером развития его самоотношения. Содержанием самоотношения с точки зрения отражения объектов окружающей действительности выступает совокупность оценочных характеристик, суждений и переживаний, связанных с ними по поводу знаний о себе, отраженных в когнитивном компоненте самосознания. По принципу конкретности–обобщенности в описании самоотношение представляет собой иерархическую структуру, в которой на первом уровне находятся внутренние действия в свой адрес, обладающие предметным содержанием и эмоциональным фоном (самоукоризна, самообвинения и т.д.). Второй уровень содержит более общие характеристики, такие как самоуважение, аутосимпатия и самоинтерес, характеризующие самосознание личности, а также ожидаемое отношение от других людей, характеризующее самосознание социального индивида. Третий — высший уровень по критерию конкретности–обобщенности занимает наиболее общий компонент самосознания — глобальное чувство позитивного или негативного отношения к себе, которое складывается из негативных и позитивных компонентов предыдущих уровней. В целом возрастными нормативными особенностями эмоциональной сферы младшего школьника считаются радостное настроение и оптимистичное, эмоционально позитивное состояние.
В это время также возрастает количество индивидуальных особенностей в выражении эмоций: выявляются эмоционально стабильные дети, дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, эмоционально возбудимые дети, тревожные дети, дети со слабым выражением эмоций. Психосоматика атопического дерматита у детей разная, поскольку механизмы, участвующие в появлении недуга, отличаются. Болезнь может быть вызвана сильными отрицательными эмоциями матери во время беременности, холодностью и отстраненностью родителей по отношению к ребенку в первые месяцы жизни (отсутствие «теплых» отношений). В более позднем возрасте (от шести месяцев и выше) у детей психосоматика атопического дерматита обусловлена скандалами в семье, завышенными требованиями к ребенку, что приводит малыша к сильным эмоциональным переживаниям с ощущением ненужности и одиночества (Сандомирский, 2005; Иванов, Сурьянинова, Фетисова, 2017). По мнению Ю.Ф. Антропова, депрессия является важным фактором патогенеза психосоматической кожной патологии у детей и подростков. Депрессивные расстройства у детей, страдающих атопическим дерматитом, в подавляющем большинстве случаев выявляются как субдепрессивные состояния. Наиболее часто — это тревожное или астенотревожное состояние (Антропов, 2021). По мнению О.И. Сочивко, у детей и подростков аутоагрессия имеет индивидуальный механизм формирования. Ее истоки лежат в раннем детском возрасте и взаимосвязаны с семейными факторами (Петрачевская, 2023а). И.Г. Малкина-Пых отмечает, что существуют положительные связи между степенью выраженности кожной реакции и остротой конфликтной или психотравмирующей ситуации (Малкина-Пых, 2010). Актуальные и отдаленные последствия переживания стресса детьми описываются современными исследователями в виде системы разного рода нарушений — снижения умственной работоспособности, психофизиологической устойчивости к стрессу, подверженности различным заболеваниям (аллергии, бронхиальной астме, аутоиммунным и сердечно-сосудистым заболеваниям, депрессии, расстройствам личности) (Харламенкова и др., 2022).
Кожные реакции как особенность атопического дерматита оказывают влияние на эмоциональное состояние пациента и появление невротической симптоматики. Поражения кожи при атопическом дерматите, характеризующиеся сухими, шелушащимися, а иногда и мокнущими эритематозными папулами и бляшками, обычно сопровождаются зудом и могут сильно влиять на качество жизни, особенно при средней и тяжелой форме заболевания. Пострадавшие дети и взрослые могут испытывать нарушения сна, стигматизацию и повышенный риск психических расстройств, особенно тревожности и депрессии (Butala, Paller, 2022).
Е.В. Донцовой в структуре психопатологических расстройств были установлены: повышенный уровень тревоги по шкале Зунга и высокие показатели личностной и реактивной тревожности по шкале Спилберга-Ханина (Донцова, 2011).
А.В. Миченко и А.Н. Львов, описывая типичную «атопическую личность», среди набора личностных характеристик наиболее часто указывают тревожность, эмоциональную лабильность, враждебность, нейротизм, гиперчувствительность, агрессивность, чувство неполноценности. На основе этих данных можно выделить тревожность, агрессивность и депрессию как наиболее изменяющиеся при атопическом дерматите компоненты эмоциональной сферы (Львов, Иванов, Миченко, 2007, 2009).
Немецкий психотерапевт Н. Пезешкиан описывает заболевания кожи как «способность кожей чувствовать напряжения; сигнализировать при помощи кожи о том, что не может быть выражено иначе, и тем самым достигать того, что раньше не могло быть достигнуто по-другому» (Пезешкиан, 2006, с. 245). По мнению автора, среди психических факторов, приводящих к кожным заболеваниям (в частности к нейродермиту), прежде всего, стоит назвать доминантность матери, эмоциональную лабильность больного, агрессивные тенденции, нерешенные проблемы сексуального характера. Вследствие отстраненности и холодности матери, ребенок недополучает ощущения тепла, близости и защищенности, возникающие при непосредственном телесном контакте. В воспитании большое значение уделяется чистоплотности, как телесной, так и поведенческой. Важную роль для таких больных играет мнение окружающих. В сфере контактов им свойственны амбивалентные установки к общению: потребность в близости и страх полной близости (Пезешкиан, 2006).
Хроническое заболевание входит в социальную ситуацию развития ребенка. С одной стороны, болезнь является символом переживаний, отражающих характер взаимодействия внешних и внутренних обстоятельств жизни ребенка. С другой стороны, переживание болезни ребенком влияет на всю систему его отношений. У болезни есть свои требования, которые она предъявляет как к личности ребенка, так и к семейной системе. Атопический дерматит связан со сферой коммуникации ребенка с родителями, прежде всего с матерью.
Затруднения возникают и в процессе лечения болезни. Сопутствующие психические расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности, депрессия и тревожность, могут усложнить лечение атопического дерматита (Lee et al., 2021).
В контексте нашего исследования интерес представляет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с атопическим дерматитом не только в сравнении с группой условно здоровых детей, но и с группами детей, имеющих другие хронические заболевания, в частности сахарный диабет I типа. Наличие двух контрольных групп помогает решить задачу выявления как типичных особенностей эмоциональной сферы детей с хроническими заболеваниями, так и специфических особенностей психологического состояния с учетом нозологии, и разработать в связи с этим программы психологического сопровождения, учитывая общую и частную специфику переживаний ребенка в ситуации данных хронических заболеваний. Преимуществом психологической помощи может быть и снижение частоты диабетического кетоацидоза (Chobot et al., 2023). Сахарный диабет I типа относится к числу психосоматических заболеваний, в связи с чем существует множество исследований, отражающих разные представления о причинах возникновения сахарного диабета, о возможностях психологической помощи (Calabria, 2024; Galindo et al., 2023; Libman et al., 2022). Согласно психосоматическому подходу психологическими причинами сахарного диабета могут быть: хроническая неудовлетворенность, страх быть покинутым, чувство незащищенности. Через отдельные симптомы сахарного диабета больной бессознательно стремится к удовлетворению своих желаний, неудовлетворенность которых обусловлена завышенными инфантильными потребностями в уходе и кормлении. В этом стремлении эмоциональный голод часто путается с физиологическим голодом. Завышенные инфантильные потребности возможно связаны с унаследованной психологической несостоятельностью и сопровождаются чувством отсутствия поддержки в их разрешении от окружающей среды. Психосоматика сахарного диабета, как и атопического дерматита имеет детские корни, но тревожные реакции связаны с различными базовыми конфликтами. Для детей, больных сахарным диабетом, более характерны проблемы самоценности, доверия к самому себе, обретение внутренней опоры. Тревожные реакции подпитываются страхом одиночества. Типичными травмами являются травмы расставания и потерь (Пезешкиан, 2006; Сафронов, Сурьянинова, Фетисова, 2020).
Работа с тревожными, депрессивными, агрессивными реакциями в обоих случаях имеет различный психологический смысл, который определяет особенности коррекции эмоциональной сферы детей в процессе лечения.
Таким образом, повышенный уровень тревоги, частые депрессивные и агрессивные реакции, изменения качества жизни, болезнь, предъявляющая требования к системе семейных отношений и самоотношению ребенка, подчеркивают необходимость комплексного похода к исследованию социальной ситуации развития и лечения детей с атопическим дерматитом. Рассмотрение особенностей эмоциональной сферы детей, особенно трансформации тревоги в агрессивные и депрессивные реакции, через призму социальной ситуации развития и определение места болезни в ее структуре делает вклад в развитие патогенетической концепции атопического дерматита и других нозологий, что и является новизной данного исследования.
Цель нашего исследования: выявить особенности переживания социальной ситуации развития детей с атопическим дерматитом в сравнении с переживаниями социальной ситуации развития детей с сахарным диабетом I типа и здоровых детей.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 7–12 лет и их матери. Выборка составила 156 человек: 28 человек в экспериментальной группе, 20 человек в первой контрольной группе (дети с сахарным диабетом I типа), 30 человек во второй контрольной группе (здоровые дети) и 78 матерей. В экспериментальную группу вошли дети младшего школьного возраста, средний возраст 9 лет, с диагнозом атопический дерматит. Среди них 18 девочек и 10 мальчиков. В качестве первой контрольной группы были обследованы дети младшего школьного возраста с сахарным диабетом, средний возраст 8 лет. Среди них 10 девочек и 10 мальчиков. В качестве второй контрольной группы были обследованы здоровые дети младшего школьного возраста, средний возраст 10 лет. Среди них 18 девочек и 12 мальчиков.
Группы сравнивались по параметрам: тревожные реакции, депрессивные реакции, агрессивные реакции, эмоциональные отношения в семье и самооценка. На момент исследования дети экспериментальной и первой контрольной группы находились на лечении в стационаре ОДКБ города Курска. Здоровые дети тестировались на базе СОШ № 7 города Курска. Обследование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, и, учитывая возраст ребенка, с согласия родителей. Матери детей обследовались с помощью опросника эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия, ОДРЭВ), определение уровня агрессивности ребенка (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). При проведении исследования с детьми использованы психодиагностические методики: методика исследования самооценки «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, модифицирована А.С. Фетисовой, Т.И. Сурьяниновой), шкала явной тревожности для детей (CMAS), опросник детской депрессии М. Ковач (адаптация С.В. Воликовой, А.Б. Холмогоровой). В качестве методов статистического анализа были применены методы описательной статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение); методы сравнительной статистики (непараметрический критерий U-Манна–Уитни, критерий χ2–Пирсона, критерий H-Краскела–Уоллиса). Все расчеты проводились в программе StatSoft Statistica 6.0.
Результаты и их обсуждение
Проведено сравнение групп здоровых детей, детей с диагнозом сахарный диабет и детей с диагнозом атопический дерматит по уровню тревожности (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Анализ различий в уровне тревожности у детей с сахарным диабетом I типа (СД), здоровых детей и детей с атопическим дерматитом (АД) согласно критерию H-Краскела–Уоллиса (шкала явной тревожности для детей — CMAS)
Analysis of differences in anxiety levels in children with type I diabetes mellitus (DM), healthy children, and children with atopic dermatitis (AD), according to the H-Kruskal–Wallis criterion (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS)
|
Показатель / Indicator |
p-level |
Дети с СД / Children with DM |
Здоровые дети / Healthy children |
Дети с АД / Children with AD |
|||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||
|
Тревожность / Anxiety |
0,8387 |
5,3 |
2,74 |
5,2 |
2,52 |
5,32 |
1,98 |
Примечание: M — среднее значение, SD — стандартное отклонение, p-level — уровень значимости различий.
Note: M — Mean value, SD — Standard Deviation, p-level — level of significance of the differences
Статистически значимых результатов выявлено не было, при этом отмечается незначительно больший уровень тревожности у детей с заболеваниями СД I типа и атопическим дерматитом в сравнении с детьми без хронических заболеваний. Отсутствие явных отличий в уровне тревожности детей с заболеваниями и без заболеваний можно объяснить тем, что в течение некоторого срока жизни в условиях хронического заболевания дети адаптируются и учатся справляться с одной из важных сопутствующих хроническому заболеванию психологической особенностью — повышенной тревожностью.
В последующем было проведено сравнение групп детей без хронических заболеваний, детей с диагнозом «сахарный диабет» и детей с диагнозом «атопический дерматит» по уровню агрессивности, оцениваемой матерями. В результате анализа данных было выявлено, что в группе детей с атопическим дерматитом уровень агрессивности заметно выше в сравнении с показателями детей без хронических заболеваний и детей с сахарным диабетом I типа. Можно предположить, что для детей с атопическим дерматитом свойственен механизм трансформации повышенной тревожности и других негативных психологических явлений в агрессивное поведение. При этом детям с сахарным диабетом I типа такой вариант трансформации тревожности не свойственен.
Также нами было проведено сравнение групп детей без хронических патологий, детей с диагнозом СД и детей с диагнозом атопический дерматит по уровню депрессии (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Анализ различий в уровне депрессии у детей без хронической патологии, детей с сахарным диабетом I типа и детей с атопическим дерматитом согласно H-критерию Краскела–Уоллиса (опросник детской депрессии М. Ковач)
Analysis of differences in the level of depression in children without chronic pathology, children with type I diabetes mellitus (DM), and children with atopic dermatitis (AD), according to the H-criterion of Kruskal–Wallis (childhood depression questionnaire by M. Kovács)
|
Показатель / Indicator |
p-level |
Здоровые дети / Healthy children |
Дети с СД / Children with DM |
Дети с АД / Children with AD |
|||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||
|
Негативное настроение / Negative mood |
0,0095 |
1,63 |
2,03 |
2,55 |
2,11 |
2,64 |
1,37 |
|
Межличностные проблемы / Interpersonal issues |
<0,0001 |
1,40 |
1,00 |
1,40 |
1,14 |
2,93 |
1,59 |
|
Неэффективность / Inefficiency |
0,0001 |
1,67 |
1,46 |
1,70 |
2,00 |
3,00 |
1,38 |
|
Ангедония / Anhedonia |
0,0049 |
2,20 |
2,54 |
4,35 |
2,68 |
2,82 |
1,52 |
|
Негативная самооценка / Negative self-esteem |
0,0075 |
1,13 |
1,43 |
1,55 |
1,23 |
1,96 |
1,10 |
|
Общий уровень депрессии / General level of depression |
0,0021 |
46,5 |
9,69 |
52,1 |
13,03 |
55,25 |
9,69 |
Примечание: M — среднее значение, SD — стандартное отклонение, p-level — уровень значимости различий.
Note: M — Mean value, SD — Standard Deviation, p-level — level of significance of the differences
Согласно данным в таблице 2 были выявлены различия на высоком уровне статистической значимости по всем шкалам у детей без хронических заболеваний, детей с сахарным диабетом 1 типа и детей с атопическим дерматитом: у детей с хроническим заболеванием уровень депрессии выше, чем у детей без хронических заболеваний (нижняя граница среднего уровня), при этом у детей с сахарным диабетом уровень депрессии ниже, чем у детей с атопическим дерматитом (верхняя граница среднего уровня). Такие результаты могут говорить о склонности детей с хроническими заболеваниями трансформировать тревожность в депрессивные проявления (при этом такая особенность скорее свойственна для детей с атопическим дерматитом, чем для детей с сахарным диабетом). Отличие в уровнях депрессии и агрессии у детей с сахарным диабетом и атопическим дерматитом можно объяснить спецификой психологических особенностей детей с этими заболеваниями. Так, для детей с сахарным диабетом свойственна демонстрация нормальных показателей по многим методикам при наличии противоречий в результатах в целом, говорящих о наличии глубинного конфликта с самим собой. Результаты сравнения по шкалам «межличностные проблемы» и «неэффективность» у всех 3 групп показывают, что дети без заболеваний и с сахарным диабетом демонстрируют значительно более низкие показатели, чем дети с атопическим дерматитом. т.е. для детей с атопическим дерматитом можно было бы отметить наличие проблем с межличностными взаимоотношениями и эффективностью в учебной деятельности. Специфичной особенностью детей с сахарным диабетом выступает высокий показатель по шкале «ангедония» в сравнении с детьми без заболеваний и с детьми с атопическим диабетом. Также было выявлено, что детям с хроническими заболеваниями более свойственны высокие показатели по шкале «негативное настроение», общее снижение настроения, негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности. Значения по шкале «негативная самооценка» говорят о том, что негативная оценка собственной неэффективности и наличие суицидальных мыслей свойственны детям с хроническими заболеваниями, при этом для детей с атопическим дерматитом — в большей степени. В целом можно сказать, что для детей и с сахарным диабетом, и с атопическим дерматитом свойственна трансформация тревожных реакций в депрессивные.
Далее нами были исследованы особенности самооценки детей без хронических заболеваний и детей с атопическим дерматитом. Согласно применяемой методике «Лесенка», использовалось 11 типов самооценки, разделенных на 3 основные группы — адекватные, инфантильные и неадекватно заниженные типы. Исходя из данных представленных в таблице 3, в контрольной и экспериментальной группах детей преобладает адекватный тип самооценки (96,7% у здоровых, 68% у детей с АД). Также для детей с атопическим дерматитом свойственна частая встречаемость инфантильного типа самооценки: в группе детей с атопическим дерматитом показатели по 2, 3, 4 (адекватные типы самооценок) и 5 (инфантильный тип самооценки) типам самооценки выше, чем в контрольной группе здоровых детей. Но у здоровых детей явно преобладают показатели по 1 типу самооценки (оптимальная адекватная самооценка), а у детей с атопическим дерматитом преобладает 6 тип (инфантильная самооценка с наличием критической дифференцированной оценки значимых взрослых и психологической защиты).
Также нами было проведено сравнение по распределению типов самооценки среди групп здоровых детей, детей 7–12 лет с диагнозом СД 1 типа и детей 7–12 лет с диагнозом атопический дерматит (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Анализ распределения типов самооценки в группах здоровых детей, детей с диагнозом сахарный диабет и детей с диагнозом атопический дерматит согласно критерию χ2–Пирсона (методика исследования самооценки «Лесенка»)
Analysis of the distribution of types of self-esteem among groups of healthy children, children with diabetes mellitus (DM), and children with atopic dermatitis (AD), using Pearson's χ² criterion (Self-Esteem Research Technique “Ladder”)
|
Тип самооценки / Self-Esteem Type |
Здоровые дети / Healthy children |
Дети с СД / Children with DM |
Дети с АД / Children with AD |
|
Адекватная самооценка / Adequate self-esteem |
70,00% |
60,00% |
67,86% |
|
Инфантильная самооценка / Infantile self-esteem |
16,66% |
5,00% |
32,14% |
|
Неадекватно заниженный / Inadequately understated self-esteem |
13,33% |
35,00% |
0,00% |
Согласно данным таблицы 3 адекватный тип самооценки характерен для всех исследуемых групп детей. Также в группе детей с атопическим дерматитом чаще остальных встречается инфантильный тип самооценки (32,14%), а в группе детей с СД I типа — неадекватно заниженный тип самооценки (35%).
При изучении особенностей эмоциональных семейных отношений в исследуемых группах с помощью методики диагностики эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (ответы матерей) проводилось сравнение испытуемых по таким показателям, как «чувствительность», включающая в себя параметры «способность воспринимать состояние», «понимание причин состояния», «эмпатия»; интегральный показатель эмоционального принятия, включающий параметры «чувства родителей в ситуации взаимодействия», «безусловное принятие», «принятие себя в качестве родителя» «преобладающий эмоциональный фон»; интегральный показатель поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия, включающий параметры «стремление к телесному контакту», «оказание эмоциональной поддержки», «ориентация на состояние ребенка при организации взаимодействия», «умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка». Результаты сравнения представлены в табл. 4.
Таблица 4 / Table 4
Анализ особенностей эмоциональных отношений в семьях детей без хронической патологии, детей с сахарным диабетом I типа (СД) и детей с атопическим дерматитом (АД) согласно H-критерию Краскела–Уоллиса (ОДРЭВ)
Analysis of the features of emotional relationships in families of children without chronic pathology, children with type I diabetes mellitus (DM) and children with atopic dermatitis (AD), according to the Kruskal–Wallis H-criterion (Questionnaire of child-parent emotional interaction)
|
Показатель / Indicator |
p-level |
Здоровые дети / Healthy children |
Дети с СД / Children with DM |
Дети с АД / Children with AD |
|||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||
|
Способность воспринимать состояние / Ability to perceive a child’s state |
0,6973 |
4,05 |
0,71 |
4,11 |
0,62 |
3,80 |
0,89 |
|
Понимание причин состояния / |
0,5968 |
3,75 |
0,80 |
3,55 |
0,34 |
3,62 |
0,85 |
|
Эмпатия / Empathy |
0,0278 |
3,24 |
0,46 |
3,63 |
0,64 |
3,61 |
0,60 |
|
Чувства родителей в ситуации взаимодействия / Parents’ feelings in a situation of interaction |
0,5543 |
4,04 |
0,81 |
4,16 |
0,57 |
4,00 |
0,64 |
|
Безусловное принятие / Unconditional acceptance |
0,2495 |
3,95 |
0,66 |
4,02 |
0,57 |
3,96 |
0,67 |
|
Принятие себя в качестве родителя / Self-acceptance as a parent |
0,6240 |
3,79 |
0,87 |
4,10 |
0,63 |
3,89 |
0,73 |
|
Преобладающий эмоциональный фон / Prevailing emotional background |
0,9009 |
3,73 |
0,78 |
3,75 |
0,73 |
3,78 |
0,78 |
|
Стремление к телесному контакту / Initiating of bodily contact |
0,0989 |
3,75 |
0,94 |
3,67 |
0,82 |
3,40 |
0,66 |
|
Оказание эмоциональной поддержки / Emotional support |
0,0163 |
3,43 |
0,75 |
4,01 |
0,50 |
3,82 |
0,63 |
|
Ориентация на состояние ребенка при организации взаимодействия / Orientation to the child’s state in the organization of interactions |
0,0457 |
2,99 |
0,61 |
3,19 |
0,61 |
3,44 |
0,69 |
|
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка / Ability to influence a child’s emotional state. |
0,2829 |
3,76 |
0,84 |
3,70 |
0,58 |
3,76 |
0,65 |
Примечание: M — среднее значение, SD — стандартное отклонение, p-level — уровень значимости различий.
Note: M — Mean value, SD — Standard Deviation, p-level — level of significance of the differences
Согласно данным табл. 4 были получены статистически значимые результаты по шкалам «эмпатия» (р = 0,0278), «оказание эмоциональной поддержки» (р = 0,0163) и «ориентация на состояние ребенка при организации взаимодействия» (р = 0,0457), а также результаты на уровне статистической тенденции по шкале «стремление к телесному контакту» (р = 0,0989). Проведем интерпретацию полученных различий: эмпатия со стороны родителей более свойственна группам детей с сахарным диабетом и атопическим дерматитом, чем группе детей без заболеваний. Данный результат может быть связан с представлением родителей детей с хроническими заболеваниями о большей нужде их детей в заботе, внимании и поддержке, чем детей без патологий. Для родителей детей с атопическим дерматитом наименее свойственно стремление к телесному контакту со своими детьми. У детей с хроническими заболеваниями сильнее выражена эмоциональная поддержка со стороны родителей в сравнении со здоровыми детьми, при этом у детей с сахарным диабетом родители оказывают более сильную эмоциональную поддержку, чем у детей с атопическим дерматитом. Матери детей с хроническими заболеваниями в большей степени ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия по сравнению с матерями здоровых детей, при этом ориентация на состояние ребенка в большей степени выражена у матерей детей с атопическим дерматитом, чем у матерей, чьи дети больны сахарным диабетом.
Выводы
Эмоциональная сфера детей больных атопическим дерматитом имеет особенности, обусловленные характером семейных отношений, спецификой заболевания, а также самооценкой ребенка.
У детей в условиях хронического заболевания вырабатываются адаптивные механизмы, позволяющие справляться с повышенной тревожностью, характерной на начальных этапах заболевания.
У детей с атопическим дерматитом обнаружены более высокие показатели агрессивных и депрессивных реакций по сравнению со здоровыми детьми и детьми с сахарным диабетом I типа.
Для детей с хроническими заболеваниями (атопический дерматит и сахарный диабет I типа) характерна трансформация тревоги в агрессивные и депрессивные реакции.
Процесс трансформации тревоги в агрессивные и депрессивные реакции связан с нозологией заболевания и проявляется в особенностях: дети с атопическим дерматитом более склонны выражать эмоциональные реакции в межличностных отношениях и чаще проявлять агрессию и депрессивные реакции по сравнению с детьми здоровыми и больными сахарным диабетом.
Оптимально адекватная самооценка в большей мере выражена у здоровых детей и детей с сахарным диабетом I типа по сравнению с детьми с атопическим дерматитом.
Нарушенная самооценка встречается во всех сравниваемых группах (атопический дерматит, сахарный диабет I типа, здоровые дети), но достоверно чаще нарушения самооценки встречаются в группах детей с хроническими заболеваниями.
Распределение типов нарушения самооценки в сравниваемых группах имеет особенности: в группе детей с атопическим дерматитом достоверно чаще встречается инфантильная самооценка по сравнению с детьми с сахарным диабетом I типа и здоровыми. Наиболее тяжелые нарушения самооценки имеют дети с сахарным диабетом I типа.
В эмоциональных отношениях в семьях с детьми с хроническими заболеваниями более выражена эмпатия и эмоциональная поддержка по сравнению с семьями, в которых дети не имеют хронической патологии.
Особенности эмоциональных отношений в семьях с детьми с атопическим дерматитом характеризуются большей ориентацией на состояние ребенка при организации взаимодействия и слабым стремлением к телесному контакту по сравнению с семьями с детьми с сахарным диабетом I типа и здоровыми.
Заключение
Переживания детей с атопическим дерматитом социальной ситуации развития имеют особенности в эмоциональной сфере. У детей с атопическим дерматитом обнаружены более высокие показатели агрессивных и депрессивных реакций по сравнению со здоровыми детьми и детьми с сахарным диабетом I типа. Они более выраженно переживают негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность в школе и негативную самооценку. Дети более склонны выражать свои эмоциональные реакции в межличностных отношениях, у них слабо развиты навыки эмоциональной саморегуляции. Они имеют более выраженную инфантильную самооценку по сравнению с детьми с сахарным диабетом I типа и здоровыми детьми. Несмотря на то, что в семьях детей с атопическим дерматитом достаточно выражена эмоциональная поддержка родителями и ориентация на состояние ребенка при взаимодействии, детям не достает телесного контакта, в котором они нуждаются больше, чем другие дети. Социальная ситуация развития детей с атопическим дерматитом характеризуется большими возможностями отреагировать эмоции во вне, в частности в межличностных отношениях.
Переживания детей с сахарным диабетом I типа имеют сходные моменты с группой здоровых детей, что проявляется в одинаковых уровнях выраженности агрессивных реакций, сходном уровне депрессивных реакций по шкалам «межличностные проблемы» и «эффективность в школе». Они имеют одинаковый уровень выраженности оптимальной адекватной самооценки. В то же время дети с сахарным диабетом I типа имеют свои специфические особенности, проявляющиеся в высоких показателях ангедонии, существенно превышающих таковые у детей с атопическим дерматитом и здоровых детей. Негативное настроение и негативная самооценка в переживании депрессии у детей с сахарным диабетом I типа выражены так же, как у детей с атопическим дерматитом. Только в группе детей с сахарным диабетом I типа встречается самый неблагоприятный тип самооценки, который характеризуется наличием негативных переживаний относительно собственной самоценности и чувством невозможности получать поддержку от близких людей. Социальная ситуация развития детей с сахарным диабетом связана в большей степени с внутриличностным конфликтом, затрагивающим идентичность.
Ограничения и перспективы исследования
Ограничения текущего эмпирического исследования связаны с тем, что в статье представлены только две нозологии в группах сравнения и недостаточно широкий диапазон исследуемых аспектов социальной ситуации развития детей с атопическим дерматитом, что не позволяет получить полную картину взаимосвязей эмоциональных реакций детей с их обстоятельствами жизни. Эти ограничения являются и перспективой исследования. Понятие социальной ситуации развития позволяет реализовать комплексный подход с целью изучения опыта переживаний детей, их эмоциональных реакций в соответствии с особенностями семейной системы, взаимоотношениями в школе, личностными характеристиками, спецификой заболевания. Расширение нозологий в исследовании позволит усовершенствовать и разработать новые клинические рекомендации, а также подготовить программы профилактики и психологического сопровождения детей с различными нозологиями в процессе лечения.