Массовые открытые онлайн курсы (МООК) сейчас принято считать одним из наиболее перспективных направлений развития открытых образовательных ресурсов (ООР). Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам в 2012 году принял Парижскую Декларацию по открытым образовательным ресурсам, которая призывает правительства стран членов ЮНЕСКО учитывать в своей политике создание благоприятных условий для разработки и использования ООР. 2011 год был назван годом Массовых открытых онлайн курсов, а в 2014 году феномен МООК был включен ЮНЕСКО в список 30 важнейших тенденций развития образования на ближайшие 15 лет. Массовые открытые онлайн курсы помогают демократизации образовательного процесса, способствуют созданию бесплатных ООР, устраняют территориальные и временные барьеры. За последние пять лет вопросам, которые связаны с разработкой массовых открытых онлайн курсов, применением их в учебном процессе, а также исследованиям тенденций изменения образовательных систем под воздействием МООК, посвящено большое число публикаций [1-7, 11-13]. Активно обсуждаются в интересах развития современных педагогических технологий различные типологии электронных образовательных ресурсов и место массовых открытых онлайн курсов в рамках таких типологий [18, 1, 5, 17, 7].
В данной работе рассматриваются потенциал и особенности применения массовых открытых онлайн курсов для целей обучения иностранному языку. При помощи специализированной поисковой системы Class Central (https://www.class-central.com/), предназначенной для поиска МООК по заданным параметрам, выполнен анализ состава языков реализации контента в массовых открытых онлайн курсах на крупных международных платформах МООК. Полученная на начало апреля 2017 года статистика представлена в табл. 1.
Таблица 1. Статистика МООК по языкам реализации контента
|
Язык контента МООК |
Все платформы |
Self paced МООК |
Coursera |
edX |
FutureLearn |
|
Английский |
5369 |
1328 |
1853 |
1285 |
524 |
|
Испанский |
540 |
54 |
207 |
89 |
3 |
|
Французский |
321 |
60 |
74 |
27 |
2 |
|
Китайский |
198 |
32 |
160 |
31 |
1 |
|
Итальянский |
151 |
43 |
3 |
1 |
- |
|
Арабский |
125 |
3 |
4 |
- |
- |
|
Русский |
96 |
1 |
93 |
1 |
- |
|
Японский |
55 |
1 |
- |
- |
- |
|
Немецкий |
52 |
21 |
5 |
2 |
- |
|
Португальский |
51 |
2 |
40 |
- |
- |
|
Другие языки |
35 |
15 |
13 |
6 |
1 |
Полученные данные говорят о том, что более 70% массовых открытых онлайн курсов на известных международных платформах имеют основным языком обучения английский язык. Найдены МООК всего на 17 различных языках, десять из которых являются доминирующими и отражены в табл. 1. На остальных семи языках, как видно из табл. 1, ведется обучение только в 35 массовых открытых онлайн курсах. Имеются МООК на турецком (10 курсов), голландском (7 курсов), иврите (6 курсов), корейском (5 курсов), чешском (4 курса), эстонском (2 курса) и баскском (1 курс) языках.
Поиск массовых открытых онлайн курсов, предназначенных для изучения английского языка, был выполнен для четырех провайдеров МООК. Информация о количестве найденных курсов приведена в табл. 2.
Таблица 2. Количество курсов для изучения английского языка
|
Провайдер МООК |
МООК по двум категориям |
Self paced МООК |
Категория: Language & Culture |
Категория: Grammar & Writing |
|
Coursera |
47 |
- |
24 |
23 |
|
edX |
7 |
5 |
3 |
4 |
|
FutureLearn |
7 |
- |
5 |
2 |
|
ИНТУИТ |
7 |
7 |
4 |
3 |
Современные информационные технологии позволяют учащимся выбирать формат обучения. Это может быть традиционное очное обучение, обучение онлайн, смешанное обучение, обучение на массовых открытых онлайн курсах. Выбор формата обучения не может не влиять на деятельность учащихся во время обучения, на эффективность результатов обучения [8-10. 14-16].
Для учёных большой интерес представляет изучение вопросов, связанных с выбором формата обучения, с эффективностью обучения учащихся, их поведением во время обучения. Массовые открытые онлайн курсы предоставляют богатый материал, большие данные (Big Data) для исследователей, которые работают в образовании, в области подготовки и переподготовки специалистов для разных сфер деятельности.
Большие данные собираются и анализируются не только для того, чтобы сделать более эффективным конкретный массовый открытый онлайн курс, но и для того, чтобы по-новому строить стратегию образования в целом. Большие данные могут быть использованы для повышения результативности других моделей обучения, в том числе очного, смешанного.
Темы для исследований, которые могут дать Большие Данные, получаемые на массовых открытых онлайн курсах, многочисленны. Интерес для исследователей представляют, например, следующие вопросы.
-
Активность учащихся, их вовлеченность в процесс учёбы, результативность обучения.
-
Дизайн МООК и учебные планы.
-
Анализ социальных сетей и сетевое обучение.
-
Мотивация учащихся, их отношение к учёбе, критерии успешности их обучения на массовых открытых онлайн курсах.
Отдельные исследования посвящены следующим проблемам.
-
Потенциал массовых открытых онлайн курсов для работодателей.
-
Автоматизация оценивания учебной деятельности учащихся.
-
Стоимость разработки и эксплуатации МООК.
-
Влияние МООК на демократизацию, доступность высшего образования.
-
Профессиональная подготовка и переподготовка с помощью МООК.
-
Интеграция МООК в школьное образование.
И это далеко не полный перечень тем для исследования учёных и обсуждаемых широкой общественностью вопросов.
Осенью 2011 года Стэнфордский университет (Stanford University) запустил первый массовый открытый онлайн курс. Этот факт привлёк внимание академических кругов и вызвал интерес широкой общественности. Влияние цифрового обучения на традиционное высшее образование не подлежит сомнению.
Для получения данных в целях исследования анализируются оценки учащихся, им предлагается пройти анкетирование, опросы до начала обучения и после. Например, на массовом открытом онлайн курсе Write Professional Emails in English, который представлен на платформе Coursera, учащихся предупреждают, что только достигшие 18 лет могут участвовать в опросах подобного рода. Учащимся разъясняется цель проведения опросов, условия использования полученных данных, политика конфиденциальности. Следует отметить, что платформа Coursera является популярным источником массовых открытых онлайн курсов и, соответственно, больших данных. Исследователи, занятые в сфере образования, чаще всего обращаются к большим данным и изучают влияние МООК на современное образование и образование будущих поколений.
Исследуется взаимодействие учащихся на конкретном курсе, их взаимодействие с инструктором и контентом. Изучаются принципы построения МООК, возможности трансформации традиционных курсов в массовые открытые онлайн курсы. Также же изучаются причины высокого отсева обучающихся на МООК. Известно, что ряд учащихся записываются на массовые открытые онлайн курсы не с целью получить сертификат об их окончании, но получить доступ к интересующей их информации. Следовательно, возникает вопрос о мотивации таких учащихся, вопрос о том, как надо выстроить курс, чтобы у них проявилось желание пройти весь курс и выполнить все предлагаемые задания и контрольные тесты.
Вопросы влияния массовых открытых онлайн курсов не только на традиционное высшее образование, но и на модели смешанного обучения находятся в центре внимания исследователей. Изучаются также вопросы качества обучения на МООК, вопросы, связанные с правом интеллектуальной собственности. Таким образом, круг изучаемых вопросов широк и будущее, как показывают современные исследования, привнесёт в систему образования, в частности в высшее образование, большие изменения.