Особенности спортивной мотивации достижения у юных футболистов

88

Аннотация

Представлен обзор зарубежных публикаций по особенностям мотивации достижения юных футболистов. Спортивная мотивация рассматривается в рамках теории самоопределения. Выделяются внешняя и внутренняя мотивации и их характерные формы для игроков подросткового возраста. В обзоре отмечается, что мотивация изменяется в зависимости от возраста и навыков юниоров, становясь менее автономной в раннем подростковом возрасте и более автономной по мере приобретения навыков. Демонстрируется значимость влияния социальных агентов (родители, сверстники, тренер) на формирование и повышение уровня внутренней мотивации футболистов. Отмечается связь между мотивационным климатом, поощряемым тренером и родителями, и получением удовольствия от тренировок и соревнований, формированием настойчивости и целеустремленности, а также эффективностью в постановке цели и выполнении поставленных задач. Акцентуируется значимость возрастных психологических и физиологических особенностей игроков, так как использование только внешних стимулов (наказание и поощрение) вместо развития внутренней мотивации может привести к негативным последствиям и нежеланию заниматься данным видом спорта в дальнейшем. Делается вывод о важности комплексного изучения мотивационно значимого влияния со стороны тренеров, родителей и сверстников на разных этапах возрастного развития юных футболистов.

Общая информация

Ключевые слова: футбол, мотивация достижения, теория самоопределения, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, подростковый возраст, социальные агенты, мотивационный климат, стиль руководства

Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120109

Получена: 06.07.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Фомиченко А.С., Иванов Н.С. Особенности спортивной мотивации достижения у юных футболистов [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 80–88. DOI: 10.17759/jmfp.2023120109

Полный текст

Введение

Юношеский футбол — это среда, в которой формируются не только двигательные умения, навыки и личностные качества ребенка, но и его представление о себе, определенное отношение к социальным процессам и явлениям, а также особый «спортивный» образ жизни [14].
Уже давно признано, что эффективное развитие юного спортсмена должно учитывать сложное взаимодействие между ребенком, задачей и окружающей средой (см, например: Вуллеман и Лавалли (Wylleman, Lavallee, 2004) [30]). Несмотря на это, до сих пор основной задачей футбольного тренера является развитие физических, технических и тактических навыков у юных игроков. При этом часто успех команды может осложняться тем, что тренеры, не владея информацией о специфике спортивной мотивации юных игроков, создают неблагоприятный психологический климат, который вызывает конфликты, снижающие качество тренировочного процесса и наносящие вред формированию личности будущих спортсменов [5]. Вместе с этим, поскольку переход от начинающих игроков (7—11 лет) к футболистам на этапе спортивной специализации (12—6 лет) в силу физиологических и социально-психологических изменений часто является самым трудным для детей (см., например: Вуллеман и Лавалли (Wylleman, Lavallee, 2004)), тренеру становится особенно важно адекватно выстраивать свою деятельность в зависимости от возрастных психологических и физиологических особенностей игроков и их мотивации [30].
Таким образом, с точки зрения повышения эффективности работы тренеров юношеских футбольных команд, актуальным становится изучение особенностей мотивов достижения у юниоров, обобщение полученных данных и подготовка соответствующих методических рекомендаций.
Цель исследования — проанализировать имеющиеся данные об особенностях мотивации юных футболистов в зарубежных публикациях по психологии спорта. Определить факторы, влияющие на ее формирование. Сформулировать соответствующие методические рекомендации для родителей и тренеров.
Методы исследования. Основу исследования образуют следующие методы: теоретический анализ зарубежных публикаций, обобщение, систематизация.

Мотивация достижения и ее особенности у юниоров-футболистов

Мотивация является одной из самых популярных тем исследований в спортивной психологии, о ней постоянно говорится как о важном факторе, влияющем на результаты детей в спорте.
Мотивация — это «внутреннее состояние, которое заряжает энергией и побуждает к действию или поведению и определяет его направление и постоянство» [8, p. 11].
Мотивация достижения — понятие более широкое, оно фокусируется на предрасположенности детей, занимающихся спортом, к стремлению к успеху и на том, как конкретные ситуации влияют на их желания, эмоции и поведение [28]. Так, Д. Макклелланд (D. McClelland) описывал мотивацию достижения как стремление к успеху, о чем свидетельствуют настойчивость и усилия перед лицом трудностей. Мотивация, по его мнению, определяет сосредоточенность и волю, а также активное участие в тренировках и соревнованиях [11].
Однако сложная природа мотивации и ее роль в практической вовлеченности, согласно анализу зарубежных публикаций, все больше рассматриваются в рамках теории самоопределения (SDT) [3].
Согласно Э. Деси и Р. Райан (E. Deci, R. Ryan), мотивация может быть внутренней и внешней. В этом случае механизм мотивации раскрывается через самоопределение (SDM) как способность индивида осуществлять и испытывать выбор. Наивысший уровень самоопределения — это внутренняя мотивация, осуществление деятельности ради нее самой, потому что это приятно и интересно. Среди четырех видов внешней мотивации различают автономную (интегрированное и индивидуальное регулирование) и контролируемую (интроецированное и внешнее регулирование). Эти внешние типы мотивации постепенно становятся все менее самостоятельными, что может привести к амотивации (нежеланию) [3; 20].
В футболе сильная внутренняя мотивация рассматривается как полезный актив для будущих спортсменов [32]. Чтобы добиться успеха, для футболиста очень важно развить сильную внутреннюю мотивацию и поддерживать ее постоянно, поскольку успешные игроки, как правило, имеют более высокий уровень внутренней мотивации по сравнению с внешней [2].
Таким образом, теория самоопределения предлагает некоторые способы понимания сложности мотивов ребят, занимающихся футболом. Рассмотрим эти особенности более подробно на примере юниоров-футболистов.
Так, изменения в самоопределении (SDM), согласно Э. Деси и Р. Райан (E. Deci, R. Ryan), регулируются несколькими факторами, такими как внешние вознаграждения, возраст и навыки, что находит подтверждение в ряде зарубежных исследований [3].
Согласно М. Младенович (М. Mladenović), аспекты внутренней мотивации являются самыми доминирующими у юниоров. Среди форм внешней мотивации наиболее распространенная — мотивация, основанная на механизме интроекции, которая зависит от личной ответственности. А как известно, именно в подростковом возрасте интенсивно развиваются личная ответственность и профессиональное отношение к своим обязанностям [12].
Футболисты в возрасте 12 лет прилагают усилия, чтобы оправдать ожидания тренеров и родителей, и расстраиваются, когда у них что-то не получается. При этом они стремятся к достижениям и им интересны знания о футболе (внутренняя мотивация к достижению и знаниям) [12].
Для 14-летних футболистов стимулирующей является сама игра, их игровой опыт (внутренняя мотивация к познанию и стимуляции). Они ответственные и добросовестные, для них значима работа тренера, однако материальное вознаграждение все также не лишено смысла (аспекты внешней мотивации) [12].
В 15 лет у юниоров-футболистов, согласно М. Младенович (М. Mladenović), появляется чувство вины, связанное с их собственной самооценкой и с успехом в конкретной ситуации [12].
Таким образом, для всех форм мотивации спортсменов в возрасте от 12 до 16 лет характерны свои переломные моменты. Так, в возрасте от 12 до 14 лет спортсмены испытывают гораздо больше удовольствия от тренировок и наиболее восприимчивы к любому виду внешнего воздействия. В возрасте от 13 до 15 лет снижается как внутренняя, так и внешняя мотивация, при этом амотивация к футболу более значительна. Однако наиболее важным периодом для работы тренера является возраст 14 лет, в котором особенно сложно поддерживать мотивацию у юных футболистов [12].
Возрастное снижение показателей самоопределения (SDM) в подростковом возрасте подтверждается и другими исследованиями (например, Отис и др. (Otis et al., 2005); Баркокис и др. (Barkoukis et al., 2014) [26; 16]. Так, в раннем подростковом возрасте (12—14 лет) снижение автономной мотивации связывают с конкурирующими интересами в этот период развития. Общее снижение автономной мотивации у старших подростков в возрасте от 15 до 17 лет и увеличение контролируемой мотивации обусловливают наличием внешних вознаграждений, связанных с профессионализмом (например, деньги, статус) [16; 26]. Согласно И. Тейлор (I. Taylor), контролируемые формы мотивации, связанные с достижением статусных позиций и победой в соревнованиях, приобретают все большее значение в связи с переходом к старшему подростковому возрасту. Аспекты контролируемой мотивации, такие как интроецированное регулирование, по-видимому, способствуют настойчивости и устойчивости, которые необходимы, когда тренировки или соревнования становятся все более обязывающими и/или монотонными [23].
Анализируя особенности мотивации достижения у юниоров-футболистов, важно обратить внимание и на возможные причины, мотивирующие их участвовать в тренировочном процессе и соревнованиях. Так, согласно исследования З. Зенг и др. (Z. Zeng et al.), установлено, что внутренние факторы обладают более высокой силой воздействия на мотивацию юных футболистов, чем внешние детерминанты. Так, импакт-фактор внутренних причин («Желание стать профессиональным игроком», «Улучшить здоровье», «Развить уникальные спортивные навыки», «Правильно сформировать тело», «Удовольствие и счастье») значительно выше импакт-фактора внешних причин («Развлечение и избавление от скуки», «Получить признание от тренера», «Престиж среди друзей», «Снизить давление от тренировок», «Избавиться от неприятностей из-за тренировок», «Возможность встретиться со своими друзьями», «Завести новых друзей») [2].
При этом юниоры, которые видят себя в будущем профессиональными игроками, более мотивированы участвовать в футбольных тренировках и соревнованиях и имеют высокий уровень сплоченности в команде. Кроме того, они в большей степени настроены на победу, заботятся о своем здоровье и получают больше удовольствия от самого тренировочного процесса, в отличие от футболистов, которые не ставят своей целью стать профессиональными игроками [2; 31].

Роль социальных агентов в формировании мотивации достижения у юниоров-футболистов

Мнение о том, что положительные отношения со значимыми другими (например, тренерами, товарищами по команде, родителями или братьями и сестрами) являются одним из наиболее важных ресурсов для развития юных спортсменов, также находит свое подтверждение в зарубежных публикациях. Анализ источников показал, что факторы взаимоотношений с другими людьми в спорте оказывают положительное мотивационное воздействие, включая аспект близости отношений между тренером и спортсменом (см, например: Джоветт и др. (Jowett et al., 2017)), взаимосвязь между мастерством и успехом в спорте и отношениями с родителями (см, например: Легг (Legg, 2020)), а также качество дружеских отношений со сверстниками (см. например: Гледхилл и др. (Gledhill et al., 2017) [6; 13; 10]).
Понимание того, как исследования, ориентированные на теорию самоопределения (SDT), концептуализировали социальные влияния, может дать представление о доминирующем значении социальных агентов для мотивации юниоров.
Так, согласно теории самоопределения (SDT), на мотивацию влияет удовлетворение основных психологических потребностей в автономии, связанности и компетентности, которые сопряжены с более самоопределяющимися формами мотивации [3; 19]. Среда, находясь под влиянием социальных агентов, может создавать условия для сотрудничества, принятия решений и развития навыков у игроков, удовлетворяя, таким образом, вышеперечисленные потребности [15]. Например, удовлетворение основных потребностей юниоров-футболистов можно предсказать по качеству их отношений с тренерами, а поддержка автономии родителями напрямую связана с автономными формами мотивации игроков в юношеском футболе. Кроме того, мотивационный климат, поощряемый сверстниками, например, когда сверстники поддерживают друг друга, способствует повышению уровня внутренней мотивацию юниоров [13].
Большая часть исследований о роли значимых других в отношении мотивации юных футболистов сосредоточена на независимом влиянии тренеров, родителей или сверстников.
Так, например, особое значение приобретает мотивационный климат, инициированный родителями, который рассматривается как предвестник самоопределяющейся мотивации к спорту, вовлеченности и более высокого уровня удовлетворенности. Более того, его считают значимым предиктором самооценки, уровня тревожности и автономной регуляции юниоров. При этом различия между влиянием на создание и поддержание мотивационного климата отцом и матерью демонстрируют разные родительские подходы к спорту. Так, например, юниоры-футболисты считают, что отцы дают более ощутимую поддержку, чем матери. В то время как матери, как правило, больше оказывают поддержку эмоциональную [6].
Некоторые данные из зарубежных публикаций свидетельствуют о том, что мотивация юных футболистов, как правило, зависит от стиля воспитания в семье. Так, например, достижения игрока могут определяться атмосферой признательности за успех благодаря упорному труду, которую создают родители, что, в свою очередь, формирует безусловное самопринятие [6].
В то же время ряд исследований позволяет говорить о взаимосвязи между авторитарным стилем воспитания и достижениями юных игроков. В данном случае подразумевается такой стиль воспитания, который предполагает высокие ожидания от детей, но без давления или принуждения [21]. Например, К. Сапейя и др. (K. Sapieja et al.) считают, что влияние авторитарного стиля воспитания может сыграть определенную роль в развитии здоровых перфекционистских ориентаций или, по крайней мере, снизить вероятность развития нездоровых перфекционистских ориентаций у юных футболистов. Это потенциально может повысить производительность и благополучие юниоров, так как нездоровый перфекционизм связан с эмоциональным выгоранием, тогда как здоровый — с частотой участия в футбольных тренировках и игровых мероприятиях [21].
Следующие социальные факторы, влияющие на развитие мотивации юниоров в футболе, — это характер взаимоотношений со сверстниками и сиблингами. Так, установлено, что сверстники могут влиять на психологические факторы, включая удовольствие, мотивационные ориентации и перфекционистские тенденции (см. например: Оммундсен и др. (Ommundsen et al., 2006); Уллрих-Френч и Смиф (Ullrich-French, Smith, 2009) [17; 29]). Положительные отношения со сверстниками ассоциируются с более высокой внутренней, самоопределяющейся и ориентированной на решение задач мотивацией [17]. Кроме того, сверстники могут влиять на уровень дисциплины игрока, что примечательно, учитывая, что дисциплина является часто упоминаемым предварительным условием для развития способностей юниоров в футболе [29].
Потенциальная важность братьев и сестер также подчеркивается в ряде исследований. Так, установлено, что у игроков, которые перешли на профессиональный уровень, было больше братьев и сестер, чем у тех, кто не смог. Возможно, это связано с тем, что дети с одним или несколькими братьями и сестрами, как правило, обладают более развитыми социальными навыками, чем те, у кого их нет, а социальные навыки напрямую связаны с воспитанием эффективной сплоченности команды. Кроме того, старший брат, занимающийся футболом, служит источником информационной поддержки для развивающихся юниоров-игроков [10].
Другим важным аспектом, который следует учитывать в контексте спорта, являются отношения и мотивационный климат, создаваемый тренером, т. е. то, что он говорит и делает, как на тренировках, так и на соревнованиях. Поведение тренера является одной из важнейших характеристик, влияющих на качество мотивации спортсменов, учитывая, что он (тренер) играет ключевую роль в создании благоприятного психологического климата, признанного в зарубежной литературе особенно важным для получения удовольствия от тренировок и соревнований, формирования настойчивости в спорте, предотвращения отсева и т. д. [5; 18; 24].
Так, например, в своем исследовании Дж. Дуда и И. Балагер (J. Duda, I. Balaguer) утверждают, что мотивационный климат, поощряемый тренером, напрямую связан с восприятием юных футболистов своей игры на поле. Они считают, что игроки с благоприятным психологическим климатом более склонны к занятиям спортом и связывают участие в выполнении поставленных задач с большой сплоченностью группы, высоким уровнем   команды во время матча. Так, в ходе проведенного ими эксперимента было установлено, что футбольные команды, которые получили высокие показатели по степени сплоченности, оказались лидерами соревнований, в то время как те команды, которые имели самый высокий уровень ориентации на каждого индивидуального игрока, находились на самых низких позициях [4].
Кроме того, существует ряд исследований, направленных на изучение взаимосвязи между восприятием юными футболистами стиля руководства тренера и характером их мотивации. Так, например, Дж. Холлембик и А. Амороуз (J. Hollembeak, A. Amorose) продемонстрировали, что воспринимаемые стили руководства тренеров были связаны с внутренней мотивацией игроков с точки зрения влияния на их потребности [7]. Иными словами, футболисты, которые считали, что их тренеры обладают авторитарным стилем принятия решений, чувствовали более низкий уровень автономии, и впоследствии сообщали о низком уровне внутренней мотивации. В свою очередь юниоры, которые считали, что их тренер придерживается демократического стиля принятия решений, напротив, сообщали о высоком уровне автономии и внутренней мотивации [9]. Из этого следует, что если на тренировках тренер использует в большей степени внешний контроль, то это может привести к амотивации игроков к тренировочному процессу и отрицательным эмоциям [22].
В целом, в зарубежных публикациях подтверждается тот факт, что спортсмены, которые ощущают близость, сотрудничество и приверженность тренеру, в большей степени ориентированы на выполнение задач, что, в свою очередь, является значимым для их спортивной карьеры, так как такая ориентация позволяет продолжать заниматься спортом, эффективнее ставить цели и получать более высокий уровень удовлетворения от участия в тренировках и соревнованиях. Тем не менее, было обнаружено, что качество отношений между тренером и спортсменом эффективнее с точки зрения долгосрочной перспективы: т. е. чем дольше отношения, тем лучше результаты [14].
Таким образом, позитивные отношения со значимыми другими людьми (тренерами, товарищами по команде, родителями или братьями и сестрами) определяются как один из наиболее важных ресурсов для мотивации юных футболистов. Однако лишь в нескольких исследованиях рассматривается интерактивная роль этих трех социальных агентов, влияющих на одного и того же спортсмена в одно и то же время. На сегодняшний день имеются данные о том, что тренеры, родители и сверстники влияют на мотивацию юных футболистов различными способами, включая качество их отношений со спортсменами, позитивное и негативное поведение, поддержку, которую они оказывали игрокам, развитие и участие в футболе. Тип поддержки, которую тренеры, родители и сверстники оказывают игрокам, меняется по мере того, как игроки проходят разные этапы развития, при этом тренеры и сверстники становились все более важными по мере того, как спортсмены достигают более высоких уровней производительности [1].
Так, например, Р. Киган и др. (R. Keegan et al.) сравнили результаты исследования спортсменов на этапе 17—22 лет с результатами начинающих футболистов (7—11 лет) и специализирующихся игроков (12—16 лет). Ученые обнаружили, что, хотя на этих этапах существовали постоянные источники мотивационного влияния, произошли явные качественные изменения в их характере. Например, роль родителей в спорте стала менее важной для развития спортивных навыков юниоров-футболистов, а роль сверстников возросла в отношении оказания социальной поддержки [25].
Подростковый возраст — это период жизни, когда дети ищут новые модели поведения, чтобы выйти из фазы родительской идеализации и найти новых взрослых, которым можно доверять и к которым можно стремиться в качестве образцов для подражания. Тренеры являются главной фигурой для юниоров в их спортивной карьере: они отвечают за отбор игроков, организацию тренировок, выбор футболистов для матчей и многие другие аспекты, которые могут помочь игрокам развиваться в большей степени, чем под влиянием родителей. Поэтому и тренеры, и родители должны знать о возможных проблемах, возникающих в данной возрастной группе, и попытаться сформировать новые навыки общения со спортсменами на этом деликатном этапе развития.
Проведенный теоретический анализ зарубежных публикаций по вопросу особенностей спортивной мотивации юниоров-футболистов позволяет сформулировать ряд соответствующих рекомендаций для родителей и тренеров.
Так, родителям следует оказывать поддержку юным игрокам и создавать родительский климат, способствующий ориентации на задачи. Это даст шанс футболистам развить высокий уровень целеустремленности, а также способствует формированию внутренней мотивации и здорового перфекционизма. Кроме того, следует проводить беседы с ребенком о футболе, а также поддерживать отношения между ним и тренером. Это позволит развить рефлексивные навыки и положительные отношения между тренером и игроком.
В силу того, что у футболистов в подростковом возрасте ярко проявляются социально-психологические изменения (морфологические, гормональные, физиологические процессы, изменение социальной ситуации развития), соблюдение правил спортивной практики в этом возрасте представляется тренерам трудной задачей. Поэтому становится важным создание условий, необходимых для развития у подростка уверенности в себе и проживания ощущения успеха, а также доброжелательной и одобряющей атмосферы в юношеском коллективе. Футболистам на данном возрастном этапе необходимо постоянно получать положительную обратную связь от тренера, которому, в свою очередь, следует делать акцент на способе выполнения движений, овладении новыми навыками, а не фокусировать свое внимание только на достигнутых спортивных достижениях. Установка тренера на достижение целей в спортивном коллективе способствует повышению позитивного мотивационного климата, что, в свою очередь, также приведет к развитию внутренней мотивации. А качество определения мотивации позволит тренерам предлагать более адаптированные задачи и роли для каждого игрока, помогая им достигать более высоких результатов.

Заключение

Анализ зарубежных публикаций, направленный на изучение особенностей мотивации достижения у юниоров-футболистов, продемонстрировал не только большой интерес ученых к данной проблеме, но и глубину и степень изученности этого вопроса.
Так, на сегодняшний день установлено, что мотивация достижений у юных футболистов изменяется в зависимости от возраста и спортивных навыков (см. например: Баркокис и др. (Barkoukis et al., 2014) [26]). Доказано, чтобы добиться успеха, для юниора-футболиста важно развить сильную внутреннюю мотивацию и поддерживать ее на протяжении всей карьеры, так как успешные спортсмены, как правило, имеют более высокий уровень внутренней мотивации по сравнению с внешней (см.: например: Зенг и Янг (Zeng, Yang, 2021) [31]. При этом футболисты в позднем подростковом возрасте демонстрируют более высокий уровень внутренней мотивации, чем в раннем. В то же время причины прекращения занятий спортом в подростковом возрасте имеют более выраженную связь с внешней, чем с внутренней мотивацией (см. например: Младенович (Mladenović, 2011) [12]). Кроме того, выявлено, что самодетерминированная мотивация у юных футболистов снижается по мере приближения к профессиональному спорту (см. например: Молауд и др. (Mouloud et al., 2020) [14]).
Особое внимание в зарубежных публикациях уделяется роли значимых других в отношении мотивации у юниоров. Установлено, что мотивация у юного футболиста формируется в результате сложного взаимодействия влияний со стороны таких социальных агентов, как родители, тренеры и сверстники (см. например: Джоветт и др. (Jowett et al., 2017); Уллрих-Френч и Смиф (Ullrich-French & Smith, 2009) [13; 29]). Кроме того, выявлены пять категорий влияния социальных агентов на мотивацию игроков: поддержка, оказание давления и контроля, ориентация на социализацию и достижения, предоставление информации, касающейся компетентности, и образец для подражания (см. например: Сканлан и др. (Scanlan et al., 1993) [27]).
В целом, зарубежные исследования в основном сосредоточены на навыках игроков, особенностях их мотивации и отдельных социальных факторах, оказывающих влияние на юниоров-футболистов. В связи с этим, на наш взгляд, становится важным комплексное изучение предполагаемого мотивационно значимого влияния, которое оказывают тренеры, родители и сверстники на юных футболистов на разных этапах их возрастного развития, и того, как эти влияния изменяются в зависимости от возраста и навыков юниоров. Нам кажется, что это может послужить основой для будущих исследований и позволит лучше определять мотивационные потребности футболистов. Кроме того, будущие прикладные исследования могут быть направлены на разработку программ обучения тренеров, ориентированных на важность социально-мотивационных влияний в спорте.

Литература

  1. A retrospective investigation of the perceived influence of coaches, parents and peers on talented football players’ motivation during development / B. McCann, P. McCarthy, K. Cooper, K. Forbes-McKay, R. Keegan // Journal of Applied Sport Psychology. 2022. Vol. 34. № 6. P. 1227—1250. DOI:10.1080/10413200.2021.1963013
  2. An Investigation of Youth Football Players’ Participation Motivations and Health Related Behaviors [Электронный ресурс] / Z. Zeng, A. Cuello, J. Skelly, C. Gigliello, S. Riveras // The Sport Journal. 2018. URL: https://thesportjournal.org/article/an-investigation-of-youth-football-players-participation-motivations-and-health-related-behaviors/ (дата обращения: 07.03.2023).
  3. Deci E.L., Ryan R.M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. № 4. P. 227—268. DOI:10.1207/S15327965PLI1104_01
  4. Duda J.L., Balaguer I. Coach-created motivational climate // Social Psychology in Sport / Eds. S. Jowette, D. Lavallee. Champaign: Human Kinetics, 2007. P. 117—130. DOI:10.5040/9781492595878.ch-009
  5. Eleftheriadis L. Coaching leadership approach, children’s performance and motivation to continue football training [Электронный ресурс]: PhD Thesis. Kajaani, 2019. 44 p. URL: https://www.theseus.fi/handle/10024/172325 (дата обращения: 07.03.2023).
  6. Gledhill A., Harwood C., Forsdyke D. Psychosocial factors associated with talent development in football: a systematic review // Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 31. P. 93—112. DOI:10.1016/j.psychsport.2017.04.002
  7. Hollembeak J., Amorose A.J. Perceived Coaching Behaviors and College Athletes' Intrinsic Motivation: A Test of Self-Determination Theory // Journal of Applied Sport psychology. 2005. Vol. 17. № 1. P. 20—36. DOI:10.1080/10413200590907540
  8. Intrinsic motivaiton and self-determination in exercise and sport: Reflecting on the past and sketching the future // Intrinsic motivaiton and self-determination in exercise and sport / Eds. M.S. Hagger, N.L.D. Chatzisarantis. Champaign: Human Kinetics, 2007. P. 281—296. DOI:10.5040/9781718206632.0008
  9. Keatlholetswe L., Malete L. Coaching Efficacy, Player Perceptions of Coaches’ Leadership Styles, and Team Performance in Premier League Soccer // Research Quarterly for Exercise and Sport. 2019. Vol. 90. № 1. P. 1—9. DOI:10.1080/02701367.2018.1563277
  10. Legg E. The purpose of sport: perspectives of players, coaches, parents, and administrators // Managing Sport and Leisure. 2021. Vol. 26. № 1—2. P. 80—92. DOI:10.1080/23750472.2020.1792800
  11. McClelland D. The achieving society. New York: Simon and Schuster, 1961. 512 p.
  12. Mladenović M., Marjanović A. Some Differences in Sports Motivation of Young Football Players from Russia, Serbia and Montenegro // SportLogia. 2011. Vol. 7. № 2. P. 145—153. DOI:10.5550/sgia.110702.en.145M
  13. Motivational processes in the coach-athlete relationship: a multi-cultural self-determination approach / S. Jowett, J.W. Adie, K.J. Bartholomew, S.X. Yang, H. Gustafsson, A. Lopez-Jimenez // Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 32. P. 143—152. DOI:10.1016/j.psychsport.2017.06.004
  14. Mouloud K., Nawal K. Sport achievement motivation in youth football players [Электронный ресурс] // VIREF Revista de Educación Física. 2020. Vol. 9. № 1. P. 41—47. URL: https://www.researchgate.net/publication/340579209_Sport_achievement_motivation_in_youth_football_players (дата обращения: 07.03.2023).
  15. Ntoumanis N. A self-determination approach to the understanding of motivation in physical education // The British Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 71. № 2. P. 225—242. DOI:10.1348/000709901158497
  16. Otis N., Grouzet F.M.E., Pelletier L.G. Latent motivational change in an academic setting: a 3-year longitudinal study // Journal of Educational Psychology. 2005. Vol. 97. № 2. P. 170—183. DOI:10.1037/0022-0663.97.2.170
  17. Parental and coach support or pressure on psychosocial outcomes of paediatric athletes in soccer / Y. Ommundsen, G.C. Roberts, P.N. Lemyre, B.W. Miller // Clinical Journal of Sports Medicine. 2006. Vol. 16. № 6. P. 522—526. DOI:10.1097/01.jsm.0000248845.39498.56
  18. Perera H. Does the coach leadership behavior mediate the influence of factors affecting coach leadership behavioral styles on team success? // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2019. Vol. 7. № 3. P. 51—57. DOI:10.13189/saj.2019.070302
  19. Putting self-determination theory into practice: application of adaptive motivational principles in the exercise domain / J.E. Hancox, E. Quested, N. Ntoumanis, C. Thogersen-Ntoumani // Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2018. Vol. 10. № 1. P. 75—91. DOI:10.1080/2159676X.2017.1354059
  20. Ryan R.M., Deci E.L. Supporting autonomy, competence, and relatedness: The coaching process from a self-determination theory perspective // Professional coaching: Principles and practice / Eds. S. English, J.M. Sabatine, P. Brownell. New York: Springer, 2019. P. 231—246.
  21. Sapieja K.M., Dunn J.G.H., Holt N.L. Perfectionism and perceptions of parenting 15 styles in male youth soccer // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2011. Vol. 33. № 1. P. 20—39. DOI:10.1123/jsep.33.1.20
  22. Sulistiyono S., Agus K., Sapta K. Improving Skills and Character Youth Football Player through Games Experience Coaching Model // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2021. Vol. 9. № 2. P. 171—179. DOI:10.13189/saj.2021.090202
  23. Taylor I. The five self-determination mini-theories applied to sport // Contemporary Advances in Sport Psychology / Eds. S.D. Mellalieu, S. Hanton. London: Routledge, 2015. P. 68—90.
  24. The Motivation of Football Players: The Impact of Coach Leadership Style in Malaysian Sports Schools / M.N. Nasiruddin, M.S. Omar-Fauzee, I. Sin, M.N. Omar // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2020. Vol. 8. № 4. P. 124—133. DOI:10.13189/saj.2020.080404
  25. The motivational atmosphere in youth sport: Coach, parent, and peer influences on motivation in specializing sport participants / R. Keegan, C.M. Spray, C.G. Harwood, D. Lavallee // Journal of Applied Sport Psychology. 2010. Vol. 22. № 1. P. 87—105. DOI:10.1080/10413200903421267
  26. The relation between student motivation and student grades in physical education: a 3-year investigation / V. Barkoukis, I. Taylor, J. Chanal, N. Ntoumanis // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2014. Vol. 24. № 5. P. 406—414. DOI:10.1111/sms.12174
  27. The sport commitment model: measurement development for the youth-sport domain / T.K. Scanlan, J.P. Simons, P.J. Carpenter, G.W. Schmidt, B. Keeler // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1993. Vol. 15. № 1. P. 16—38. DOI:10.1123/jsep.15.1.16
  28. Tod D. Sport psychology: the basics (the 1st Ed.). New York: Routledge, 2014. 206 p. DOI:10.4324/9781315774428
  29. Ullrich-French S., Smith A.L. Social and motivational predictors of continued 10 youth sport participation // Psychology of Sport and Exercise. 2009. Vol. 10. № 1. P. 87—95. DOI:10.1016/j.psychsport.2008.06.007
  30. Wylleman P., Lavallee D. A developmental perspective on transitions faced by athletes // Developmental sport and exercise psychology: A lifespan perspective / Ed. M. Weiss. Morgantown: Fitness Information Technology, 2004. P. 507—527.
  31. Zeng H.Z., Yang Y. Participation motivations and related elements of collegiate Martial arts athletes from Central China regional // Journal of Physical Education & Sport. 2021. Vol. 21. № 3. P. 1567—1579. DOI:10.7752/jpes.2021.03199
  32. Zuber C., Zibung M., Conzelmann A. Motivational patterns as an instrument for predicting success in promising young football players // Journal of Sports Sciences. 2015. Vol. 33. № 2. P. 160‒168. DOI:10.1080/02640414.2014.928827

Информация об авторах

Фомиченко Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский государственный университет (ФГБОУ ВО ОГУ), Оренбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8236-610X, e-mail: anzitadel@mail.ru

Иванов Никита Сергеевич, тренер, Академия ФК Оренбург, Оренбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-6770-3134, e-mail: ins056@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 565
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 88
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 11