Виртуальная реальность и образование

575

Аннотация

Обсуждаются теоретические и методологические проблемы, поднимаемые в парадигме виртуальной образовательной онтологии. Представлены подходы и модели виртуального образования и их взаимосвязь с формами обучения, предлагаемые зарубежными исследователями. Даны философское и онтологическое обоснования положений виртуального образования, выделяются виды и уровни виртуальной реальности, представленные отечественными исследователями. Обзор эмпирических результатов раскрыл проработанность иммерсивных свойств виртуальной реальности и показал, что выраженность чувства присутствия зависит от эффективности когнитивных контрольных функций, качества виртуальной реальности и уровня погружения. Разработанные отечественными исследователями виртуальные программы обучения, по результатам тестирования, показали улучшение ответов у слабо успевающих учащихся на 40-50%, а у отличников и одаренных на 100%. Полученные результаты убедительно свидетельствуют о положительном влиянии виртуального образования на успеваемость.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная виртуальная реальность, моделируемые пространства, иммерсивные свойства, онтология виртуального образования, конструктивистское и ситуативное обучение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021000002

Финансирование. Исследование выполнено в рамках госзадания Министерства просвещения РФ № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Благодарности. Автор благодарит за помощь в организации исследования научного руководителя проекта В.В. Селиванова.

Для цитаты: Хозе Е.Г. Виртуальная реальность и образование [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 68–78. DOI: 10.17759/jmfp.2021000002

Литература

  1. Барабанщиков В.А., Селиванов В.В. Взаимодействие субъекта и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация [Электронный ресурс]: монография / Под ред. В.А. Барабанщикова, В.В. Селиванова. М: Универсум, 2019. 479 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392124 (дата обращения: 12.08.2021).
  2. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
  3. Ермаков С.С. Современные технологии электронного обучения: анализ влияния методов геймификации на вовлеченность учащихся в образовательный процесс // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. C. 47—58. DOI:10.17759/jmfp.2020090304
  4. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах / Б.Б. Величковский [и др.] // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 1. С. 5–20. DOI:10.17759/exppsy.2016090102
  5. Селиванов В.В. Психология виртуальной реальности [Электронный ресурс]: учебное пособие  / Под ред. В.В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015. 152 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392127 (дата обращения: 12.08.2021).
  6. Aczél P. Beyond persuasion – Rhetoric in a virtual world // Virtual reality – Real visuality. Virtual, visual, veridical. Visual Learning. Vol. 7. / Eds. A. Benedek, Á. Veszelszki. Peter Lang: Frankfurt am Main, 2017. P. 29–40.
  7. Aczél P. Virtual reality and education – world of teachcraft? // Perspectives of Innovations, Economics and Business, 2017. Vol. 17. № 1. P. 6–22. DOI:10.15208/pieb.2017.02
  8. Applying mixed reality to entertainment / C. Stapleton [et al.] // Computer. 2002. Vol. 35. № 12. P. 122–124. DOI:10.1109/MC.2002.1106186
  9. Bell M. Toward a definition of ’virtual worlds’ // Journal of Virtual Worlds Research. 2008. Vol. 1. № 1. P. 1–5. DOI:10.4101/jvwr.v1i1.283
  10. Bricken W. Learning in virtual reality [Электронный ресурс]. Seattle: Human Interface Technology Laboratory, 1990. 8 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED359950.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
  11. Brill L. Metaphors for the traveling cybernaut // Virtual Reality World. 1993. Vol. 1. № 1. P. q–s.
  12. Bruner J. The act of discovery // Harvard Educational Review. 1961. Vol. 31. P. 21–32.
  13. Burdea G., Coiffet P. Virtual reality technology, 2nd ed. Wiley and Sons: Hoboken NJ, 2003.
  14. CES 2016: Nvidia says computers today are not powerful enough to run virtual reality games [Электронный ресурс] // International Business Times. 2016. URL: http://ibtimes.co.uk/ces-2016-nvidia-says-computers-today-are-not-powerful-enough-run-virtual-reality-games-1535957 (дата обращения: 12.08.2021).
  15. Csótó M. Aki (információ) szegény, az a legszegényebb? Az információs szegénység megjelenési formái // Információs Társadalom, XVII. évf., 2017. Vol. 2. P. 8–29. DOI:10.22503/inftars.XVII.2017.2.1
  16. Dawley L., Dede C. Situated learning in virtual worlds and immersive simulated // Handbook of research on educational communications and technology. 4th ed. / Eds. M.J. Spector [et al.]. Springer: New York, 2017. P. 723–734. DOI:10.1007/978-1-4614-3185-5_58
  17. Dede C. J., Jacobson J., Richards J. Introduction: Virtual, augmented, and mixed realities in education // Virtual, augmented and mixed realities in education / D. Liu [et al.]. Springer: Singapore, 2017. P. 1–16. DOI:10.1007/978-981-10-5490-7_1
  18. Dewey J. Democracy and education: An introduction to the philosophy of education [Электронный ресурс]. New York: The Macmillan Company, 1916. 434 p. URL: https://s3.amazonaws.com/arena-attachments/190319/2a5836b93124f200790476e08ecc4232.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
  19. Hew K.F., Cheung W.S. Use of three-dimensional (3-D) immersive virtual worlds in K-12 and higher education settings: A review of the research // British Journal of Educational, Technology, 2010. Vol. 41. № 1. P. 33–55. DOI:10.1111/j.1467-8535.2008.00900.x
  20. Homo prospectus / M.E.P. Seligman [et al]. New York: Oxford University Press, 2016. 400 p.
  21. Kolb D.A. Experience as the source of learning and development [Электронный ресурс] // Experiential learning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall: Englewood Cliffs, 1984. P. 20–37. URL: https://www.researchgate.net/publication/235701029_Experiential_Learning_Experience_As_The_Source_Of_Learning_And_Development (дата обращения: 12.08.2021).
  22. Kuksa I., Childs M. Making sense of space. The design and experience of virtual spaces as a tool for communication. Oxford: Chandos – Elsevier, 2014. 206 p.
  23. Leetaru K. Why 2016 was not the year of virtual reality [Электронный ресурс] // Forbes. 2017. URL: https://www.forbes.com/sites/kalevleetaru/2017/01/09/why-2016-was-not-the-year-of-virtual-reality/?sh=6d9fc7f258c5 (дата обращения: 12.08.2021).
  24. Less than 1% of PCs can run virtual reality [Электронный ресурс] // BBC. 2016. URL: http://www.bbc.com/news/technology-35220974 (дата обращения: 12.08.2021).
  25. Media presence and inner presence: The sense of presence in virtual reality technologies [Электронный ресурс] / C. Coelho [et al.] // From communication to presence: Cognition, emotions and culture towards the ultimate communicative experience / Eds. G. Riva [et al.]. Amsterdam: IOS Press, 2006. P. 25–45. URL: https://www.researchgate.net/publication/312980588 (дата обращения: 12.08.2021).
  26. Miller N., Boud D. Animating learning from experience // Working with Experience: Animating Learning / Eds. D. Boud, N. Miller. London: Routledge, 1996. P. 3–13.
  27. Piaget J. Construction of reality in the child. London: Routledge & Kegan Paul, 1957. 386 p.
  28. Piaget J. Origins of intelligence in the child. London: Routledge & Kegan Paul, 1936. 464 p.
  29. Rheingold H. Foreword [Электронный ресурс] // The peeragogy handbook / J. Corneli, C.J. Danoff. 2016. URL: https://peeragogy.org/foreword (дата обращения: 12.08.2021).
  30. Rheingold H. Q & A: Howard Rheingold on using technology to take learning into our own hands // Leading thinkers: Digital media & learning / Eds. B. Ray, S. Jackson, C. Cupaiuolo. MacArthur Foundation Digital, 2014.
  31. Riva G., Dakanalis A., Mantovani F. Leveraging psychology of virtual body for health and wellness // The handbook of the psychology of communication technology / Ed. S.S. Sunder. Chichester: Wiley-Blackwell, 2015. P. 528–547. DOI:10.1002/9781118426456.ch24
  32. Study into the use of virtual reality [Электронный ресурс] // KALLIDUS. 2017. URL: https://www.kallidus.com/vr-study-pr/ (дата обращения: 12.08.2021).
  33. Swift R., Allatt D. Virtual reality in education: Oculearning: Our path to reality. Seattle: Amazon, Kindle Edition, 2016. 35 p.
  34. The potentials and trends of virtual reality in education. A bibliometric analysis on top research studies in the last two decades / D. Liu [et al.] // Virtual, Augmented and Mixed Realities in Education / D. Liu [et al]. Singapore: Springer, 2017. P. 105–130. DOI:10.1007/978-981-10-5490-7_7
  35. The state of virtual reality for education [Электронный ресурс] // Unimersiv. 2016. https://unimersiv.com/the-state-of-virtual-reality-for-education/ (дата обращения: 12.08.2021).
  36. Thompson J. B. The media and modernity. A social theory of the media. Stanford, CA: Stanford University Press, 1995. 314 p.
  37. Vigotszkij L.S. A magasabb pszichikus funkciók fejlődése. Budapest: Gondol at Kiadó, 1971. 441 p.
  38. Vygotsky L. S. Mind and society: The development of higher mental processes. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. 159 p.
  39. Zaino J. Teachers Ready for Virtual Reality in Education [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://insights.samsung.com/2016/06/27/teachers-ready-for-virtual-reality-in-education/ (дата обращения: 12.08.2021).

Информация об авторах

Хозе Евгений Геннадьевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Центр экспериментальной психологии Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), заведующий лабораторией экспериментальной и практической психологии, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9355-1693, e-mail: house.yu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 615
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 575
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 1