Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования

629

Аннотация

В статье представлены зарубежные исследования текущего года, раскрывающие особенности нейрокогнитивного статуса в младшем школьном возрасте по ряду направлений. Это нейробиология компенсаторно-регуляторных механизмов преодоления врожденных трудностей обучения; образовательные стратегии, оптимизирующие нейробиологический статус учащегося; нейробиологический инструментарий развития когнитивной сферы учащихся; средовые и психосоматические факторы, воздействующие на нейрокогнитивный статус учащегося. В качестве ведущих элементов формирования когнитивных компетенций авторами выделены ресурсы памяти, возможности исполнительной деятельности, реакции торможения, самоконтроль. Совокупность проанализированных материалов составляет доказательную базу в пользу значимости качества образовательной среды и внимания к учащимся с трудностями обучения в первые школьные годы.

Общая информация

Ключевые слова: младший школьный возраст, когнитивная гибкость, коннективность, зоны коры, исполнительная деятельность, вербальная рабочая память, торможение, учебные трудности

Рубрика издания: Когнитивная педагогика

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090201

Для цитаты: Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Балыгина Е.А., Савицкая Н.В., Литвинова А.В. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 8–20. DOI: 10.17759/jmfp.2020090201

Подкаст

Литература

  1. Дробаха В.Е., Кулеш А.А., Шестаков В.В. Фракционная анизотропия белого и серого вещества головного мозга в остром периоде ишемического инсульта как маркер неврологического, когнитивного и функционального статуса [Электронный ресурс] // Медицинская визуализация. 2015. № 6. С. 8–15. URL: https://medvis.vidar.ru/jour/article/view/158 (дата обращения: 10.06.2020).
  2. Ермолова Т.В., Пономарева В.В., Флорова Н.Б. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 7–27. DOI:10.17759/jmfp.2016050301
  3. Модели и методы исследования переработки информации в процессах называния предмета и соотнесения названия с предметом / Ю.В. Микадзе [и др.] // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 153–166. DOI:10.17759/exppsy.2019120112
  4. Anderson P.J., Cheong J.L., Thompson D.K. The predictive validity of neonatal MRI for neurodevelopmental outcome in very preterm children Semin // Seminars in Perinatology. 2015. Vol. 39. № 2. P. 147–158. DOI:10.1053/j.semperi.2015.01.008
  5. Arfe B., Vardanega T., Ronconi L. The effects of coding on children’s planning and inhibition skills // Computers & Education. 2020. Vol. 148. 16 p. DOI:10.1016/j.compedu.2020.103807
  6. Classroom-evaluated school performance at nine years of age after very preterm birth / L. Jansen [et al.] // Early Human Development. 2020. Vol. 140. 6 p. DOI:10.1016/j.earlhumdev.2019.104834
  7. Debanne D., Russier V. The contribution of ion channels in input-output plasticity // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 8 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107095
  8. Evidence that a Panel of Neurodegeneration Biomarkers Predicts Vasospasm, Infarction, and Outcome in Aneurysmal Subarachnoid Hemorrhage / R. Siman [et al.] // PLoS One. 2011. Vol. 6. № 12. 9 p. DOI:10.1371/journal.pone.0028938
  9. Extremely preterm children exhibit increased interhemispheric connectivity for language: findings from fMRI-constrained MEG analysis / M.E. Barnes-Davis [et al.] // Developmental Science. 2018. Vol. 21. № 6. 9 p. DOI:10.1111/desc.12669
  10. Farmer G.E., Thompson L.T. Learning-dependent plasticity of hippocampal CA1 pyramidal neuron postburst afterhyperpolarizations and increased excitability after inhibitory avoidance learning depend upon basolateral amygdala inputs // Hippocampus. 2012. Vol. 22. № 8. P. 1703–1719. DOI:10.1002/hipo.22005
  11. Fear extinction requires infralimbic cortex projections to the basolateral amygdala / D.W. Bloodgood [et al.] // Translation Psychiatry. 2018. Vol. 8. Article ID 60. 11 p. DOI:10.1038/s41398-018-0106-x
  12. Feasibility of breaking up sitting time in mainstream and special schools with a cognitively challenging motor task / E. Mazzoli [et al.] // Journal of Sport and Health Science. 2019. Vol. 8. № 2. P. 137–148. DOI:10.1016/j.jshs.2019.01.002
  13. França T.F.A. Isolating the key factors defining the magnitude of hippocampal neurogenesis’ effects on anxiety, memory and pattern separation // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 5 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107102
  14. Grineski S.E., Collins T.W., Adkins D.E. Hazardous air pollutants are associated with worse performance in reading, math, and science among US primary schoolchildren // Environmental Research. 2020. Vol. 181. 10 p. DOI:10.1016/j.envres.2019.108925
  15. Guardabassi V., Tomasetto C. Weight status or weight stigma? Obesity stereotypes — Not excess weight — Reduce working memory in school-aged children // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 189. 9 p. DOI:10.1016/j.jecp.2019.104706
  16. Kyriakides L., Anthimou M., Panayiotou A. Searching for the impact of teacher behavior on promoting students’ cognitive and metacognitive skills // Studies in Educational Evaluation. 2020. Vol. 189. 14 p. DOI:10.1016/j.stueduc.2019.100810
  17. Meta-analysis of neurobehavioral outcomes in very preterm and/or very low birth weight children / C.S. Aarnoudse-Moens [et al.] // Pediatrics. 2009. Vol. 124. № 2. P. 717–728. DOI:10.1542/peds.2008-2816
  18. Oh M.M., Disterhoft J.F. Learning and aging affect neuronal excitability and learning // Neurobiology of Learning and Memory. 2020. Vol. 167. 7 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107133
  19. Polspoel B., Vandermosten M., De Smedt B. The association of grey matter volume and cortical complexity with individual differences in children’s arithmetic fluency // Neuropsychologia. 2020. Vol. 137. 10 p. DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2019.107293
  20. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants [Электронный ресурс] // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. 6 p. URL: http://www.lablearning.eu/documents/doc_inspiration/prensky/digital_natives_digital_immigrants.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
  21. Pulfrey J., Gasser U. Born Digital: How children gow up in a digital age. New York: Basic Books, 2016. 352 p.
  22. Resting-state EEG reveals global network deficiency in dyslexic children / H. Xue [et al.] // Neuropsychologia. 2020. Vol. 138. 8 p. DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2020.107343
  23. Rewiring the extremely preterm brain: Altered structural connectivity relates to language function / M.E. Barnes-Davis [et al.] // NeuroImage: Clinical. 2020. Vol. 25. 12 p. DOI:10.1016/j.nicl.2020.102194
  24. Siddiqui N., Gorard S., See B.H. Can learning beyond the classroom impact on social responsibility and academic attainment? An evaluation of the Children’s University youth social action programme // Studies in Educational Evaluation. 2019. Vol. 61. P. 74–82. DOI:10.1016/j.stueduc.2019.03.004
  25. The relationship of domain-general serial order memory and reading ability in school children with and without dyslexia / W.M. Hachmann [et al.] // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 193. 39 p. DOI:10.1016/j.jecp.2019.104789
  26. Wang Q., Kushnir T. Cultural Pathways in Cognitive Development: Introduction to the Special Issue // Cognitive Development. 2019. Vol. 52. 4 p. DOI:10.1016/j.cogdev.2019.100816
  27. Why students are biased by heuristics: Examining the role of inhibitory control, conflict detection, and working memory in the case of overusing proportionality / R. Jiang [et al.] // Cognitive Development. 2020. Vol. 53. 14 p. DOI:10.1016/j.cogdev.2020.100850

Информация об авторах

Ермолова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087, e-mail: yermolova@mail.ru

Литвинов Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры иностранных языков экономического факультета, Российский университет дружбы народов (ФГАОУ ВО РУДН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3306-0021, e-mail: alisal01@yandex.ru

Балыгина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5558-1389, e-mail: baliginaea@mgppu.ru

Савицкая Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-5553, e-mail: n.sawa@yandex.ru

Литвинова Анна Викторовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 700
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 629
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6