Влияние моделей смешанного обучения и интернет-самоэффективности на цифровое гражданское поведение учеников начальных классов в Индонезии

Резюме

Контекст и актуальность. Интеграция современных технологий в систему начального образования играет ключевую роль в формировании у учеников позитивного отношения к цифровому гражданству. В условиях, когда индонезийские дети должны осваивать ответственное использование технологий в рамках концепции Панчасила[1], важно подготовить их к жизни в мире, в котором все становится более взаимосвязанным. Обучение цифровой грамотности является необходимым условием для формирования компетентных и ответственных цифровых граждан. Гипотеза. В рамках исследования предполагалось, что между группами учеников, обучающихся по моделям смешанного обучения и традиционного обучения, существуют значительные различия в отношении к цифровому гражданству. Также предполагается, что уровень интернет-самоэффективности, то есть вера учеников в свои способности использовать интернет, влияет на эти отношения. Более того, предполагалось наличие взаимодействия между выбранной моделью обучения и уровнем интернет-самоэффективности, что может усиливать или ослаблять влияние каждого из факторов на отношение к цифровому гражданству. Методы и материалы. В исследовании использовался квазиэксперимент с факторной структурой 2x2, в котором приняли участие 288 четвероклассников из государственных и частных школ округа Бангкаланга, Восточная Ява. Для получения данных применялись предварительные и итоговые тесты, а также анкеты для оценки уровня интернет-самоэффективности и отношения к цифровому гражданству. Результаты. Анализ показал, что ученики, обучающиеся по модели смешанного обучения, демонстрируют более позитивное отношение к цифровому гражданству по сравнению с теми, кто учится по традиционной модели (F = 8,856). Также было выявлено, что ученики с высоким уровнем интернет-самоэффективности проявляют более положительное отношение к цифровому гражданству по сравнению с теми, у кого уровень ниже (F = 21,983). Кроме того, обнаружено значимое взаимодействие между моделями обучения и уровнем интернет-самоэффективности (F = 6,938), что свидетельствует о том, что эффективность методов обучения зависит от уровня технологической уверенности учеников. Выводы. Модель смешанного обучения оказывается более эффективной в формировании у начальных школьников положительного отношения к цифровому гражданству по сравнению с традиционным формой обучения. Важную роль при этом играет уровень интернет-самоэффективности, так как он существенно влияет на результаты и взаимодействует с выбранными педагогическими подходами. Эти выводы подчеркивают необходимость адаптации методов преподавания с учетом технологической уверенности каждого ученика для достижения максимальной эффективности формирования ответственного цифрового поведения. [1] Официальная философская, политическая, идеологическая доктрина Индонезии «Панчасила» («Пять принципов») была выдвинута в 1945 г. первым президентом Индонезии Сукарно в качестве основных постулатов устройства страны. К этим принципам относится следующее: вера в единого Бога; справедливая и цивилизованная гуманность; единство страны; демократия, направляемая разумной политикой консультаций и народного представительства; социальная справедливость.

Общая информация

Ключевые слова: смешанное обучение, самоэффективность, цифровое общество, начальное образование

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300304

Благодарности. Автор выражает искреннюю признательность учреждению за его неизменное поощрение и постоянную поддержку

Поступила в редакцию 20.06.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Муджтахидин, М., Вахджоеди, В., Вийоно, С., Аток, Р.А., Блажич, М.М. (2025). Влияние моделей смешанного обучения и интернет-самоэффективности на цифровое гражданское поведение учеников начальных классов в Индонезии. Психологическая наука и образование, 30(3), 47–58. https://doi.org/10.17759/pse.2025300304

© Муджтахидин М., Вахджоеди В., Вийоно С., Аток Р.А., Блажич М.М., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Дополнительные материалы

Дополнительные данные. Наборы данных доступны по адресу: https://doi.org/10.17632/jg8n3j53mk.1

Литература

  1. Abdillah, H., Setyosari, P., Lasan, B., Muslihati, M. (2020). The acceptance of school counselor in the use of ICT during school from home in the Covid-19 era. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 8(4), 1569–1582. https://doi.org/10.17478/jegys.804939
  2. Al-Zahrani, A. (2015). Toward Digital Citizenship: Examining Factors Affecting Participation and Involvement in the Internet Society among Higher Education Students. International Education Studies, 8(12), 203–217. https://doi.org/10.5539/ies.v8n12p203
  3. Alshawish, E., El-Banna, M.M., Alrimawi, I. (2021). Comparison of blended versus traditional classrooms among undergraduate nursing students: A quasi-experimental study. Nurse Education Today, 106, 105049. https://doi.org/10.1016/J.NEDT.2021.105049
  4. Amelia, S., Santoso, G. (2022). Pengaruh Pembelajaran Ilmu Teknologi Dalam Meningkatkan Pengetahuan Pendidikan Kewarganegaraan. Jurnal Pendidikan Transformatif, 1(2), 146–155. https://doi.org/10.9000/JPT.V1I2.419
  5. An, Z., Wang, C., Li, S., Gan, Z., Li, H. (2021). Technology-Assisted Self-Regulated English Language Learning: Associations With English Language Self-Efficacy, English Enjoyment, and Learning Outcomes. Frontiers in Psychology, 11, 3763. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.558466
  6. Anggraena, Y., Felicia, N., Ginanto, D. E., Pratiwi, I., Utama, B., Alhapip, L., & Widiaswati, D. (2021). Kurikulum Untuk Pemulihan Pembelajaran. In Pusat Kurikulum dan Pembelajaran (1st ed.). Badan Standar, Kurikulum, dan Asesmen Pendidikan.
  7. Anjelin, A.E., Purnomo, H. (2021). Efektivitas Pembelajaran Daring Siswa Sekolah Dasar di Masa Pandemi. JIIP - Jurnal Ilmiah Ilmu Pendidikan, 4(3), 159–163. https://doi.org/10.54371/JIIP.V4I3.236
  8. Ashraf, M.A., Mollah, S., Perveen, S., Shabnam, N., Nahar, L. (2022). Pedagogical Applications, Prospects, and Challenges of Blended Learning in Chinese Higher Education: A Systematic Review. Frontiers in Psychology, 12, 772322. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.772322
  9. Assylzhanova, D., Seisenbek, N., Uzakbaeva, S., Kapalbek, B. (2022). The Effect of ICT-Enhanced Blended Learning on Elementary School Students’ Achievement in English and Attitudes towards English Lesson. International Journal of Education in Mathematics, Science and Technology, 10(3), 632–649. https://doi.org/10.46328/IJEMST.2463
  10. Bandura, A. (1977). Social learning theory (1st ed.). New York: Prentice-Hall.
  11. Bandura, A. (1978). Social Learning Theory of Aggression. Journal of Communication, 28(3), 12–29. https://doi.org/https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1978.tb01621.x
  12. Berga, K.A., Vadnais, E., Nelson, J., Johnston, S., Buro, K., Hu, R., Olaiya, B. (2021). Blended learning versus face-to-face learning in an undergraduate nursing health assessment course: A quasi-experimental study. Nurse Education Today, 96, 104622. https://doi.org/10.1016/J.NEDT.2020.104622
  13. Chuang, S.C., Lin, F.M., Tsai, C.C. (2015). An exploration of the relationship between Internet self-efficacy and sources of Internet self-efficacy among Taiwanese university students. Computers in Human Behavior, 48, 147–155. https://doi.org/10.1016/J.CHB.2015.01.044
  14. de Jong, T., Lazonder, A.W., Chinn, C.A., Fischer, F., Gobert, J., Hmelo-Silver, C.E., Koedinger, K.R., Krajcik, J.S., Kyza, E.A., Linn, M.C., Pedaste, M., Scheiter, K., Zacharia, Z.C. (2023). Let’s talk evidence – The case for combining inquiry-based and direct instruction. Educational Research Review, 39, 100536. https://doi.org/10.1016/J.EDUREV.2023.100536
  15. Dewi, M.P., Neviyarni, S., Irdamurni, I. (2020). Perkembangan Emosi Dan Sosial Pada Anak Usia Sekolah Dasar. EL-Muhbib: Jurnal Pemikiran Dan Penelitian Pendidikan Dasar, 4(2), 162–180. https://doi.org/10.52266/el-muhbib.v4i2.562
  16. Dinh, T.C., Nguyen, P.B.N. (2022). Impact of Internet Self-Efficacy and Self-Regulated Learning on Satisfaction and Academic Achievement in Online Learning: A Case Study in Vietnam. International Journal of Emerging Technologies in Learning (IJET), 17(16), 269–288. https://doi.org/10.3991/IJET.V17I16.33819
  17. Fajri, I., Yusuf, R., Zailani, M., Yusoff, M. (2021). Model Pembelajaran Project Citizen Sebagai Inovasi Pembelajaran Dalam Meningkatkan Keterampilan Abad 21. JURNAL HURRIAH: Jurnal Evaluasi Pendidikan Dan Penelitian, 2(3), 105–118.
  18. Guazzini, A., Serritella, E., La Gamma, M., Duradoni, M. (2022). Italian Version of the Internet Self-Efficacy Scale: Internal and External Validation. Human Behavior and Emerging Technologies, 2022. https://doi.org/10.1155/2022/9347172
  19. Jaeger, B. (2021). Digital Citizenship – A Review of the Academic Literature. Der Moderne Staat – Zeitschrift Für Public Policy, Recht Und Management, 14(1–2021), 24–42. https://doi.org/10.3224/DMS.V14I1.09
  20. Jiang, Y., Chen, Y., Lu, J., Wang, Y. (2021). The Effect of the Online and Offline Blended Teaching Mode on English as a Foreign Language Learners’ Listening Performance in a Chinese Context. Frontiers in Psychology, 12, 742742. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.742742
  21. Krisnawati, D., Hady, N., Aris Shofa, A.M. (2023). Penggunaan Digital Learning dalam Pembelajaran PPKn di SMP Negeri 4 Malang. Jurnal PTI: Jurnal Pendidikan Teknologi Informasi, 10(1), 1–8. https://doi.org/10.35134/jpti.v10i1.132
  22. Kumar, A., Krishnamurthi, R., Bhatia, S., Kaushik, K., Ahuja, N. J., Nayyar, A., Masud, M. (2021). Blended Learning Tools and Practices: A Comprehensive Analysis. IEEE Access, 9, 85151–85197. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3085844
  23. Lapitan, L.D., Tiangco, C.E., Sumalinog, D.A.G., Sabarillo, N.S., Diaz, J.M. (2021). An effective blended online teaching and learning strategy during the COVID-19 pandemic. Education for Chemical Engineers, 35, 116–131. https://doi.org/10.1016/J.ECE.2021.01.012
  24. Maisyaroh, M., Untari, S., Chusniyah, T., Adha, M.A., Prestiadi, D., Ariyanti, N.S. (2023). Strengthening character education planning based on Pancasila value in the international class program. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 12(1), 149. https://doi.org/10.11591/ijere.v12i1.24161
  25. Mufid, A., Awaliyah, S., Suhartono, E., Wulandari, N.A.T., Mustaricha, M. (2021). Development of the Bahtsul Masail learning model in the Pancasila and Civic Education subject. In Empowering Civil Society in the Industrial Revolution 4.0 (pp. 169–173). Routledge. https://doi.org/10.1201/9781003180128-32
  26. Mujtahidin, M., Wahjoedi, W., Wiyono, S., Atok, R. Al, Blažić, M.M. (2025). Statistical Data Compilation: Research Subject Demographics, Normality Tests, and MANOVA Results for Digital Citizenship Study Among Indonesian Elementary Students. Mendeley Data. https://doi.org/10.17632/JG8N3J53MK.1
  27. Mulia, L.T. (2023). Kewarganegaraan Digital Pada Era Globalisasi Di Indonesia. Iuris Studia: Jurnal Kajian Hukum, 4(1), 1–5. https://doi.org/10.55357/IS.V4I1.321
  28. Nawangsih, E. (2020). Internet Self-Efficacy Dan Psychological Well-Being: Studi Meta-Analisis. Jurnal Psikologi, 13(2), 133–145. https://doi.org/10.35760/psi.2020.v13i2.3130
  29. Novianti, E., Firmansyah, Y., Susanto, E. (2020). Peran guru PPKn sebagai evaluator dalam meningkatkan disiplin belajar siswa. CIVICS: Jurnal Pendidikan Pancasila Dan Kewarganegaraan, 5(2), 127–131. https://doi.org/10.36805/CIVICS.V5I2.1337
  30. Öztürk, G. (2021). Digital citizenship and its teaching: A literature review. Journal of Educational Technology & Online Learning, 4(1), 2021. https://doi.org/10.31681/jetol.857904
  31. Pangrazio, L., Sefton-Green, J. (2021). Digital rights, digital citizenship and digital literacy: What’s the difference? NAER: Journal of New Approaches in Educational Research, ISSN-e 2254-7339, Vol. 10, No. 1, 2021 (Ejemplar Dedicado a: Alternative Paths in Educational Technology Research: Innovative Concepts and Methods), Págs. 15-27, 10(1), 15–27. https://doi.org/10.7821/naer.2021.1.616
  32. Panigrahi, R., Srivastava, P.R., Panigrahi, P.K., Dwivedi, Y.K. (2022). Role of Internet Self-Efficacy and Interactions on Blended Learning Effectiveness. Journal of Computer Information Systems, 62(6), 1239–1252. https://doi.org/10.1080/08874417.2021.2004565
  33. Law of the Republic of Indonesia Number 20 of 2003 concerning the National Education System, 1 (2003). URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/sjdih/siperpu/dokumen/salinan/UU_tahun2003_ nomor020.pdf (viewed: 05.04.2023)
  34. Sari, I.K. (2021). Blended Learning sebagai Alternatif Model Pembelajaran Inovatif di Masa Post-Pandemi di Sekolah Dasar. Journal of Basicedu, 5(4), 2156–2163. https://doi.org/10.31004/BASICEDU.V5I4.1137
  35. Slavin, R.E. (2005). Cooperative Learning: Theory, Research and Practice. Nusa Media.
  36. Tahir, I., Van Mierlo, V., Radauskas, V., Yeung, W., Tracey, A., da Silva, R. (2022). Blended learning in a biology classroom: Pre‐pandemic insights for post‐pandemic instructional strategies. FEBS Open Bio, 12(7), 1286–1305. https://doi.org/10.1002/2211-5463.13421
  37. (2021). Recovering lost learning: what can be done quickly and at scale? https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377841 (viewed: 05.04.2023)
  38. Wahyuni, A.S. (2021). Penerapan model hybrid learning dalam PTM terbatas untuk meningkatkan motivasi dan hasil belajar siswa. Indonesian Journal of Educational Development, 2(3), 472–481. https://doi.org/10.5281/ZENODO.5681376

Информация об авторах

Муджтахидин Муджтахидин, преподаватель, Государственный университет Труноджойо, аспирант базового образования Государственного университета Маланга, Индонезия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-2738-9578, e-mail: mujtahidin.1921039@students.um.ac.id

Вахджоеди Вахджоеди, профессор кафедры экономики, докторант, Государственный университет Маланга, Индонезия, e-mail: wahjoedi.fe@um.ac.id

Вийоно Суко, профессор кафедры социальных наук, докторант, Государственный университет Маланга, Индонезия, e-mail: sukowiyono.fis@um.ac.id

Аток Росид Аль, профессор кафедры социальных наук, докторант, Государственный университет Маланга, Индонезия, e-mail: a.rosyid.fis@um.ac.id

Блажич Милена Милева, профессор педагогического факультета, Люблянский университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6387-6646, e-mail: milena.blazic1@pef.uni-lj.si

Метрики

 Просмотров web

За все время: 63
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 43

 Скачиваний PDF

За все время: 25
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 19

 Всего

За все время: 88
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 62