Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры

1575

Аннотация

Статья посвящена феномену ролевого экспериментирования как важнейшей составляющей современной подростковой культуры. Рассматриваются основные направления зарубежных ролевых теорий. Обсуждаются подходы к трактовке понятия «роль» в зарубежной и отечественной психологии. Предпринята попытка посмотреть на подростковую игру как на форму реализации ролевого экспериментирования. Приведены примеры психолого-педагогических исследований, посвященных различным аспектам ролевого экспериментирования как средства развития и социализации современных подростков

Общая информация

Ключевые слова: роль, ролевое экспериментирование, ролевое переживание, подростковая игра, подростковый возраст

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050203

Для цитаты: Рубцова О.В. Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 24–30. DOI: 10.17759/jmfp.2016050203

Литература

  1. Абросимов В.В. Молодежные субкультуры в процессе развития и идентификации: Дис. канд. культуролог. наук. Краснодар, 2006. 150 с.
  2. Горностай П.П. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 44–51.
  3. Горностай П.П. Личностные характеристики ролевого поведения // Вісник Харківського держ. університету. 1999. № 439. С. 18–22.
  4. Ибашян К.Ф. Воспитание культуры общения подростков в сюжетно-ролевой игре: Дис. канд. пед. наук. СПб, 2007. 156 с.
  5. Носов П.В. Социальные роли как фактор организации общественных отношений; Дис. канд. фил. наук. Москва, 2009. 150 с.
  6. Поливанова К.Н. Кризисы психического развития: соотношение взрослого и детского действия. Педагогика и психология возрастных кризисов // Сборник науч. ст.по материалам 7-й научн.-практ. конф. Красноярск: КГУ, 2000. 227с.
  7. Прихожан А.М. К проблеме подростковой игры // Вестник. РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 4. С. 37-46.
  8. Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ролевого конфликта у старших подростков посредством сюжетно-ролевой игры: Дис. канд. психол. наук. М., 2012. 119 с.
  9. Рубцова О.В., Кривошеева Л.Б. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 133–146.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.
  11. Being Other: the Effectiveness of Arts-based Approaches in Engaging with Disaffected Young People (report) / A. Tawell, [et al.]. University of Oxford, Department of Education, 2015. 39 p.
  12. Buss A.H., Briggs S.R. Drama and the self in social interaction // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 47. № 6. P. 1310–1324. doi: 10.1037/0022-3514.47.6.1310
  13. Daniels H., Downes E. Identity and creativity [Электронный ресурс]: The transformative potential of drama lessons  // Journal of Modern Foreign Psychology. 2014. Vol. 3. № 2. P. 41–71. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70106.shtml (дата обращения: 07.06.2016).
  14. Heiss J. Social roles. Sociological Perspectives on Social Psychology. N.Y., 1981. 776 p.
  15. Hughes J, Wilson K. Playing a part: The impact of youth theatre on young people’s personal and social development // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2004. Vol. 9. №. 1. P. 57–72. doi:10.1080/1356978042000185911
  16. Linton R. The Study of Man. Oxford, England: Appleton-Century. 1936. 503 p.
  17. Mead G.H. Mind, Self, Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934. 400 p.
  18. Rubtsova O.V., Ulanova N.S. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural-Historical Perspective // Tätigkeitstheorie: E-Journal for Activity Theoretical Research in Germany. 2014. Vol. 12. № 1. P. 95–118.
  19. Stryker S., Macke A. S. Status inconsistency and role conflict // Annual Review of Sociology. 1978. Vol. 4. P. 57–90. doi: 10.1146/annurev.so.04.080178.000421
  20. Wright, P. R. and Rasmussen, B. Children and drama: Knowing differently // Children’s ways of knowing: Learning through experience / [Eds.] M. Robertson, R. Gerber. Camberwell: ACER Press, 2001. P.218–232.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2708
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1575
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1