Рефлексивный слой познавательных состояний

1011

Аннотация

В статье представлены результаты изучения рефлексивных характеристик познавательных состояний: значений и отношений состояний с мотивационными и ценностными характеристиками субъекта. В исследовании использовались методики анализа семантических пространств состояний: ассоциативный эксперимент и субъективное шкалирование, методики по изучению ценностей и отношений субъекта, настроения, метакогнитивной включенности и вовлеченности в учебный процесс. Результаты свидетельствуют, что семантические пространства большинства познавательных состояний близки между собой, доминирующими составляющими пространств познавательных состояний являются интеллектуально-когнитивные составляющие. Выявлена структура взаимосвязи мотивационных характеристик и познавательных состояний. Установлены связи терминальных ценностей (развития себя, духовного удовлетворения, ценности достижений, сохранения собственной индивидуальности) с познавательными состояниями.

Общая информация

Ключевые слова: познавательное состояние, ментальная регуляция, значение, ценности, мотивация, смысл

Рубрика издания: Психолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100208

Для цитаты: Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Рефлексивный слой познавательных состояний // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 2. С. 91–103. DOI: 10.17759/exppsy.2017100208

Фрагмент статьи

В своем фундаментальном труде «О психических состояниях человека» (1964) Н.Д. Левитов приходит к заключению о необходимости выделения состояний, связанных с процессом познания и познавательной сферы субъекта (cognitive states), в целом – познавательных состояний. До настоящего времени вопрос о содержании познавательных состояний, их структуре, функциях, динамике, связях с другими психическими явлениями (процессами и свойствами), в том числе и состояниями других классов, остается открытым.

Литература

  1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.
  2. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 352 с.
  3. Карпушина Л.В., Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.
  4. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. СПб.: СПГУ, 2003. 350 с.
  5. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37–44.
  6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  7. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс+, 2002. 280 с.
  8. Прохоров А.О., Прохорова Д.А. Семантические пространства психических состояний // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 14–27.
  9. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2014. Т. 13. № 4. С. 98–109.
  10. Юсупов М.Г. Феноменология познавательных психических состояний студентов // Образование и саморазвитие. 2014. Т. 41. № 3. С. 59–64.
  11. Blanchette I., Richards A. The influence of affect on higher level cognition: A review of research on interpretation, judgement, decision making and reasoning // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P. 561–595.
  12. Cowan P.A. Meta-thoughts on the role of meta-emotion in children’s development: Comment on Gottman et al. (1996) // Journal of Family Psychology. 1996. Vol. 10. P. 277–283.
  13. Grant A.M. Rethinking Psychological Mindedness: Metacognition, Self–reflection, and Insight // Behavior Change. 2001. Vol. 18. № 1. P. 8–17.
  14. Izard C.E. The Psychology of Emotions. New York: Plenum Press, 1991. 451 p.
  15. Oatley K, Parrott W.G., Smith C., Watts F. Cognition and emotion over twenty-five years // Cognition and Emotion. 2011. Vol. 25. P. 1341–1348.
  16. Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G. Cognitive states in educational activity of students: Structural–functional aspect // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. P. 213–218.
  17. Prokhorov A.O., Yusupov M.G., Plokhikh V.V. Cognitive States in the Process of Students Intellectual Activity // The New Education Review. 2015. Vol. 41. № 3. P. 263–274.
  18. Storbeck J., Clore G.L. On the interdependence of cognition and emotion // Cognition and Emotion. 2007. Vol. 21. P. 1212–1237.
  19. Thoe Ng K., Lay Y.F., Areepattamannil S., Treagust D.F., Chandrasegaran A.L. Relationship between affect and achievement in science and mathematics in Malaysia and Singapore // Research in Science & Technological Education. 2012. Vol. 30. № 3. P. 225–237.

Информация об авторах

Прохоров Александр Октябринович, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8636-2576, e-mail: alprokhor1011@gmail.com

Юсупов Марк Геннадьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9618-223X, e-mail: yusmark@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2087
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1011
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0