Что такое «grit» и почему она может быть личностным ресурсом?

1069

Аннотация

Обзорная статья посвящена современным исследованиям личностной черты «grit», которую выделила и описала профессор Пенсильванского университета А.Л. Дакворт. Устоявшегося перевода понятия на русский язык нет. Мы предлагаем вариант «настойчивость» в соответствии с концептуальным пониманием феномена и традицией описания настойчивости как личностной черты в отечественной психологии. Современные исследования показывают, что grit выступает в качестве надежного предиктора достижения высоких академических результатов и психологического благополучия. Однако иногда не только настойчивость, но и другие личностные черты объясняют успех; тогда возникают вопросы, в чем уникальность grit и чем она отличается от других предикторов. На материале ряда исследований доказывается специфика настойчивости и объясняется, почему иногда выводы относительно этого качества оказываются противоречивыми. В заключение отмечается, что настойчивость может быть важным ресурсом личности.

Общая информация

Ключевые слова: успешности настойчивость, достижение цели, предиктор успешности, психологическое благополучие , субъективно значимая цель, ресурс личности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090402

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности, Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Ерофеева В.Г., Нартова-Бочавер С.К. Что такое «grit» и почему она может быть личностным ресурсом? [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 22–31. DOI: 10.17759/jmfp.2020090402

Литература

  1. Дакворт А. Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей. М.: Эксмо, 2016. 216 с.
  2. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
  3. Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 145–152. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/883/883145.htm (дата обращения: 20.11.2020).
  4. Нартова-Бочавер С.К. Ситуация достижения как фактор изменения готовности к помощи: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва: Институт психологии РАН, 1992. 18 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Издательский дом "Питер", 1998. 720 с.
  6. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием / Т.О. Гордеева [и др.] // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46–58. DOI:10.17759/chp.2016120205
  7. Alhadabi A., Karpinski A.C. Grit, self-efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University students // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25. № 1. P. 519–535. DOI:10.1080/02673843.2019.1679202
  8. All that glitters is not grit: three studies of grit in university students / C.S. Kannangara [et al.] // Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 1539. P. 1539. DOI:10.3389/fpsyg.2018.01539
  9. Application of Advanced Bioinformatics to Understand and Predict Burnout Among Surgical Trainees / V. Kurbatov [et al.] // Journal of Surgical Education. 2020. Vol. 77. № 3. P. 499–507. DOI:10.1016/j.jsurg.2019.11.008
  10. Behavior and neuroimaging at baseline predict individual response to combined mathematical and working memory training in children / F. Nemmi [et al.] // Developmental Cognitive Neuroscience. 2016. Vol. 20. P. 43–51. DOI:10.1016/j.dcn.2016.06.004
  11. Blalock D.V., Young K.C., Kleiman E.M. Stability amidst turmoil: Grit buffers the effects of negative life events on suicidal ideation // Psychiatry research. 2015. Vol. 228. № 3. P. 781–784.
  12. Baruch-Feldman C. The Grit Guide for Teens: A Workbook to Help You Build Perseverance, Self-Control, and a Growth Mindset. Oakland, CA: New Harbinger Publications, 2017. 144 p.
  13. Cognitive and noncognitive predictors of success / A.L. Duckworth [et al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. № 47. P. 23499–23504. DOI:10.1073/pnas.1910510116
  14. Credé M., Tynan M.C., Harms P.D. Much ado about grit: A meta-analytic synthesis of the grit literature // Journal of Personality and social Psychology. 2017. Vol. 113. № 3. P. 492–511. DOI:10.1037/pspp0000102
  15. Duckworth A., Gross J.J. Self-control and grit: Related but separable determinants of success // Current directions in psychological science. 2014. Vol. 23. № 5. P. 319–325. DOI:10.1177/0963721414541462
  16. Duckworth A.L., Quinn P.D. Development and validation of the Short Grit Scale (GRIT–S) // Journal of personality assessment. 2009. Vol. 91. № 2. P. 166–174. DOI:10.1080/00223890802634290
  17. Dweck C.S., Yeager D.S. Mindsets: A view from two eras // Perspectives on Psychological science. 2019. Vol. 14. № 3. P. 481–496. DOI:10.1177/1745691618804166
  18. Examining the unique and combined effects of grit, trait self-control, and conscientiousness in predicting motivation for academic goals: A commonality analysis / K.M. Werner [et al.] // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 81. P. 168–175. DOI:10.1016/j.jrp.2019.06.003
  19. Georgoulas-Sherry V., Kelly D. Resilience, Grit, and Hardiness: Determining the Relationships amongst these Constructs through Structural Equation Modeling Techniques [Электронный ресурс] // Journal of Positive School Psychology. 2019. Vol. 3. № 2. P. 165–178. URL: https://www.journalppw.com/index.php/JPPW/article/view/147/60 (дата обращения: 25.11.2020).
  20. Grit and the brain: spontaneous activity of the dorsomedial prefrontal cortex mediates the relationship between the trait grit and academic performance / S. Wang [et al.] // Social cognitive and affective neuroscience. 2017. Vol. 12. № 3. P. 452–460. DOI:10.1093/scan/nsw145
  21. Grit in patients with substance use disorders / M.L. Griffin [et al.] // The American journal on addictions. 2016. Vol. 25. № 8. P. 652–658. DOI:10.1111/ajad.12460
  22. Grit is associated with lower depression via meaning in life among Filipino high school students / J.A.D. Datu [et al.] // Youth & Society. 2019. Vol. 51. № 6. P. 865–876. DOI:10.1177/0044118X18760402
  23. Grit, humor, and suicidal behavior: Results from a comparative study of adults in the United States and United Kingdom / A.R. Kaniuka [et al.] // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 163. 110047. 8 p. DOI:10.1016/j.paid.2020.110047
  24. Grit: perseverance and passion for long-term goals / A.L. Duckworth [et al.] // Journal of personality and social psychology. 2007. Vol. 92. № 6. P. 1087–1101. DOI:10.1037/0022-3514.92.6.1087
  25. Hardeman J. Comparing Resilience and Grit: An Empirical Examination [Электронный ресурс]. Doctoral (Psychology) dissertation. Drexel University, 2016. 86 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/190334244.pdf (дата обращения: 25.11.2020).
  26. Hoffman P. An individual differences approach to semantic cognition: Divergent effects of age on representation, retrieval and selection // Scientific reports. 2018. Vol. 8. № 1. P. 1–13. DOI:10.1038/s41598-018-26569-0
  27. How true is grit? Assessing its relations to high school and college students’ personality characteristics, self-regulation, engagement, and achievement / K. Muenks [et al.] // Journal of Educational Psychology. 2017. Vol. 109. № 5. P. 599–620. DOI:10.1037/edu0000153
  28. Howard M.C., Crayne M.P. Persistence: Defining the multidimensional construct and creating a measure // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 139. P. 77–89. DOI:10.1016/j.paid.2018.11.005
  29. Ivcevic Z., Brackett M. Predicting school success: Comparing conscientiousness, grit, and emotion regulation ability // Journal of research in personality. 2014. Vol. 52. P. 29–36. DOI:10.1016/j.jrp.2014.06.005
  30. Lee W.W.S. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students // Journal of adolescence. 2017. Vol. 60. P. 148–152. DOI:10.1016/j.adolescence.2017.08.006
  31. Maddi S.R. Hardiness: The courage to grow from stresses // The Journal of Positive Psychology. 2006. Vol. 1. № 3. P. 160–168. DOI:10.1080/17439760600619609
  32. McGinley S., Mattila A.S. Overcoming Job Insecurity: Examining Grit as a Predictor // Cornell Hospitality Quarterly. 2020. Vol. 6. № 2. P 199–212. DOI:10.1177/1938965519877805
  33. Moen F., Olsen M. Grit: A unique protective factor of coaches well-being and burnout? // New Ideas in Psychology. 2020. Vol. 59. 100794. DOI:10.1016/j.newideapsych.2020.100794
  34. O’Connor M.C., Paunonen S.V. Big Five personality predictors of post-secondary academic performance // Personality and Individual differences. 2007. Vol. 43. № 5. P. 971–990. DOI:10.1016/j.paid.2007.03.017
  35. Palczyńska M., Świst K. Personality, cognitive skills and life outcomes: evidence from the Polish follow-up study to PIAAC // Large-scale Assessments in Education. 2018. Vol. 6. № 2. 23 p. DOI:10.1186/s40536-018-0056-z
  36. Perseverance of effort is related to lower depressive symptoms via authentic pride and perceived power / N. Van Doren [et al.] // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 137. P. 45–49. DOI:10.1016/j.paid.2018.07.044
  37. Personality strengths as resilience: A one-year multiwave study / F.R. Goodman [et al.] // Journal of personality. 2017. Vol. 85. № 3. P. 423–434. DOI:10.1111/jopy.12250
  38. Relationship Between Grit Scale Score and Academic Performance in a Doctor of Physical Therapy Program: A Case Study / S. Carp [et al.] // Journal of Allied Health. 2020. Vol. 49. № 1. P. 29–36.
  39. Same same, but different? Relations between facets of conscientiousness and grit / F.T. Schmidt [et al.] // European Journal of Personality. 2018. Vol. 32. № 6. P. 705–720. DOI:10.1002/per.2171
  40. Seligman M.E. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York: Simon and Schuster, 2012. 349 p.
  41. Seligman M.E. Learned optimism: How to change your mind and your life. New York: Vintage Books, 2011. 336 p.
  42. Sigmundsson H., Haga M., Hermundsdottir F. Passion, grit and mindset in young adults: Exploring the relationship and gender differences // New Ideas in Psychology. 2020. Vol. 59. 7 p. DOI:10.1016/j.newideapsych.2020.100795
  43. Tangney J.P., Baumeister R.F., Boone A.L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of personality. 2004. Vol. 72. № 2. P. 271–324. DOI:10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x
  44. The grit effect: Predicting retention in the military, the workplace, school and marriage / L. Eskreis-Winkler [et al.] // Frontiers in psychology. 2014. Vol. 5. Article ID 36. 12 p. DOI:10.3389/fpsyg.2014.00036
  45. The role of hardiness and grit in predicting performance and retention of USMA cadets / S.R. Maddi [et al.] // Military psychology. 2012. Vol. 24. № 1. P. 19–28. DOI:10.1080/08995605.2012.639672
  46. The role of self-control and grit in domains of school success in students of primary and secondary school / X. Oriol [et al.] // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 1716. 9 p. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01716
  47. Walker W.R., Alexander H., Aune K. Higher Levels of Grit Are Associated With a Stronger Fading Affect Bias // Psychological reports. 2020. Vol. 123. № 1. P. 124–140. DOI:10.1177/0033294119852579
  48. What is conscientiousness and how can it be assessed? / B.W. Roberts [et al.] // Developmental psychology. 2014. Vol. 50. № 5. P. 1315–1330. DOI:10.1037/a0031109
  49. What sets high achievers apart? [Электронный ресурс] // American Psychological Association. URL: https://www.apa.org/monitor/2013/12/high-achievers (дата обращения: 25.11.2020).

Информация об авторах

Ерофеева Виктория Георгиевна, стажёр-исследователь и аспирантка департамента психологии, стажер-исследователь «Центра исследований современного детства» Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1077-6737, e-mail: yerofeyeva.victoria@yandex.ru

Нартова-Бочавер Софья Кимовна, доктор психологических наук, профессор департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8061-4154, e-mail: s-nartova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1201
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 1069
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 14