Психологическая наука и образование
2025. Том 30. № 3. С. 47–58
doi:10.17759/pse.2025300304
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Влияние моделей смешанного обучения и интернет-самоэффективности на цифровое гражданское поведение учеников начальных классов в Индонезии
Резюме
Контекст и актуальность. Интеграция современных технологий в систему начального образования играет ключевую роль в формировании у учеников позитивного отношения к цифровому гражданству. В условиях, когда индонезийские дети должны осваивать ответственное использование технологий в рамках концепции Панчасила[1], важно подготовить их к жизни в мире, в котором все становится более взаимосвязанным. Обучение цифровой грамотности является необходимым условием для формирования компетентных и ответственных цифровых граждан. Гипотеза. В рамках исследования предполагалось, что между группами учеников, обучающихся по моделям смешанного обучения и традиционного обучения, существуют значительные различия в отношении к цифровому гражданству. Также предполагается, что уровень интернет-самоэффективности, то есть вера учеников в свои способности использовать интернет, влияет на эти отношения. Более того, предполагалось наличие взаимодействия между выбранной моделью обучения и уровнем интернет-самоэффективности, что может усиливать или ослаблять влияние каждого из факторов на отношение к цифровому гражданству. Методы и материалы. В исследовании использовался квазиэксперимент с факторной структурой 2x2, в котором приняли участие 288 четвероклассников из государственных и частных школ округа Бангкаланга, Восточная Ява. Для получения данных применялись предварительные и итоговые тесты, а также анкеты для оценки уровня интернет-самоэффективности и отношения к цифровому гражданству. Результаты. Анализ показал, что ученики, обучающиеся по модели смешанного обучения, демонстрируют более позитивное отношение к цифровому гражданству по сравнению с теми, кто учится по традиционной модели (F = 8,856). Также было выявлено, что ученики с высоким уровнем интернет-самоэффективности проявляют более положительное отношение к цифровому гражданству по сравнению с теми, у кого уровень ниже (F = 21,983). Кроме того, обнаружено значимое взаимодействие между моделями обучения и уровнем интернет-самоэффективности (F = 6,938), что свидетельствует о том, что эффективность методов обучения зависит от уровня технологической уверенности учеников. Выводы. Модель смешанного обучения оказывается более эффективной в формировании у начальных школьников положительного отношения к цифровому гражданству по сравнению с традиционным формой обучения. Важную роль при этом играет уровень интернет-самоэффективности, так как он существенно влияет на результаты и взаимодействует с выбранными педагогическими подходами. Эти выводы подчеркивают необходимость адаптации методов преподавания с учетом технологической уверенности каждого ученика для достижения максимальной эффективности формирования ответственного цифрового поведения. [1] Официальная философская, политическая, идеологическая доктрина Индонезии «Панчасила» («Пять принципов») была выдвинута в 1945 г. первым президентом Индонезии Сукарно в качестве основных постулатов устройства страны. К этим принципам относится следующее: вера в единого Бога; справедливая и цивилизованная гуманность; единство страны; демократия, направляемая разумной политикой консультаций и народного представительства; социальная справедливость.
Общая информация
Ключевые слова: смешанное обучение, самоэффективность, цифровое общество, начальное образование
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300304
Благодарности. Автор выражает искреннюю признательность учреждению за его неизменное поощрение и постоянную поддержку
Поступила в редакцию 20.06.2024
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Муджтахидин, М., Вахджоеди, В., Вийоно, С., Аток, Р.А., Блажич, М.М. (2025). Влияние моделей смешанного обучения и интернет-самоэффективности на цифровое гражданское поведение учеников начальных классов в Индонезии. Психологическая наука и образование, 30(3), 47–58. https://doi.org/10.17759/pse.2025300304
© Муджтахидин М., Вахджоеди В., Вийоно С., Аток Р.А., Блажич М.М., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Дополнительные материалы
Дополнительные данные. Наборы данных доступны по адресу: https://doi.org/10.17632/jg8n3j53mk.1
Литература
- Abdillah, H., Setyosari, P., Lasan, B., Muslihati, M. (2020). The acceptance of school counselor in the use of ICT during school from home in the Covid-19 era. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 8(4), 1569–1582. https://doi.org/10.17478/jegys.804939
- Al-Zahrani, A. (2015). Toward Digital Citizenship: Examining Factors Affecting Participation and Involvement in the Internet Society among Higher Education Students. International Education Studies, 8(12), 203–217. https://doi.org/10.5539/ies.v8n12p203
- Alshawish, E., El-Banna, M.M., Alrimawi, I. (2021). Comparison of blended versus traditional classrooms among undergraduate nursing students: A quasi-experimental study. Nurse Education Today, 106, 105049. https://doi.org/10.1016/J.NEDT.2021.105049
- Amelia, S., Santoso, G. (2022). Pengaruh Pembelajaran Ilmu Teknologi Dalam Meningkatkan Pengetahuan Pendidikan Kewarganegaraan. Jurnal Pendidikan Transformatif, 1(2), 146–155. https://doi.org/10.9000/JPT.V1I2.419
- An, Z., Wang, C., Li, S., Gan, Z., Li, H. (2021). Technology-Assisted Self-Regulated English Language Learning: Associations With English Language Self-Efficacy, English Enjoyment, and Learning Outcomes. Frontiers in Psychology, 11, 3763. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.558466
- Anggraena, Y., Felicia, N., Ginanto, D. E., Pratiwi, I., Utama, B., Alhapip, L., & Widiaswati, D. (2021). Kurikulum Untuk Pemulihan Pembelajaran. In Pusat Kurikulum dan Pembelajaran (1st ed.). Badan Standar, Kurikulum, dan Asesmen Pendidikan.
- Anjelin, A.E., Purnomo, H. (2021). Efektivitas Pembelajaran Daring Siswa Sekolah Dasar di Masa Pandemi. JIIP - Jurnal Ilmiah Ilmu Pendidikan, 4(3), 159–163. https://doi.org/10.54371/JIIP.V4I3.236
- Ashraf, M.A., Mollah, S., Perveen, S., Shabnam, N., Nahar, L. (2022). Pedagogical Applications, Prospects, and Challenges of Blended Learning in Chinese Higher Education: A Systematic Review. Frontiers in Psychology, 12, 772322. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.772322
- Assylzhanova, D., Seisenbek, N., Uzakbaeva, S., Kapalbek, B. (2022). The Effect of ICT-Enhanced Blended Learning on Elementary School Students’ Achievement in English and Attitudes towards English Lesson. International Journal of Education in Mathematics, Science and Technology, 10(3), 632–649. https://doi.org/10.46328/IJEMST.2463
- Bandura, A. (1977). Social learning theory (1st ed.). New York: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1978). Social Learning Theory of Aggression. Journal of Communication, 28(3), 12–29. https://doi.org/https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1978.tb01621.x
- Berga, K.A., Vadnais, E., Nelson, J., Johnston, S., Buro, K., Hu, R., Olaiya, B. (2021). Blended learning versus face-to-face learning in an undergraduate nursing health assessment course: A quasi-experimental study. Nurse Education Today, 96, 104622. https://doi.org/10.1016/J.NEDT.2020.104622
- Chuang, S.C., Lin, F.M., Tsai, C.C. (2015). An exploration of the relationship between Internet self-efficacy and sources of Internet self-efficacy among Taiwanese university students. Computers in Human Behavior, 48, 147–155. https://doi.org/10.1016/J.CHB.2015.01.044
- de Jong, T., Lazonder, A.W., Chinn, C.A., Fischer, F., Gobert, J., Hmelo-Silver, C.E., Koedinger, K.R., Krajcik, J.S., Kyza, E.A., Linn, M.C., Pedaste, M., Scheiter, K., Zacharia, Z.C. (2023). Let’s talk evidence – The case for combining inquiry-based and direct instruction. Educational Research Review, 39, 100536. https://doi.org/10.1016/J.EDUREV.2023.100536
- Dewi, M.P., Neviyarni, S., Irdamurni, I. (2020). Perkembangan Emosi Dan Sosial Pada Anak Usia Sekolah Dasar. EL-Muhbib: Jurnal Pemikiran Dan Penelitian Pendidikan Dasar, 4(2), 162–180. https://doi.org/10.52266/el-muhbib.v4i2.562
- Dinh, T.C., Nguyen, P.B.N. (2022). Impact of Internet Self-Efficacy and Self-Regulated Learning on Satisfaction and Academic Achievement in Online Learning: A Case Study in Vietnam. International Journal of Emerging Technologies in Learning (IJET), 17(16), 269–288. https://doi.org/10.3991/IJET.V17I16.33819
- Fajri, I., Yusuf, R., Zailani, M., Yusoff, M. (2021). Model Pembelajaran Project Citizen Sebagai Inovasi Pembelajaran Dalam Meningkatkan Keterampilan Abad 21. JURNAL HURRIAH: Jurnal Evaluasi Pendidikan Dan Penelitian, 2(3), 105–118.
- Guazzini, A., Serritella, E., La Gamma, M., Duradoni, M. (2022). Italian Version of the Internet Self-Efficacy Scale: Internal and External Validation. Human Behavior and Emerging Technologies, 2022. https://doi.org/10.1155/2022/9347172
- Jaeger, B. (2021). Digital Citizenship – A Review of the Academic Literature. Der Moderne Staat – Zeitschrift Für Public Policy, Recht Und Management, 14(1–2021), 24–42. https://doi.org/10.3224/DMS.V14I1.09
- Jiang, Y., Chen, Y., Lu, J., Wang, Y. (2021). The Effect of the Online and Offline Blended Teaching Mode on English as a Foreign Language Learners’ Listening Performance in a Chinese Context. Frontiers in Psychology, 12, 742742. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.742742
- Krisnawati, D., Hady, N., Aris Shofa, A.M. (2023). Penggunaan Digital Learning dalam Pembelajaran PPKn di SMP Negeri 4 Malang. Jurnal PTI: Jurnal Pendidikan Teknologi Informasi, 10(1), 1–8. https://doi.org/10.35134/jpti.v10i1.132
- Kumar, A., Krishnamurthi, R., Bhatia, S., Kaushik, K., Ahuja, N. J., Nayyar, A., Masud, M. (2021). Blended Learning Tools and Practices: A Comprehensive Analysis. IEEE Access, 9, 85151–85197. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3085844
- Lapitan, L.D., Tiangco, C.E., Sumalinog, D.A.G., Sabarillo, N.S., Diaz, J.M. (2021). An effective blended online teaching and learning strategy during the COVID-19 pandemic. Education for Chemical Engineers, 35, 116–131. https://doi.org/10.1016/J.ECE.2021.01.012
- Maisyaroh, M., Untari, S., Chusniyah, T., Adha, M.A., Prestiadi, D., Ariyanti, N.S. (2023). Strengthening character education planning based on Pancasila value in the international class program. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 12(1), 149. https://doi.org/10.11591/ijere.v12i1.24161
- Mufid, A., Awaliyah, S., Suhartono, E., Wulandari, N.A.T., Mustaricha, M. (2021). Development of the Bahtsul Masail learning model in the Pancasila and Civic Education subject. In Empowering Civil Society in the Industrial Revolution 4.0 (pp. 169–173). Routledge. https://doi.org/10.1201/9781003180128-32
- Mujtahidin, M., Wahjoedi, W., Wiyono, S., Atok, R. Al, Blažić, M.M. (2025). Statistical Data Compilation: Research Subject Demographics, Normality Tests, and MANOVA Results for Digital Citizenship Study Among Indonesian Elementary Students. Mendeley Data. https://doi.org/10.17632/JG8N3J53MK.1
- Mulia, L.T. (2023). Kewarganegaraan Digital Pada Era Globalisasi Di Indonesia. Iuris Studia: Jurnal Kajian Hukum, 4(1), 1–5. https://doi.org/10.55357/IS.V4I1.321
- Nawangsih, E. (2020). Internet Self-Efficacy Dan Psychological Well-Being: Studi Meta-Analisis. Jurnal Psikologi, 13(2), 133–145. https://doi.org/10.35760/psi.2020.v13i2.3130
- Novianti, E., Firmansyah, Y., Susanto, E. (2020). Peran guru PPKn sebagai evaluator dalam meningkatkan disiplin belajar siswa. CIVICS: Jurnal Pendidikan Pancasila Dan Kewarganegaraan, 5(2), 127–131. https://doi.org/10.36805/CIVICS.V5I2.1337
- Öztürk, G. (2021). Digital citizenship and its teaching: A literature review. Journal of Educational Technology & Online Learning, 4(1), 2021. https://doi.org/10.31681/jetol.857904
- Pangrazio, L., Sefton-Green, J. (2021). Digital rights, digital citizenship and digital literacy: What’s the difference? NAER: Journal of New Approaches in Educational Research, ISSN-e 2254-7339, Vol. 10, No. 1, 2021 (Ejemplar Dedicado a: Alternative Paths in Educational Technology Research: Innovative Concepts and Methods), Págs. 15-27, 10(1), 15–27. https://doi.org/10.7821/naer.2021.1.616
- Panigrahi, R., Srivastava, P.R., Panigrahi, P.K., Dwivedi, Y.K. (2022). Role of Internet Self-Efficacy and Interactions on Blended Learning Effectiveness. Journal of Computer Information Systems, 62(6), 1239–1252. https://doi.org/10.1080/08874417.2021.2004565
- Law of the Republic of Indonesia Number 20 of 2003 concerning the National Education System, 1 (2003). URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/sjdih/siperpu/dokumen/salinan/UU_tahun2003_ nomor020.pdf (viewed: 05.04.2023)
- Sari, I.K. (2021). Blended Learning sebagai Alternatif Model Pembelajaran Inovatif di Masa Post-Pandemi di Sekolah Dasar. Journal of Basicedu, 5(4), 2156–2163. https://doi.org/10.31004/BASICEDU.V5I4.1137
- Slavin, R.E. (2005). Cooperative Learning: Theory, Research and Practice. Nusa Media.
- Tahir, I., Van Mierlo, V., Radauskas, V., Yeung, W., Tracey, A., da Silva, R. (2022). Blended learning in a biology classroom: Pre‐pandemic insights for post‐pandemic instructional strategies. FEBS Open Bio, 12(7), 1286–1305. https://doi.org/10.1002/2211-5463.13421
- (2021). Recovering lost learning: what can be done quickly and at scale? https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377841 (viewed: 05.04.2023)
- Wahyuni, A.S. (2021). Penerapan model hybrid learning dalam PTM terbatas untuk meningkatkan motivasi dan hasil belajar siswa. Indonesian Journal of Educational Development, 2(3), 472–481. https://doi.org/10.5281/ZENODO.5681376
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 63
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 43
Скачиваний PDF
За все время: 25
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 19
Всего
За все время: 88
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 62