О научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы» Ассоциации преподавателей Московской области «Учителя русского языка и литературы» и деятельности Ассоциации

752

Аннотация

14 мая 2013 года образована Ассоциация преподавателей Московской области «Учителя русского языка и литературы». На конференции 16 декабря 2014 года были подведены итоги деятельности Ассоциации и намечен дальнейший вектор ее развития. Президент Ассоциации, А.В. Шмелева, рассказывает о деятельности Ассоциации и представляет перспективу ее развития. Одной из ярких страниц в истории Ассоциации стала деятельность ее представителей в проектах Общества «Знаний» России в Республике Крым. Глава Республики Крым С.В. Аксенов высоко оценил деятельность первой делегации из России после только что проведенного референдума.

Общая информация

Ключевые слова: русский язык , литература, филологическое образование в школе, учебно-методическая литература, лингводидактика

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Для цитаты: Шмелева А.В. О научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы» Ассоциации преподавателей Московской области «Учителя русского языка и литературы» и деятельности Ассоциации [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 4. С. 8–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n4/Shmeleva (дата обращения: 26.04.2024)

Полный текст

 

 

16 декабря 2014 года в ГОУ ВПО Московский государственный областной университет состоялась Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы» Ассоциации преподавателей Московской области «Учителя русского языка и литературы».

Участниками конференции стали учителя русского языка и литературы Москвы и Московской области, представители профессорско-педагогического состава Историко­филологического института МГОУ и других столичных вузов, представители методических объединений Московской области, представители российской творческой интеллигенции, представители Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы».

Ассоциация преподавателей Московской области «Учителя русского языка и литературы» основана 14 мая 2013 года. Цель Ассоциации: популяризация, сохранение, развитие и изучение русского языка и литературы как части мировой культуры, содействие успешному преподаванию русского языка и литературы, обмену опытом научных исследований в области русской филологии, а также в области разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов обучения. Направления работы Ассоциации: содержание филологического образования в школе и проблемы учебно­ методической литературы; контроль и оценка знаний учащихся; олимпиады по русскому языку и литературе как средство повышения познавательной деятельности учащихся; содействие повышению статуса учителя и роли преподавания русского языка и литературы в школе; подготовка молодых кадров и повышение профессионального уровня учителей; внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс; оптимизация подготовки выпускников общеобразовательных школ к ЕГЭ по русскому языку и литературе. «Важнейшим дидактическим принципом современного обучения является формирование интереса к предмету, получение знания, основанные на толковании значения науки, на освещении предмета в соответствии с современными представлениями, на умении мыслить «на языке» предмета; преподавание на основе творческого отношения к обучению, опирающегося на педагогику наставничества. Обучение в школе должно опираться на сознательное овладение современными представлениями, основами наук и искусства» (Вс.Ю. Троицкий).

На конференции 16 декабря были подведены итоги деятельности Ассоциации и намечен дальнейший вектор ее развития. За отчетный период Ассоциацией проведено восемь научно-практических и два профильных семинара, два круглых стола и научно-методическая конференция, выездные мастер-классы, организована курсовая подготовка учителей русского языка и литературы; организована работа в Школе юного филолога; организованы и проведены:   конкурс проектно-исследовательских работ; конкурс чтецов, олимпиады; организован лекторий в режиме он-лайн в каникулярное время.

С привлечением в работу все большего числа профессорско-преподавательского состава университета, Ассоциация расширила свою деятельность: было установлено сотрудничество со столичными вузами и вузами столичного региона. Члены Ассоциации принимали участие в Международных конференциях, на которых обсуждались, в частности, и проблемы современных гуманитарных наук и преподавание гуманитарных дисциплин. Особенно надлежит выделить активное участие нашей Ассоциации в организации секции на XXII Международных Рождественских Образовательных Чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». Статьи учителей Подмосковья были опубликованы в сборнике научных трудов «Подготовка кадров в образовании: проблемы, опыт, перспективы» (гл. редактор и составитель В.П. Симонов). Наши учителя являются не только постоянными подписчиками, но и авторами методических разработок на страницах журнала «Литература в школе». Ассоциацией установлено взаимодействие с централизованными библиотечными системами и музеями Московской области. Ассоциация плотно взаимодействует с общественными организациями, осуществляющими просветительскую и научную деятельность: с Международным Фондом славянской письменности и культуры, Союзом писателей России, Движением Поддержки Флота, Российской академией наук, Международной академией наук педагогического образования, Русским Географическим Обществом, Центром Русского Зарубежья и др. Мы стали почетными гостями на Радио Подмосковья, где приняли участие в цикле передач о русском языке и о языковой культуре личности нашей молодежи.

Профессорско- преподавательский состав МГОУ и учителя Подмосковья - члены нашей Ассоциации   принимали участие в экспертизах разного уровня конкурсов и грантов (последний - премия Губернатора «Наше Подмосковье»). Ассоциация стала сотрудничать с Ассоциацией учителей истории и обществознания Московской области, одним из ярких мероприятий в котором участвовала наша Ассоциация - конференция «Проблемы формирования исторического сознания подрастающего поколения» в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» (8 ноября 2013 года).

15 мая 2014 года в Общественной Палате Российской Федерации состоялась Конференция «Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры», на которой представителями российской общественности и нашей Ассоциацией обсуждались Основные положения «Концепции преподавания литературы». В общественных слушаниях приняли участие учителя словесности Москвы и Московского региона, преподаватели и студенты вузов, представители культуры и писатели. Открыл конференцию П.А. Пожигайло, президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина и Председатель Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия. С приветственным словом к участникам Конференции обратилась зам. министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк. Были заслушаны доклады Н.П. Бурляева, народного артиста России и Президента международного кинофестиваля «Золотой витязь»; Б.Н. Тарасова, ректора Литературного института, С.А. Небольсина, ведущ. науч. сотрудника ИМЛИ им. А.М. Горького РАН; проф. Л.И. Петриевой, зав. кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета, директора НОУ «Авторская гимназия Петриевой», профессоров МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Волкова, В.А. Воропаева, Д.П. Ивинского, и мн. др. С особым вниманием были заслушаны доклады Л.А. Соловьевой, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» городского округа Балашиха Московской области, а также представителей Ассоциации русского языка и литературы Московской области - В.И. Аннушкина, профессора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина; Н.Л. Крупиной, гл. редактора научно-методического журнала «Литература в школе» и писателя В.Н. Крупина; А.В. Федорова, зав. редакцией литературы издательства «Русское слово», учитель литературы гимназии № 1516 г. Москвы; А.В. Шмелевой, доц. кафедры русской классической литературы филологического факультета ИФИ МГОУ. Почетным гостем Конференции стал потомок великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова - М.Ю. Лермонтов.

Яркой страницей в истории Ассоциации стала деятельность ее представителей в проектах Общества «Знание» России - старейшей просветительской организации. Так, с 14 по 16 апреля 2014 года в Республике Крым работала, по приглашению властей Крыма, лекторская группа лекторов Общества «Знание» России в составе которой были представители МГОУ - члены Ассоциаций учителей русского языка и литературы и Ассоциации учителей истории и обществознания. В городских и сельских регионах Республики Крым наша группа встречалась с учителями школ и преподавателями вузов, со школьниками и студентами. Глава Республики Крым С.В. Аксенов высоко оценил деятельность первой делегации из России после только что проведенного референдума. В адрес Л.И. Швецовой и Ректора МГОУ - нашего дорогого П.Н. были направлены благодарственные письма.

С 19 по 24 мая в МГОУ был организован Образовательный семинар по подготовке лекторов-организаторов гражданского просвещения к проведению публичных лекций, выступлений с различными социальными аудиториями. Среди участников семинара были учителя Московской области, аспиранты и магистранты. Лекционные и практические занятия проводились с использованием современных интерактивных форм обучения, групповой работы, проведение дискуссий и публичных обсуждений. Итоговой формой контроля стала защита практико-значимой работы (мультимедийной презентации к лекции просветительского характера). Защита - это публичное выступление слушателей с представлением созданной работы в течение отведенного времени (5-7 минут), ответы на вопросы. По ее успешному завершению слушателям были выданы образовательные сертификаты, подтверждающие освоение профессиональных навыков. В результате освоения программы лектора-организаторы просветительского движения должны освоить актуальные направления гражданского просветительского движения в России; основы организации публичных выступлений и проведения публичных лекций гражданско-патриотического направления; уметь использовать полученные знания при проведении публичных выступлений; проводить публичные лекции и строить свое выступление с применением современных информационных технологий и технических средств; владеть современными риторическими приемами, а также технологией создания мультимедийной презентации к выступлению. В подготовке лекторов гражданского просвещения приняли участие проф. В.В. Леденева, доц. Ю.В. Коренева, доц. А.В. Шмелева и др.

11 декабря 2014 года в МГОУ - II Региональная межвузовская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях». На заседании секции «Образование и педагогика» (председатель - проф. И.Ю. Гац) обсуждалось развитие системы подготовки педагогических кадров в новых условиях российского образования, научно-методические аспекты разработки образовательных программ, рассматривались вопросы формирования субъектов образовательного процесса, инновационные тенденции в профессиональном педагогическом образовании.

На Конференции Ассоциации 16 декабря обсуждались важнейшие аспекты преподавания словесности в вузе и школе, проблемы и перспективы, концепция школьного филологического образования, особенности педагогической деятельности в современных реалиях, основополагающие принципы работы в школе и в вузе преподавателя словесности и др.

Конференция 16 декабря была открыта приветственной речью от Ректората МГОУ и администрации ИФИ МГОУ проф. А.Н. Фукса, приветственной речью декана факультета прозвучали доклады Л.Ф. Копосова, доктора филологических наук, почетного профессора русской филологии ИФИ МГОУ проф. О.В. Шаталовой и писателя В.Н. Крупина. На Конференции МГОУ, зав. кафедрой истории русского языка и общего языкознания ИФИ МГОУ; академик Педагогической академии; чл.-корр. МАНПО; член федеральной лекторской группы Общества «Знание» России, «О важнейших аспектах науки о русском языке»; В.Н. Захарова, доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой русской литературы и журналистки Петрозаводского государственного университета, Президента Международного общества Ф.М. Достоевского; зам. директора РГНФ, «Литературоведение в школе: проблемы и перспективы»; сопредседателя Координационного Совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы» АВ. Федорова, кандидата филологических наук, зав. редакцией литературы издательства «Русское слово», учитель литературы гимназии № 1516 г. Москвы, «Концепция школьного филологического образования»; В.В. Леденевой, доктора филологических наук, профессора кафедры современного русского языка, зам. декана по магистратуре, чл.-корр. МАНПО, члена федеральной лекторской группы Общества «Знание» России, «Особенности педагогического дискурса»; Т.Н. Алексеевой, учителя высшей квалификационной категории, учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сергиев Посад Московской области, дважды лауреата национального проекта «Образование», четырежды лауреата «Всероссийского конкурса методических разработок научно-методического журнала “Литература в школе”», почетного работника общего образования Российской Федерации, аспиранта кафедры методики преподавания русского языка и литературы « Технологии уроков нетрадиционных типов в старших классах (Урок-интерпретация «Духовный смысл образа метели в русской литературе»); И.В. Дергачевой, доктора филологических наук, профессора кафедры лингвистики и МКК, и.о. декана факультета "Иностранные языки" МГППУ, «Духовные уроки русской классической литературы»; А.В. Шмелевой, кандидат филологических наук, доцент; зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, доцент кафедры русской классической литературы ИФИ МГОУ; лектор федеральной лекторской группы Общества «Знание» России и первый заместитель председателя Правления Московской областной организации Общества «Знание» России Московской области, член Правления ДПФ, «О работе Ассоциации в 2014 году. Перспективы и основные направления деятельности Ассоциации»   и др. На Конференции обсуждались важнейшие аспекты преподавания словесности в вузе и школе, проблемы и перспективы, концепция школьного филологического образования, особенности педагогической деятельности в современных реалиях, основополагающие принципы работы в школе и в вузе.

В частности, на Конференции обсуждались итоги проведенного сочинения. В своей книге «Музыка как судьба» величайший русский композитор Г.В. Свиридов писал: «... возврат к национальной традиции. - вот истинная новизна нашего времени». Такой хорошей традицией стало возвращение в систему обучения написание сочинения. Т.Н. Алексеева: «Оценивая результаты эксперимента по написанию выпускного сочинения, учителя-литераторы поддерживают идею возвращения итогового сочинения в 11 классе как формы аттестации, но убеждены, что такой экзамен должен быть проведён в конце учебного года, когда изучение всего курса русской литературы, включая литературу ХХ века, будет завершено и осмыслено старшеклассниками. Такие сочинения будут более осознанными, продуманными, самостоятельными, учащиеся смогут проводить параллели между произведениями русской классики и современной литературой. Также необходимо ввести дифференцированную оценку за выпускное сочинение, что повысит значимость этой работы». Участники Конференции поддержали тезис о том, что сочинение логичнее проводить не в середине учебного года, а в конце.

Особое внимание участниками Конференции было уделено обсуждению «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература». В своем выступлении А.В. Федоров, в частности, отметил: «Концепция разрабатывалась Всероссийской ассоциацией учителей литературы и русского языка с привлечением ученых-филологов и методистов (в рабочую группу входит более 30 человек), проходила этапы внутреннего обсуждения, рассылалась в региональные отделения (55 регионов), подвергалась внешней экспертизе (ИМЛИ, ИРЛИ, РАО и т.п.), была принята за основу на съезде Ассоциации в Ульяновске, а ныне выставлена для общего обозрения и обсуждения, чтобы учесть замечания при подготовке окончательного текста. На Всероссийском литературном собрании Президент РФ подчеркнул: «Ситуацию, конечно же, нужно исправлять, во всяком случае, нужно попытаться это сделать, и, в первую очередь, пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. Сегодня этим предметам отведено мало времени, несоразмерно их значимости. Однако, просто прибавив количество уроков в неделю, только этим проблему, конечно, не решить. Огромную роль играют личность педагога, его талант, способность мобилизовать, мотивировать детей к изучению богатства русского языка». Естественно, количественный фактор - не решение проблемы. Но первичное, необходимейшее условие, без которого проблема будет лишь усугубляться. Кажется, это очевидно для всех, кто неравнодушен к судьбе российского образования. Да и слова, сказанные президентом в совсем недавнем послании к Федеральному собранию в связи с возвращением обязательного сочинения довольно жестко устанавливают ОТВЕТСТВЕННОСТЬ учителя за подготовку школьников. Вроде экзамен-то не по литературе - формально, но фактически - ученик обязан опираться на прочитанный литературный материал. Так что на плечи словесника, кроме ЕГЭ по двум предметам, ложится еще и сочинение. Настаивать на том, что увеличившиеся и усложнившиеся задачи можно решить БЕЗ добавления времени на их решение - абсурд. Но как же так получается, что безусловные приоритеты, недвусмысленно обозначенные в речах первого лица государства, - либо игнорируются, либо профанируются чиновниками и так называемым экспертным сообществом? А сообщество это гнездится в основном в Высшей школе экономики да в Московском городском педагогическом университете, возглавляемом бывшим заместителем министра образования И.М. Реморенко...».

Участники Конференции акцентировали внимание на том, что необходима:

1.      Экспертиза всех имеющихся учебников, обеспечивающих учебный процесс школ.

2.      Составление новой программы по литературе.

3.      Создание системы базовых учебников, учебных пособий и методических рекомендаций по литературе.

4.      Создание базового словаря основных понятий и терминов.

5.      Государственная поддержка изданий русской классики и шедевров мировой литературы.

6.      Создание сети Интернет-библиотек русской классики по России.

7.      Создание условий для профессиональной переподготовки специалистов.

На конференции был одобрен план работы Ассоциации, утвержден план работы на 2015 год. Выбрана ревизионная комиссия, выбран и утвержден состав Президиума и Президент Ассоциации, Экспертный совет. В связи с тем, что 2015 год объявлен Президентом России Годом литературы обсуждался план работы Ассоциации по реализации государственных задач, поставленных сегодня перед педагогической общественностью.

Участники Конференции утвердили план работы на 2015 год:

- Презентации медиапродукции «лаборатории проектирования стратегии историко­филологического образования в современной языковой ситуации».

-      Научно-методические семинары «Информационные технологии в практике учителя- словесника», «Особенности педагогического дискурса» и «Эпистолярное мастерство», «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в Подмосковье».

-      Практикум «Формирование языковой культуры личности посредством обучения сочинению».

-  Методическое пособие «Формирование языковой культуры личности посредством обучения сочинению».

-      Интерактивные организационные формы (спецсеминары, мастер-классы, проблемные лекции и др.): «Методологические основы современной методики преподавания филологических дисциплин», «Модернизация обучения русскому языку и литературе».

-      Интерактивна карта «Литературное Подмосковье» и виртуальные экскурсии по Литературному Подмосковью.

-      серию открытых уроков учителей Подмосковья.

-      Творческий конкурс «Служенье муз не терпит суеты - Прекрасное должно быть величаво.» среди учащихся Подмосковья.

-      Конкурс научно-исследовательских проектных работ учащихся школ в три этапа, три тура (по школам области, по зональным группам и финальный - в МГОУ). Положение о конкурсе Ассоциация направит в Министерство в начале января.

-     Встреча «Учителя Подмосковья - Учителям Польши» по обмену опытом в преподавании русского языка и литературы в Польше по случаю Года Польши в России и России в Польше. Проект встречи будет направлен в Министерство в марте.

-     Постоянно действующий семинар «Билингвальной в языковой культуре: организация деятельности учителя».

По окончании работы Конференции ее участниками единогласно принята резолюция.

 

Информация об авторах

Шмелева Анна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6105-9407, e-mail: lug-anna@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1541
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 752
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2