Современные зарубежные исследования мотивационного развития дошкольников

1957

Аннотация

В статье представлен обзор современных зарубежных публикаций по проблеме мотивационного развития детей дошкольного возраста. Большая часть исследований сосредоточена на изучении мотивации достижения у детей в контексте проблематики обучения и готовности к школе. Показано влияние детской мотивации на успешность обучения. Исследования показывают, что практики дошкольного образования, центрированные на ребенке, ориентированные на потребности и интересы детей, а также их социальные навыки, положительно влияют на формирование интереса детей к учению. Содействие мотивационному развитию детей – важнейшая задача дошкольного образования.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, дошкольный возраст, готовность к школе

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Назаренко В.В. Современные зарубежные исследования мотивационного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 1. С. 78–87. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n1/58047 (дата обращения: 12.12.2023)

Литература

  1. Alexander J.M. The development of conceptual interests in young children / J.M. Alexander, K.E. Johnson, M.E. Leibham, K. Kelley // Cognitive Development. 2008. Vol. 23, № 2. P. 324–334.
  2. Aunola K., Leskinen E., Nurmi J.-E. Developmental dynamics between mathematical performance, task motivation, and teachers’ goals during the transition to primary school // British Journal of Educational Psychology. 2006. Vol. 76, № 1. P. 21–40.
  3. Berhenke A. Observed emotional and behavioral indicators of motivation predict school readiness in Head Start graduates / A. Berhenke, A.L. Miller, E. Brown, R. Seifer, S. Dickstein // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, № 4. P. 430–441.
  4. Day C.A., Burns B.M. Characterizing the Achievement Motivation Orientation of Children From Low- and Middle-Income Families // Early Education & Development. 2011. Vol. 22. № 1. P. 105–127.
  5. Greene M.R., Pasnak R., Romero S.L. A Time Lag Analysis of Temporal Relations Between Motivation, Academic Achievement, and Two Cognitive Abilities // Early Education & Development. 2009. Vol. 20. № 5. P. 799–825.
  6. Gilmore L., Cuskelly M., Purdie N. Mastery Motivation: Stability and Predictive Validity from Ages Two to Eight // Early Education & Development. 2003. Vol. 14, № 4. P. 411–424.
  7. Johnson K.E. Factors associated with the early emergence of intense interests within conceptual domains / K.E. Johnson, J.M. Alexander, S. Spencer, M.E. Leibham, C. Neitzel // Cognitive Development. 2004. Vol. 19, № 3. P. 325–343.
  8. Harris R.S. Motivation and School Readiness: What Is Missing From Current Assessments of Preschooler's Readiness for Kindergarten? // NHSA Dialog: A Research-to-Practice Journal for the Early Childhood Field. 2007. Vol. 10, № 3–4. P. 151–163.
  9. Leibham M.E. Parenting behaviors associated with the maintenance of preschoolers’ interests: A prospective longitudinal study / M.E. Leibham, J.M. Alexander, K.E. Johnson, C.L. Neitzel, F.P. Reis-Henrie // Applied Developmental Psychology. 2005. Vol. 26. P. 397–414.
  10. Lepola J. The Role of Gender and Reading Competence in the Development of Motivational Orientations from Kindergarten to Grade 1 // Early Education and Development. 2004. Vol. 15, № 2. P. 215–240.
  11. Lerkkanen M.-K. The Role of Teaching Practices in the Development of Children’s Interest in Reading and Mathematics in Kindergarten / M.-K. Lerkkanen, N. Kiuru, E. Pakarinen, J. Viljaranta, A.M. Poikkeus, H. Rasku-Puttonen, M. Siekkinen, J.-E. Nurmi // Contemporary Educational Psychology. 2012. Vol. 37, № 4. P. 266–279.
  12. Li J. “I learn and I grow big” Chinese preschoolers’ purposes for learning // International Journal of Behavioral Development. 2004. Vol. 28, № 2. P. 116–128.
  13. McDermott, Leigh N.M., Perry M.A. Development and validation of The Preschool Learning Behaviors Scale // Psychology in the Schools. 2002. Vol. 39, № 4. P. 353–365.
  14. McDermott P.A. The Preschool Learning Behaviors Scale: Dimensionality and External Validity in Head Start / P.A. McDermott, S.H. Rikoon, C. Waterman, J.W. Fantuzzo // School Psychology Review. 2012. Vol. 41, № 1. P. 66–81.
  15. Nurmi J.E., Aunola K. Task-motivation during the first school years: A person-oriented approach to longitudinal data // Learning and Instruction. 2005. Vol. 15, № 2. P. 103–122.
  16. Stipek D., Byler P. The early childhood classroom observation measure // Early Childhood Research Quarterly. 2004. Vol. 19, № 3. P. 375–397.
  17. Viljaranta J. Cross-lagged relations between task motivation and performance in arithmetic and literacy in kindergarten / J. Viljaranta, M.-K. Lerkkanen, A.-M. Poikkeus, K. Aunola, J.-E Nurmi // Learning and Instruction. 2009. Vol. 19, № 4. P. 335–344.
  18. Fyrsten S., Nurmi J.E., Lyytinen H. The role of achievement beliefs and behaviours in spontaneous reading acquisition // Learning and Instruction. 2006. Vol. 16, № 1. P. 569–582.
  19. Wang P.-J. The stability of mastery motivation and its relationship with home environment in infants and toddlers / P.-J. Wang, A.-W. Hwang, H.-F. Liao, P.-C. Chen, W.-S. Hsieh // Infant Behavior and Development. 2011. Vol. 34, № 3. P. 434–442.
  20. Zentall S.R., Morris B.J. “Good job, you are so smart”: The effects of inconsistency of praise type on young children’s motivation // Journal of Experimental Child Psychology. 2010. Vol. 107, № 2. P. 155–163.

Информация об авторах

Назаренко Вероника Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, факультет политических и социальных наук, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4651-2293, e-mail: veronikin@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3055
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1957
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1