Типология игры в зарубежной и отечественной психологии

5807

Аннотация

В статье рассматривается понятие «игра» в европейской и отечественной науке. Представлена типология игр, принятая в европейской психологии. В статье сопоставляются подходы западных и отечественных ученых к детской игре. Опираясь на книгу Боба Хъюза «Типы игры», автор дает характеристику 16 типам детской игры. Принципиальное отличие в отношении западных учёных к игре, заключается в акценте на инициативности и самостоятельности ребёнка в любом виде игры. Роль взрослого – модератора игры – не в управлении детской активностью, а в стимулировании и поддержке инициативности детей, включая даже опасные действия. В отличие от этого в отечественной традиции взрослый занимает охранительную и руководящую позицию. Он транслирует детям культурные нормы и способы действий (в том числе игровых). Соответственно воспитатель руководит действиями ребенка и отвечает за его безопасность. Если в западной науке игра выступает как универсальное средство адаптации к разным сферам реальности, то в отечественной – сюжетно-ролевая игра выступает как условие развития сознания и мотивационной сферы ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: игра, модератор игры, типы игры, инициативность, самостоятельность, адаптация к действительности, поддержка игр

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 5–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n4/75350 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 5–15.
  2. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: ВЛАДОС, 2007. 301 с.
  3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии, 2013. № 2. Стр. 15–24.
  4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру [Электронный ресурс]: Новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребёнка // Психологическая наука и образование. 2013. №1. Стр. 5–11. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n1/58592.shtml (дата обращения: 15.12.2014).
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  6. Hughes B. Evolutionary Playwork and Reflective Analytic Practice. L.: Routledge, 2001. 320 p.
  7. Hughes B. Play Types: Speculations and Possibilities. Edited by Gordon Sturrock. L., 2006. 160 p.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3789
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 5807
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 41