Введение
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный оборот в 1990 г. Сэловеем П., Мэйером Дж. и с тех пор находится в центре пристального внимания бизнес-практиков и исследователей. Это вызвано тем, что эмоциональный интеллект является необходимой способностью для развития актуальных компетенций в современном мире [Исаева, 2019].
На всемирном экономическом Форуме в Давосе в 2018 году были определены необходимые фундаментальные знания, компетенции, индивидуальные характеристики выпускников, наиболее востребованных в XXI веке и требующих постоянного развития. Большое внимание было уделено soft skills («мягким, универсальным навыкам»): креативности, умению работать в команде, коммуникативности, гибкости, критичности мышления и т.д. Их развитие во многом обусловлено способностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом [Исаева, 2018; Мешкова, 2018].
Сложившаяся к 1999 году теория эмоционального интеллекта как способности послужила отправной точкой для развития данного научного направления [Mayer, 2016]. Этим объясняются временные рамки нашего обзорного исследования: с 1999 года до настоящего времени.
Цель нашего исследования: провести обзор ключевых зарубежных и отечественных статей, представленных в системах Scopus и Web of Science (далее — WoS) для обобщения результатов в области развития эмоционального интеллекта и поиска актуальных направлений будущих исследований.
Отбор исследований развития эмоционального
интеллекта для анализа
Обзор исследований, посвящённых теме развития эмоционального интеллекта, был выполнен в декабре 2019 г. (01.12.2019—20.12.2019) с использованием баз данных научного цитирования Scopus и WoS. Поиск исследований проводился с использованием комбинации ключевых слов «development of emotional intelligence» на английском языке за период 1998—2020 гг.
Отбор публикаций осуществлялся нами на основе рекомендаций PRISMA-2009 и представлен на рис. 1.

Нами было найдено 237 статей, отвечающих запросу, из них: 143 статьи в SCOPUS и 94 статьи в WoS (14 статей были повторяющимися). Таким образом можно зафиксировать общее число исследований по данной теме — 223.
Для отбора исследований и определения соответствующих цели статей использовались только публикации, в которых описывались возможности развития эмоционального интеллекта, технологии, средства и методы развития эмоционального интеллекта в разных группах исследуемых, а также были представлены статистические результаты оценки эффективности использования тех/иных методов развития эмоционального интеллекта. Такие публикации как обзоры книг и статей, а также докторские диссертации, доклады или статьи, не имеющие представленных абстрактов, были исключены из исследования. Таким образом было исключено из общей выборки в общей сложности 165 исследования.
Для анализа было отобрано 58 статей, опубликованных за период 1999—2020. Распределение отобранных статей по годам представлено на рис. 2.
Распределение отобранных для анализа статей по странам представлено на рис. 3.
Тематика исследований
Анализ отобранных исследований позволил нам выделить 6 основных направлений исследований в развитии эмоционального интеллекта.
Предпосылки и условия развития эмоционального
интеллекта
В ряде работ исследователи выделяют биологические факторы (темперамент и когнитивные способности) [Development of Emotional, 2003] и индивидуальные характеристики (открытость опыту, самоэффективность, восприимчивость к обратной связи, локус контроля, тип личности), влияющие на развитие эмоционального интеллекта [Barnard, 2015; Bellamy, 2005; Chapman-Clarke, 2017; Gavilanez M.L, 2019; Pat McEnrue, 2009; Ristea, 2016; Shanta, 2014; The development of, 2017; The Effects of, 2018]. Исходя из теории способностей, мы рассматриваем их как предпосылки развития эмоционального интеллекта.


|
№ |
Направления исследований |
Авторы, год издания публикации |
|
1 |
Исследования условий и предпосылок, влияющих на развитие эмоционального интеллекта |
Barnard, A., Nel, E. (2015); Bellamy, A., Gore, D., Sturgis, J. (2005); Beloborodov, A.M., Symaniuk, E.E. (2018); Chapman-Clarke, M. (2017); Esnaola, I., Revuelta, L., Ros, I., Sarasa, M. (2017); Fernandez-Gemez, M.A., Rosales-Perez, A., Molina-Gomez, J., Mona-Lucena, L. (2018); Gavilanez, M.L.M, Alvarado, R.C., Vance, C.N. (2019); Muhina, T., Aboimova, I., Kulagina, A., Trophimov, V., Ghigarov, E. (2016); Hayashi, A., Ewert, A. (2013); Nisha, R., Alice Sophia, D. (2017); Pat McEnrue, M., Groves, K.S., Shen, W. (2009); Ristea, C., Macovei, S., Leonte, N. (2016); Shanta, L., Leslie, G.A. (2014); Shpak, M.M. (2014); Zeidner, M., Matthew, G., Roberts, R.D., Maccann, C. (2003) |
|
2 |
Исследования развития эмоционального интеллекта в процессе обучения |
Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. (2019); Лазарева Ю.В., Рудакова А.Е. (2018); Beloborodov, A.M., Symaniuk, E.E. (2018); Clarke, J., Lovelock, R., Mcnay, M. (2016); Clarke, N. (2006); Crowley, L., Dolle, J., Litchfield, B., Price, R. (2001); Dulewicz, V., Higgs, M. (2013); Fatikhova, L.F., Saifutdiyarova, E.F. (2015); Gutierrez Esteban, P., Ibanez, P., Prieto Hernandez, S. I (2012); Goldsworthy, R. (2002); Kozhemyakin, M. (2018); Matei, S.R., Dumitrescu, S.M. (2011); Majeski, R.A., Stover, M., Valais, T., Ronch, J. (2017); Mukhametzyanova, L.Yu., Bezborodova, M.A., Korzhanova, A.A., Akhmetov, L.G., Sotnikov, M.V., Khairullina, E.R. (2017); Nastasa, L.E., Faecas, A-D. (2011); Navas, J.M.M., Perez, N., De La Torre, G.G., Lozano, J.M.N., Bozal, R.G. (2017); Poonamallee, L., Harrington, A.M., Nagpal. M., Musial, A. (2018); Wagstaff, C.R.D., Hanson, Sh., Fletcher, D. (2013); Wang, C.-J. (2019) |
|
3 |
Исследования развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте |
Guil, R., Mestre, J.M., Gil-Olarte, P., De La Torre, G.G., Zayas, A. (2018); Kolpakov, V.V., Larkina, N.Y., Tomilova, E.A., Tkachuk, A.A., Bespalova, T.V. (2017); Monzonis, M., Gorriz, A. (2014); Nisha, R., Alice Sophia, D. (2017) |
|
4 |
Исследования развития эмоционального интеллекта у учащихся средней школы |
Cobos-Sanchez, L., Flujas-Contreras, J.M., Gomez, I. (2019); Esnaola, I., Revuelta, L., Ros, I., Sarasa, M. (2017); Fatikhova, L.F., Saifutdiyarova, E.F. (2015); Marcheva, P. (2017); Navas, J.M.M., Perez, N., De La Torre, G.G., Lozano, J.M.N., Bozal, R.G. (2017); Qualter, P., Whiteley, H.E., Hutchinson, J.M., Pope, D.J. (2007) |
|
5 |
Исследования развития эмоционального интеллекта у студентов |
Beloborodov, A.M., Symaniuk, E.E. (2018); Bonesso, S., Gerli, F., Cortellazzo, L. (2019); Carmichael, M.A., Bridge, P., Harriman, A. (2016); Clarke, J., Lovelock, R., Mcnay, M. (2016); De Galvao e Bruto Medeiros, A., Lewis, S., McNulty, J., White, P., Lane, S., Mackay, S. (2017); Deveci, T. Nunn, R. (2016); Luy-Montejo, C. (2019); Muhina, T., Aboimova, I., Kulagina, A., Trophimov, V., Ghigarov, E. (2016); Muyia, H.M., Kacirek, K. (2009); Sellakumar G.K. (2017) |
|
6 |
Исследования развития эмоционального интеллекта у специалистов различных профессий |
Bailey, C., Murphy, R., Porock, D. (2011); Codier, E., Freitas, B., Muneno, L. (2013); Crowne, K.A., Young, T.M., Goldman, B., Petterson, B., Krouse, A.M., Proenca, J. (2017); Danvila Del Valle, I., Sastre Sactillo, M.A., Marroquin Tovar, E. (2013); Doring-Seipel, E., Sanne, C. (1999); Gopinath, R., Ganesan, V. (2014);Majeski, R.A., Stover, M., Valais, T., Ronch, J. (2017); Oliver, T. (2020); Patti, J., Holzer, A.A., Brackett, M.A., Stern, R. (2015); Papageorgiou, D.E., Mpolioudaki, I., Papala, E., Stamataki.P., Kagialari, M.(2011); Sadri, G. (2012); Thompson, C.L., Kuah, A.T.H., Foong, R., Eddy S.N. (2019); Vasely, A.K., Saklofske, D.H., Nordstokke, D.W. (2014); Wagstaff, C.R.D., Hanson, Sh., Fletcher, D. (2013) |
Рис. 4. Распределение статей по направлениям исследований
В качестве условий развития эмоционального интеллекта выделяют специфику внешней среды, которая создается семьей [Nisha, 2017], природой [Hayashi, 2013], национальными и культурными особенностями [Development of emotional, 2016]. Подчеркивается важность спортивной деятельности и успешности в ней для развития эмоционального интеллекта [Ristea, 2016; Wagstaff, 2013].
В своей работе Шпак М. теоретически обосновывает психологические механизмы развития эмоционального интеллекта: идентификацию, отражение, эмоциональную саморегуляцию, сопереживание [Шпак, 2014]. В качестве механизмов формирования и развития способностей в психологии обсуждаются сензитивные периоды, в которые та или иная способность развивается наиболее эффективно. Такие периоды служат своеобразными «толчками», связаными с сильными эмоциональными переживаниями. Белобородов А., Сыманюк Е. утверждают, что вопреки мнению ряда ученых о том, что эмоциональный интеллект мало меняется в студенческом возрасте, доказаны потенциальные возможности повышения уровня эмоциональной компетентности в условиях вуза [Белобородов, 2018]. Однако ряд исследований опровергают связь возраста и развития «ветвей» эмоционального интеллекта [Shanta, 2014; The development of, 2017].
Развитие эмоционального интеллекта
в процессе обучения
В практике обучения накопился многообразный и результативный опыт развития эмоционального интеллекта. Наиболее распространенными являются самостоятельные учебные курсы и тренинги, направленные на развитие эмоционального интеллекта с учетом специфики и уровня образования [Дегтярев, 2019; Белобородов, 2018; Carmichael, 2016; Clarke, 2006; Dulewicz, 2004; Engineering emotional intelligence, 2001; Formation of students, 2017; Improving Emotional Intelligence, 2018; Nastasa, 2012; Wagstaff, 2013; Wang C.-J, 2019].
Интересную практику семейного теста для развития эмоционального интеллекта предложили Настаса Л., Фаркас A. [Nastasa, 2012]. В 2002 году Голсворси Р. выявил потенциальные возможности использования компьютерных технологий для развития эмоционального интеллекта [Goldsworthy, 2002], а в 2017 году впервые была предпринята попытка использования информационных технологий (онлайн курс) в обучении эмоциональному интеллекту [Fostering Emotional Intelligence, 2017].
Целый ряд работ посвящены развитию эмоционального интеллекта средствами искусства [Лазарева, 2018; Clarke, 2016; Gutierrez Esteban, 2012; Kozhemyakin, 2018].
В этот же период складывается иной подход к развитию эмоционального интеллекта: развитие не в отдельной программе или курсе, а в ходе всего учебного процесса и внеучебной деятельности [El desarrollo de, 2017].
Некоторые исследования посвящены развитию эмоционального интеллекта в практике обучения детей — инвалидов с разными физическими и психическими отклонениями [Fatikhova, 2015; Matei, 2011].
Развитие эмоционального интеллекта у детей
дошкольного, школьного возрастов и у студентов
Развитию эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте посвящено небольшое количество работ, написанных в период 2014—2017 гг. В статьях предложены рекомендации по работе с детьми до 6 лет в этом направлении [Desarrollo de la, 2018; Health state, emotional, 2017; Monzonis, 2014; Nisha, 2017].
В одной из первых работ, посвященных развитию эмоционального интеллекта у школьников, представлена специальная программа, облегчающая переход из начальной в среднюю школу [Supporting the Development, 2007]. Позже Фатихова Л., Сайфутдиярова Е. предложили и доказали эффективность использования компьютерных технологий для развития эмоционального интеллекта детей 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями [Fatikhova, 2015].
Более поздние работы были посвящены исследованию вопросов развития эмоционального интеллекта школьников с использования краткосрочных программ [Cobos-Sanchez, 2019; The development of, 2017; El desarrollo de, 2017], музыкального и художественного образования [Luy-Montejo, 2019].
Проблема развития эмоционального интеллекта у студентов за последние годы широко представлена в печати и изучена в разных аспектах: описаны возможности развития эмоционального интеллекта [Bonesso, 2019]; изучено развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке будущих учителей [Development of emotional, 2016], инженеров [Deveci, 2016], медицинских работников [Carmichael, 2016; Sellakumar, 2017]; представлены различные подходы, методы, средства, формы и программы обучения студентов эмоциональному интеллекту [Белобородов, 2018; Clarke, 2016; Emotional Intelligence Development, 2017; Luy-Montejo, 2019].
Развитие эмоционального интеллекта
у специалистов разных профессий
Одним из наиболее актуальных направлений является изучение эмоционального интеллекта и его развитие у работников медицинской сферы. В результате исследований были выявлены: факторы (возраст, опыт работы, наличие семьи) и оценено их влияние на развитие эмоционального интеллекта у медицинских сестер государственных больниц [Investigation of factors, 2011], возможности модели развития эмоционального интеллекта у медицинских сестер неотложной медицинской помощи, взаимодействующих с умирающими больными и их родственниками [Bailey, 2011], возможности и влияние программы развития эмоционального интеллекта на медицинский персонал и уход за пациентами в онкологическом отделении [Codier, 2013], эффективность развития эмоционального интеллекта через программу обучения трансформационному лидерству медсестер в домах престарелых [Leading nurses: emotional, 2017].
Другим актуальным направлением развития эмоционального интеллекта можно считать педагогическую сферу. В работе Веселы А. (Vesely A.), Сакловске Д. (Saklofske D.), Нордстокк Д. (Nordstokke D.) представлена модифицированная версия программы «Управление профессиональным стрессом посредством развития эмоционального интеллекта», показавшая положительное влияние на психологические переменные (управление стрессом, психологическое благополучие учителей) и успеваемость в классах [Vesely, 2014]. Патти Дж., Хозен А., Бреккет М., Штерн Р. подчеркивают, что развитие эмоционального интеллекта преподавателей повышает не только профессиональный уровень преподавателей, но и позволяет культивировать навыки работы с эмоциями у учащихся [Twenty-first-century professional development, 2015].
Одним из первых исследований в сфере управления была работа Дорин-Сипель Е., Санне К., в которой обсуждалась возможность диагностики и развития эмоционального интеллекта в ходе семинара для руководителей [Doring-Seipel, 1999]. Позднее развитие эмоционального интеллекта связывали с развитием лидерства [Tovar, 2013; Sadri, 2012], с управлением стрессом [Gopinath, 2014], с эффективностью, локусом контроля [The Development of, 2020], описывали развитый эмоциональный интеллект как инструмент адаптации и успеха сотрудников организации [Oliver, 2020].
Заключение
Обзор литературы, представленный в статье, показывает значительный интерес исследователей к теме развития эмоционального интеллекта. Выявлены условия развития эмоционального интеллекта, рассмотрены методы, технологии, средства развития эмоционального интеллекта, актуальные направления развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возрастов, студентов, а также специалистов различных профессий.
Ограничения. Основной объем работ представлен зарубежными исследованиями, размещенными в базах данных научного цитирования Scopus и WoS, что значительно сокращает количество российских исследований по данной теме.
Актуальные направления будущих исследований. На основе проведенного анализа литературы можно выделить следующие перспективные направления исследований: изучение условий и предпосылок развития эмоционального интеллекта; развитие эмоционального интеллекта в дошкольном и школьном возрастах; системный подход к развитию эмоционального интеллекта в процессе обучения.