Введение
Процесс обучения всегда имел и имеет две стороны; рассматривая его всесторонне, мы так или иначе должны исследовать его с двух позиций — ученика и учителя. Роль того и другого меняется, меняется их деятельность, но некоторая двуполярность все равно остается. В настоящее время происходит активное внедрение в учебный процесс электронных средств обучения, что многое в нем меняет, но роль педагога невозможно переоценить. Успех его работы напрямую зависит от его заинтересованности, вовлеченности в учебный процесс, профессиональной мотивации. В современных условиях повсеместного внедрения в вузах электронных учебников, использования онлайн-курсов, организации вебинаров и применения компьютерного моделирования возникла необходимость оценки уровня мотивации преподавателей к профессиональной деятельности, связанной с электронными средствами обучения. «Мотивация» —термин, производный от понятия «мотив». В качестве мотива могут выступать «... предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность» [Божович, 1995]; при этом мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег [Маслоу Абрахам Мотивация, 2019].
Для сохранения высококвалифицированного педагогического состава учебных заведений и привлечения молодых кадров необходимо решать вопрос создания устойчивой системы моральных и материальных стимулов профессиональной деятельности педагога [Воробьёва, 2016; Скударёва, 2014]; кроме того, в настоящее время также возникает необходимость изучения мотивов использования в педагогической деятельности современных электронных средств, что позволит не только мотивировать преподавателей, но и определить необходимые функции электронных средств обучения и их роль в педагогическом процессе. Опыт использования системы дистанционного обучения (СДО) CLASS.NET, разработанной в Московском авиационном институте на кафедре теории вероятностей и компьютерного моделирования [Кибзун, 2008; Наумов, 2014; СДО МАИ CLASS], позволяет сделать выводы о мотивации преподавателей, работающих с этой системой, о наиболее важных для преподавателей функциях СДО. Необходимость обеспечения электронных учебников, как основных элементов СДО, этими функциями позволило предложить дидактические принципы конструирования электронных учебников для студентов университетов [Мартюшова, 2019], формулируемые в соответствии с педагогическими основаниями [Мартюшова, 2018].
Результаты опытно-экспериментальной работы
Для организации опытно-экспериментальной работы методом анкетирования преподавателей был задействован ряд разноплановых высших учебных заведений России. Среди технических университетов был выбран Московский авиационный институт; из классических университетов федерального уровня — Уральский федеральный университет; среди вузов преимущественно экономической направленности — Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и Высшая школа экономики; из университетов, в которых готовят специалистов различных направлений, — Российский университет дружбы народов. В ходе опытно-экспериментальной работы было задействовано 45 преподавателей высшей школы. Из них пятая часть пользовались в своей профессиональной деятельности средствами системы дистанционного обучения CLASS.NET и представленными в ней электронными учебниками. Целью проведения анкетирования, в первую очередь, являлось изучение мотивированности преподавательского состава к использованию СДО и разработке средств дистанционного обучения с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Помимо анкетирования, с преподавателями проводились формализованные беседы, в рамках которых необходимо было оценить значимость для них 12 утверждений. Для оценки использовалась 7-балльная шкала. Утверждения формулировались таким образом, чтобы можно было оценить отношение преподавателей к целесообразности или нецелесообразности использования СДО в их работе, а также степень возможности осуществления такой деятельности на базе их вузов.
Важным аспектом, отраженным в дополнительных девяти вопросах анкеты для преподавателей, являлась оценка готовности вузов, самих преподавателей и студентов к включению в учебный процесс новых средств дистанционного обучения и содействию в их разработке.
В рамках опроса исследовалось мнение преподавателей о задачах, которые должен решать электронный учебник. Обратная связь и текущий контроль работы обучаемых, а также возможность организации самостоятельной работы студентов заняли первое место по результатам этого опроса.
Среди других функций, реализуемых электронными учебниками в рамках функционирования СДО, высшие баллы опрошенные преподаватели поставили: возможности использования СДО обучаемыми с физиологическими ограничениями, возможности отслеживания студентами оценок своей деятельности в электронном учебнике, мониторингу со стороны преподавателей деятельности студентов в СДО. К очень важным функциям современного электронного учебника были отнесены возможность построения индивидуальной траектории обучения для студентов и наличие обратной связи с целью адаптации и корректировки преподавателем деятельности обучаемого.
В рамках исследования указаны различия во мнениях преподавателей-экспертов, использующих в учебном процессе электронные учебники, и не имеющих опыта их использования
Диаграмма результатов анкетирования и опроса преподавателей приведена на рис. 1. Результаты анализа полученных данных показывают, что мнения преподавателей, работающих и не работающих с СДО, о значимости функций электронного учебника практически совпадают, однако преподаватели-эксперты оценивают их в среднем более высоким баллом. На диаграмме максимальная оценка мотива использования электронного учебника составляет семь баллов, что соответствует полному согласию с предложенным в опроснике утверждением, а минимальная — один балл, что соответствует абсолютному несогласию с предложенным утверждением.
Первые девять утверждений объясняли необходимость использования в учебном процессе электронного учебника тем, что он: «является требованием администрации» (утверждение 1); «повышает качество преподавания» (2); «привлекателен для студентов» (3); «дает возможность мониторинга» (4) и «обратной связи со студентами» (5); позволяет преподавателям «отчитываться перед руководством» (6); «организовывать работу студентов с учетом индивидуальных особенностей» (7), а «студентам отслеживать свои результаты» (8); «позволяет обучать студентов с ограниченными возможностями» (9). Последние три утверждения касались, наоборот, нецелесообразности использования электронного учебника, поскольку «эта работа не входит в нагрузку преподавателя» (10), «нарушает живое общение» (11), «отсроченная обратная связь затрудняет понимание материала» (12).

Рис. 1. Оценки функций электронного учебника, данные преподавателями
Кроме этого, преподавателям предлагалось оценить баллами от 1 до 4 по возрастанию их оптимизма следующие категории: «готовность студентов к работе с электронным учебником», «техническую оснащенность вуза, необходимую для включения в учебный процесс электронного учебника», «готовность преподавателей разрабатывать средства дистанционного обучения», «возможность использования электронного учебника в современном учебном процессе вуза». Результаты оценки преподавателями отражены на диаграмме (рисунок 2), где ряд 1 соответствует мнению преподавателей, не использующих средства дистанционного обучения в своей деятельности, а ряд 2 — мнению преподавателей-экспертов. Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что преподаватели-эксперты менее скептически относятся к возможности использования электронного учебника в современном учебном процессе вуза, также более оптимистично настроены по отношению к достаточности технической оснащенности вуза, необходимой для работы с электронными учебниками. Они считают, что в условиях доступности Интернета и легкости подключения к нему различных мобильных устройств обучающихся особой технической оснащенности вуза не требуется. Понимая, сколько усилий затрачивается на разработку средств дистанционного обучения, преподаватели-эксперты более низкими баллами оценивают собственную готовность их разрабатывать.

Рис. 2. Результаты опроса преподавателей (максимальная оценка — 4 балла)
Преподавателям были также предложены вопросы с открытым ответом. Анализ ответов позволяет утверждать, что большинство (75% опрошенных) готовы использовать современные информационные образовательные технологии. При этом 42% преподавателей рассчитывают на поощрение этой деятельности со стороны администрации вуза в виде различных материальных стимулов: премий, уменьшения учебной аудиторной нагрузки и т. д. В качестве обязательной функции современного электронного учебника, используемого через сеть Интернет, 55% преподавателей отмечают контролирующую функцию, реализуемую посредством обратной связи, которую упоминают 22% преподавателей. Функция обучения отмечена 45% преподавателей. Справочная функция электронного учебника указана 20% преподавателей, а функция имитационного моделирования — 18% опрошенных. В целом, в облике современного электронного учебника, по мнению преподавателей, на настоящий момент доминируют функции справочника, тренажера, лабораторного практикума и тестирующей системы.
Значительная часть участвующих в анкетировании преподавателей (порядка 69%) отмечают в качестве основного направления развития СДО использование электронного учебника для преподавания студентам с ограниченными возможностями, находящимся в режиме домашнего обучения. При этом возможность выбора контента электронного учебника при формировании индивидуальных заданий обеспечивает необходимую степень адаптации электронного средства обучения под уровень знаний пользователя и позволяет формировать его индивидуальную траекторию обучения, что является особенно актуальной задачей в области педагогики в настоящее время.
Следует отметить различия в оценке предложенных электронных учебников и использовании их в учебном процессе, данной разными категориями анкетируемых (преподавателей различных возрастных групп, различных университетов, преподающих различные предметы). В силу специфики предложенных электронных учебников большую часть анкетируемых составили преподаватели математики, которые делали акцент на функции работы электронного учебника с формулами, контролирующие и справочные функции электронного учебника. Преподаватели русского и иностранных языков отмечали функции тренажера, возможности воспроизведения аудио и видео контента. Преподаватели гуманитарных дисциплин, например, психологии, выделяли возможности организации видеоконференций и веб-семинаров. Физики и механики отметили необходимость организации лабораторных практикумов с моделированием физических процессов и динамикой механических систем.
Дидактические принципы конструирования электронных учебников
для студентов университетов
По результатам анализа запросов пользователей, преподавателей и студентов, опытно-экспериментальной работы были намечены возможные пути учета наиболее востребованных функций электронного учебника в процессе его конструирования, которые были формализованы в виде «дидактических принципов конструирования электронных учебников для студентов технических университетов» [Мартюшова, 2019].
Эти дидактические принципы сформулированы в работах [Мартюшова, 2019; Мартюшова, 2018], в которых выделяются три группы дидактических принципов: «принципы отбора учебного материала, принципы его структурирования, принципы функционирования электронного учебника» [Мартюшова, 2019]. Последняя группа принципов определяет функциональную структуру электронного учебника.
К принципам отбора учебного материала относятся:
— «принцип отбора контента на основе культурологической концепции содержания образования, согласно которой контент электронного учебника должен приоритетно соответствовать ведущему компоненту содержания образования по выбранному предмету» [Мартюшова, 2019];
— «принцип компетентностного целеполагания (принцип ориентации на развитие умений и навыков, способствующих формированию соответствующих профессиональных компетенций)» [Мартюшова, 2019].
К принципам структурирования учебного материала относятся:
— «принцип формирования индивидуальных образовательных траекторий средствами графоориентированного подхода [Мартюшова, 2018а], согласно которому структура контента электронного учебника представляется в виде нагруженного ориентированного графа, вершинами которого являются единицы контента (теоретические положения, задания и др.), направление дуг определяет последовательность обращения обучающегося к единицам контента, а веса дуг соответствуют сложности элементов практической части контента» [Мартюшова, 2019];
— «принцип сочетания самостоятельной учебной деятельности студентов с получением дозированной педагогической помощи, реализующийся в упорядочении структурных единиц учебного контента» [Мартюшова, 2019].
К принципам функционирования электронного учебника относятся:
— «принцип многофункциональности электронного учебника, реализующийся на основе сценарного подхода [Мартюшова, 2017а], предусматривающего использование электронного учебника различными категориями пользователей и наделение его необходимыми для этого функциональными элементами структуры» [Мартюшова, 2019];
— «принцип комплексного использования в учебном процессе электронного учебника и печатного издания, созданных на основе взаимосвязанных требований [Мартюшова, 2017], образующих ядро учебно-методического комплекса» [Мартюшова, 2019];
— «принцип адаптивности электронного учебника, реализуемый на основе обратной связи и статистической обработки результатов работы пользователей» [Мартюшова, 2019].
Заключение
Приведенные в статье результаты изучения мнения преподавателей об использовании в образовательном процессе средств дистанционного обучения позволяют сделать вывод, что внедрение средств электронного обучения в систему высшего образования не отрицает классического способа ведения педагогической деятельности. Они должны дополнять и обогащать традиционную форму образовательной деятельности. Рост часов на самостоятельную работу студентов требует ее контроля и организации, что может быть осуществлено с помощью дистанционных средств обучения с хорошо организованной обратной связью. Эта же обратная связь позволяет пользователям СДО (студентам) осуществлять самоконтроль своей деятельности и создает дополнительный мотивационный эффект к процессу познания нового материала. Использование педагогами электронных средств обучения, с одной стороны, облегчает их деятельность, а с другой — требует определенного уровня компьютерных знаний и подготовки, т. е. дополнительных усилий, повышения квалификации, что должно быть принято во внимание администрацией университетов, которая в качестве одной из важных задач рассматривает формирование у преподавателей определенной системы профессиональных стимулов. Проведенные опросы преподавателей показали, что для эффективного использования средств дистанционного обучения при их создании необходимо ориентироваться на определенные дидактические принципы конструирования, обеспечивающие наличие у них необходимого функционала, позволяющего решать ряд педагогических задач, связанных с адаптацией контента электронных учебников, формированием индивидуальных образовательных траекторий пользователей, формированием у них мотивационной составляющей к процессу познания и повышением, таким образом, эффективности образовательного процесса.