Современная зарубежная психология
2022. Том 11. № 2. С. 31–49
doi:10.17759/jmfp.2022110203
ISSN: 2304-4977 (online)
Рефлексивное и творческое использование символических средств в игре, имитирующей исполнение социальных ролей
Аннотация
В статье представлен анализ результатов стратегии вмешательства, построенной на ролевой игре, предусматривающей имитацию социальных ролей; при этом участники пользуются символическими средствами как игровыми. Вмешательство проведено в Боготе, Колумбия, и описано применительно к группе из18 детей дошкольного возраста. Основу вмешательства составляет подход экспериментальных исследований связи обучения и развития, предложенный Л.С. Выготским. Анализ результатов проведен до и после участия группы детей в программе, ориентированной на выявление изменений функций символов на уровнях: непосредственного восприятия чувством (материализованном), способности к восприятию (перцептивном), языковом/словесном (вербальном). Также проанализированы «исполняемая» роль, правила игры и использование символических средств в ходе игры. Сделан вывод: медиатизация реальности и создаваемая игровая ситуация развития с социальными ролями способствуют формированию и укреплению волевой составляющей, важнейшей в личностном развитии.
Общая информация
Ключевые слова: игра, функция символов, личность, активная деятельность, развитие дошкольников
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110203
Для цитаты: Гонзалес-Морено К., Соловьева Ю. Рефлексивное и творческое использование символических средств в игре, имитирующей исполнение социальных ролей [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 31–49. DOI: 10.17759/jmfp.2022110203
Полный текст
Введение
Метод
Участники
Организация эксперимента
Инструментарий
Результаты
Тип игры |
Задания |
Направленная |
1) Какая игра тебе нравится? Почему? Как ты можешь разъяснить ее смысл? |
2) Представь себе, что ты собираешься играть в больницу вместе со всеми детьми, которые находятся в комнате. Чем бы ты пользовался/ась для игры в больницу? |
|
3) Если ты играешь в больницу вместе со всеми детьми, находящимися в комнате, какие роли, по твоему мнению, они могли бы исполнять? |
|
4) В игре в больницу вместе со всеми детьми, кто находится в комнате, как ты выбираешь роли? Представь себе, что каждый хочет быть доктором. Как ты получишь их согласие на выбор другого персонажа? Ты предложишь какой-либо другой вариант или предоставишь право выбора? |
|
5) Представь, что ты доктор. Что ты сказал/ала пациенту? О чем еще ты мог/ла бы поговорить с ним? Почему именно об этом? Что ты хотел/а бы выразить сказанным? |
|
Свободная |
На стол кладут несколько игрушек и говорят: «вот перед нами разные игрушки, как ты играл бы с ними? Какую игру ты предлагаешь?» Материалы: тарелки, кукла, столовые приборы, горшок, палочки, кубики, прямоугольник, квадрат, треугольник Исполнение: наблюдают и фиксируют в данном моменте времени, насколько ребенок может самостоятельно предлагать и организовывать игру, а также знание правил и овладение ею. При необходимости предлагается сюжет игры, его варианты и правила. Помощь: если ребенок не начинает игру, то взрослый предлагает ее. Представьте, что этот ребенок очень голоден; как вы думаете, что мы могли бы ему приготовить? Ожидается, что ребенок разовьет тему. |
Тип игры |
Задание |
Типы ответов |
|
Pre-test |
Post-test |
||
Направленная |
Какая игра тебе нравится? |
Я люблю играть в мяч и в прятки |
Мне нравится играть в больницу, супермаркет, обувной магазин, ветеринарную клинику, искателей сокровищ. |
Представь себе, что ты собираешься играть в больницу вместе со всеми детьми, кто здесь сейчас находится. Что тебе понадобилось бы для игры в больницу? |
Я бы использовал/а шприцы, и на этом всё |
Я бы использовал/а прибор для прослушивания сердец пациентов, халат, несколько карточек, чтобы медсестра могла вызывать пациентов по порядку |
|
В игре в больницу вместе со всеми детьми, находящимися в комнате, как ты выберешь роли? Представь себе, что каждый хочет быть доктором. Как ты получишь от них согласие на выбор других персонажей с другими свойствами? Ты предложишь какой-либо другой вариант? |
Не знаю |
Я бы применил волчок (юлу), и разыграл бы роли для всех детей, чтобы каждый знал, кого ему приведется играть. Если все дети в этом помещении хотят быть доктором, тогда мы не могли бы играть в больницу, потому что в игре нужны и пациенты, нянечки, клинеры, вахтер, директор больницы. Я думаю, мы могли бы оставить одного доктора, который лечит сердце, одного, который лечит голову, одного, который лечит руки и ноги. Мы могли бы иметь для игры трех докторов. |
Тип игры |
Вопрос-задание |
Pre-test Негативные индикаторы развития. Ребенок: |
Post-test Позитивные индикаторы развития. Ребенок: |
Направленная |
Какая игра тебе нравится? |
· Не определен с выбором объекта · Не следует указаниям взрослого · Не понимает смысла того, что следует выполнять · Неконтактен (не отвечает) · Реагирует на поддержку взрослого · Не может пояснить мотив выбора игры · Не может пояснить, как играть в те игры, которые он/она выбрал/а |
· Следует указаниям взрослого · Поддерживает цели игровой деятельности · В диалоге в ролях говорящего и слушающего проявляет взаимность · Отвечает, что ему/ей нравятся роли, понимает смысл тем тех игр, которые обсуждаются с ним/ней в диалоге · Понимает смысл того, что требует от него/нее роль |
Представь, что тебе предстоит играть в больницу вместе со всеми детьми, которые здесь находятся. Что тебе потребуется для игры в больницу? |
· Не может идентифицировать объекты, которые бы понадобились для игры в больницу, неконтактен/а · Упускает суть вопроса, теряет тему · Не может идентифицировать роли, которые мог/ла бы выполнять, участвуя в игре · Путается в действиях с объектом, неконтактен · Не понимает смысла вопросов |
· Выбирает некоторые предметы, заменители предметов и символы, характерные для темы больницы, такие как: блокнот, листы, ручки, символ красного креста, ролевые символы, закрытые и открытые символы, символы смены пациентов, халаты, колпаки. · Поддерживает цели игровой деятельности · Перечисляет характерные черты ролей в игре в больницу: доктор, медсестра, пациент, санитар, кассир, администратор |
|
В игре в больницу вместе со всеми детьми, находящимися в комнате, как ты выберешь роли? Представь себе, что каждый хочет быть доктором. Как ты получишь от них согласие на выбор других персонажей с другими свойства- |
· Не отвечает · Не может выбрать роли · Упускает суть вопроса |
· Говорит, что он/она бы использовал/а волчок (юлу) или цветной крутящийся барабан и разыграть роли, чтобы каждый ребенок мог полу чить роль, которую он хочет, потому что всегда есть такая роль, которую он хочет больше всего. · Поддерживает цели игровой деятельности |
Тип игры |
Вопрос-задание |
Pre-test Негативные индикаторы развития. Ребенок: |
Post-test Позитивные индикаторы развития. Ребенок: |
ми? Ты предложишь какой-либо другой вариант? |
|||
Представь, что ты доктор; что ты сказал/а бы пациенту? Что ты мог/ла бы к этому добавить? Почему ты сказал/а именно эти слова? Что ты хотел/а этим сказать? |
· Не отвечает · Не может определиться, о чем говорить с пациентом · Упускает суть вопроса |
· Формулирует характерные фразы для диалога доктора с пациентом: · Поддерживает цели игровой деятельности “добрый день”, “что беспокоит”, “как самочувствие” |
|
Как ты думаешь, какие правила нужны для игры в больницу? |
· Не отвечает · Не может идентифицировать правила игры в больницу · Упускает суть вопроса |
· Развернуто излагает правила игры · Поясняет, как пользоваться правилами игры · Поддерживает цели игровой деятельности |
|
Свободная |
Предложи игру с использованием разных символических средств. |
· Не отвечает · Терпит неудачу, предлагая игру · Упускает суть вопроса |
· Предлагает игру · Использует предметы по назначению · Представляет использование предметов в качестве заменителей · Участвует в диалоге по теме в роли и говорящего, и слушателя · Поддерживает цели игровой деятельности |
Уровень |
Рефлексивное пользование |
Творческое пользование |
Действия с материализованными символами |
* Дети осознают свои действия с объектами как заменителями других и используют их расширенным образом в своих ролях и отношениях с другими участниками во время игры. |
* Дети используют один предмет как замену другому, приписывая ему в игре несколько функций в соответствии с потребностями, возникающими в группе. |
Действия с перцептивными символами |
* Дети осознают смысл использования графических символов, придают им смысл и значение для планирования и решения задач, используют их расширенно. |
* Дети предлагают использовать графические символы по собственной инициативе и придают им эмоциональную окраску |
Действия с вербальными символами |
* Дети осознают смысл того, что они говорят, чтобы установить динамичные коммуникативные отношения с исполнителями других ролей |
· Выражение собственных идей создания воображаемых ситуаций и историй, которые им удается изобразить через роли · Образы, созданные в воображении, вызывают настоящие чувства и эмоции · Детям удается передать чувства и эмоции другим участникам игры во время игрового взаимодействия. |
Обсуждение
Символ строящегося дома Девочка MV |
Символ Большого Злого Волка, старающегося проникнуть в дом маленьких поросят через дверь |
Символ персонажа, вступающего в борьбу со Злым Волком, когда он старается проникнуть в домики поросят Ребенок AI |
Символы музыкальных инструментов для зачаровывания Большого Злого Волка Групповой совместный рисунок детей MV и AI |
Символ заколдованной бутылочки, превратившей злого волка в хорошего и доброго Девочка EC |
Символ воображаемого мороженого Ребенок AD |
Элементы социальной ролевой игры |
Pre-test (до вмешательства) |
Post-test (после вмешательства) |
Роль |
Нестабильная вовлеченность в роль |
Глубокая эмоциональная погруженность детей в свои роли |
Правила |
Трудности принятия правил, тенденция к импульсивным действиям |
Правила принимаются как путь к взаимодействию в проживаемом сценарии и восприятию окружающего мира |
Пользование символическими средствами |
Трудности в пользовании разнообразными символическими средствами открыто и творчески на уровнях: материализованном, перцептивном, вербальном
Трудности в предложении и поддержании активной работы с символами |
В наличии ресурс креативности и поддержания различных воображаемых ситуаций. Использование нарративного языка для проигрывания реальных и воображаемых событий
Использование символических средств на материализованном, перцептивном и вербальном уровнях способствовало развитию сознательной деятельности, поскольку позволяло детям направлять свои действия на поставленную цель с учетом интерактивных игровых социальных отношений с другими персонажами в сценариях |
Заключение
Литература
-
Gal'perin P.Ya. Vvedenie v psikhologiyu: uchebnoe posobie. 4-e izdanie [Introduction to psychology: textbook. 4th edition]. Moscow: Vysshaya shkola, 2002. 336 p. (In Russ.).
-
Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality. Moscow: Politizdat]. Moscow: Politizdat, 1975. 304 p. (In Russ.).
-
Leont'ev A.N. Psikhologicheskie voprosy formirovaniya lichnosti rebenka v doshkol'nom vozraste [Psychological issues of the formation of the child's personality in preschool age]. In Leont'ev A.N. (ed.), Problemy razvitiya psikhiki [Problems of the development of the psyche]. Moscow: Izdatel'ctvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1959, pp. 446—457. (In Russ.).
-
Lisina M.I. Problemy ontogeneza obshcheniya [Problems of ontogeny of communication] [Elektronnyi resurs]. Moscow: Pedagogika, 1986. 144 p. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10042 (Accessed 15.06.2022). (In Russ.).
-
Smirnova E.O., Gudareva O.V. Igra i proizvol'nost' u sovremennykh doshkol'nikov [Game and arbitrariness among modern preschoolers]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2004, Vol. 1, pp. 91—103.
-
El'konin D.B. Razvitie lichnosti rebenka-doshkol'nika [Development of the personality of a preschool child]. In A.V. Zaporozhtsa, D.B. El'konina (eds.), Psikhologiya lichnosti i deyatel'nosti doshkol'nika [Psychology of personality and activities of a preschool child]. Moscow: Prosveshchenie, 1965, pp. 254—295. (In Russ.).
-
Bodrova E., Germeroth C., Leong D. Play and Self-Regulation [Elektronnyi resurs]. American Journal of Play, 2013. Vol. 6, no. 1, pp. 111—123. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1016167 (Accessed 15.06.2022).
-
Bozhovich L.I. La personalidad y su formación en la edad infantil : Investigaciones psicológicas [Elektronnyi resurs]. La Habana: Pueblo y educación, 1981. 387 p. URL: http://www.worldcat.org/oclc/84678323 (Accessed 15.06.2022).
-
Elkonin D.B. Psicología del juego. Madrid: Aprendizaje visor, 1980. 288 p.
-
González-Moreno C.X. Actividad comunicativa interactiva en una experiencia de juego grupal con niños en edad preescolar. Cuadernos Hispanoamericanos de Psicolog a, 2017. Vol. 17, no. 2, pp. 43—60. DOI:10.18270/chps..v17i2.2100
-
González-Moreno C.X. Formación de la función simbólica por medio del juego temático de roles sociales en niños preescolares. Revista de la Facultad de Medicina, 2015. Vol. 63, no. 2, pp. 235—241. DOI:10.15446/revfacmed. v63n2.47983
-
González-Moreno C.X. Importancia del juego tem tico de roles sociales en la edad preescolar. Revista Latinoamericana de Estudios Educativos, 2022. Vol. LII, no. 1, pp. 299—320. DOI:10.48102/rlee.2022.52.1.478
-
González-Moreno C.X. Juego de roles sociales, función simbólica y desarrollo de la personalidad en la edad preescolar. Revista Obutch nie, 2021. Vol. 5, no. 1, pp. 18—42. DOI:10.14393/OBv5n1.a2021-60584
-
González-Moreno C.X. La situación imaginaria como elemento esencial del juego de roles sociales en la edad preescolar. Revista de Psicología Universidad de Antioquia, 2018. Vol. 10, no. 2, pp. 75—101. DOI:10.17533/udea.rp. v10n2a04
-
González-Moreno C.X. El juego de roles sociales como medio de formación de la función simbólica en niños preescolares [The play of social roles as a means of training the symbolic function in preschool children]: Doctoral thesis: Interinstitutional Doctorate in Education. Puebla, Mexico: Iberoamerican University of Puebla, 2016.
-
González-Moreno C.X., Solovieva Y. Impacto del juego de roles sociales en la formación de la función simbólica en preescolares. Revista de Psicología Universidad de Antioquia, 2016. Vol. 8, no. 2, pp. 49—70. DOI:10.17533/udea.rpsua. v8n2a04
-
González-Moreno C.X., Solovieva Y. Indicadores de adquisición de la función simbólica en el nivel de acciones materializadas en preescolares. Pensamiento Psicológico, 2015. Vol. 13, no. 2, pp. 79—94. DOI:10.11144/Javerianacali. PPSI13-2.iafs
-
González-Moreno C.X., Solovieva Y. Propuesta de método para el estudio de la formación de la función simbólica en la edad infantil [Elektronnyi resurs]. Tesis Psicológica, 2014. Vol. 9, no. 2, pp. 58—79. URL: https://www.redalyc.org/pdf/1390/139039784005.pdf (Accessed 15.06.2022).
-
Hakkarainen P. Development of motivation in play and narratives [Elektronnyi resurs]. In Blenkinshop S. (ed.), The Imagination in Education: Extending the Boundaries of Theory and Practice. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2009, pp. 64—79. URL: https://books.google.ru/books?id=lrQLBwAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA64#v=onepage&q&f=false (Accessed 15.06.2022).
-
Hakkarainen P., Bredikyte M. How play creates the zone of proximal development [Elektronnyi resurs]. In Robson S., Flannery S. (eds.), The Routledge International Handbook of Young Children's Thinking and Understanding. New York: Routledge, 2014, pp. 31—42. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315746043-5 (Accessed 15.06.2022).
-
Hakkarainen P., Bredikyte M. Strong foundation through play based learning [Elektronnyi resurs]. Psychological Science & Education, 2010. Vol. 15, no. 3, pp. 58—64. URL: https://psyjournals.ru/files/31250/psyedu_2010_n3_Hakkarainen_Bredikyte.pdf (Accessed 15.06.2022).
-
Hakkarainen P., Bredikyte M. The zone of proximal development in play and learning [Elektronnyi resurs]. Cultural- historical psychology, 2008. Vol. 4, pp. 2—11. URL: https://psyjournals.ru/en/kip/2008/n4/Hakkarainen_full.shtml (Accessed 15.06.2022).
-
Luria A.R. Las funciones corticales superiores del hombre (3rd ed.). Mexico: Fontamara, 2015. 736 p.
-
Solovieva Y., González-Moreno C.X. Indicadores de adquisición de la función simbólica en el nivel de acciones verbales en preescolares. Revista de la Facultad de Medicina, 2016. Vol. 64, no. 2, pp. 257—265. DOI:10.15446/revfacmed. v64n2.52995
-
Solovieva Y., González-Moreno C.X. Introducing social role-play to Colombian children 5-6 years [Elektronnyi resurs]. In Bruce T., Hakkarainen P., Bredikyte M. (eds.), The Routledge International Handbook Early Childhood Play. London and New York: Routledge, 2017, pp. 108—124. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315735290-12 (Accessed 15.06.2022).
-
Solovieva Y., González-Moreno C.X., Quintanar L. Developmental Analysis of Symbolic Perceptual Actions in Preschools. British Journal of Education, Society & Behavioral Science, 2016. Vol. 15, no. 3, pp. 1—13. DOI:10.9734/ BJESBS/2016/24459
-
Solovieva Y., Quintanar L. La actividad de juego en la edad preescolar. Mexico: Trillas, 2012. 142 p.
-
Talizina N.F. La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza [Elektronnyi resurs]. Puebla: Universidad Autónoma de Puebla, 2009. 383 p. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/4905269/mod_resource/content/2/LIVRO%20 TEORIA%20DE%20LA%20ACTIVIDAD%201.pdf (Accessed 15.06.2022).
-
Vygotski L.S. Obras escogidas. Vol III. Problemas del desarrollo de la psique Madrid Visor, 1995. 381 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 449
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 146
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2