Язык и текст
2019. Том 6. № 4. С. 77–80
doi:10.17759/langt.2019060411
ISSN: 2312-2757 (online)
Влияние ведущего полушария на изучение иностранного языка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: левое полушарие, правое полушарие, «правополушарники», «левополушарники», головной мозг, метод обучения, иностранный язык, эффективное обучение
Рубрика издания: Хроники научной жизни
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2019060411
Для цитаты: Еременко А.М. Влияние ведущего полушария на изучение иностранного языка [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 77–80. DOI: 10.17759/langt.2019060411
Полный текст
Головной мозг - это главный контролирующий орган центральной нервной системы. Его важнейшими частями являются полушария. Ведущее полушарие определяет не только то, какой рукой пишет человек, но и образ мышления и способы усвоения информации, а значит и иностранного языка.
Приоритетное полушарие влияет на осуществление многих особенностей психической деятельности. Так как же влияет каждое из полушарий на изучение иностранного языка?
Как правило, деление людей на две категории - правополушарных и левополушарных - не учитывает возрастные и психические особенности. В данной статье рассматривается категория среднестатистических детей и взрослых, не имеющих умственных и психических отклонений.
Основываясь на функциях полушарий головного мозга, можно предположить, что левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным.
Правополушарные люди, изучающие иностранный язык, не зная правил, пишут и говорят правильно. Они основываются на интуиции, что доказывается теорией генеративной грамматики Ноама Хомского, которая показывает, что каждый человек наделен «языковой схемой», принимающей лингвистический опыт. В данной ситуации человек может на невербальном уровне воспринимать грамматические конструкции и использовать их в своей речи или «чувствовать язык», то есть с помощью «языковой догадки» переводить некоторые слова в контексте и воспроизводить их в собственных высказываниях. Для таких людей детальные разборы текстов или грамматических упражнений не являются полезными - они утомляют «правополушарников», поскольку им свойственно дедуктивное познание и им необходимы задания на общее понимание, вопросы по содержанию и выражение собственного мнения. Таким людям надо обеспечить свободу мышления. Их нельзя подстраивать под рамки классического урока когнитивного подхода. Здесь будут работать деятельностный, коммуникативный, социокультурный подходы и нетрадиционные формы урока (урок-квест, урок-спектакль и т.д.), поскольку они направлены на включение самовыражения и воображения. Данные подходы можно использовать в рамках метода проблемного обучения. Чтобы эффективно изучать иностранный язык, правополушарным обучающимся необходимо обеспечить возможность многократной смены деятельности во время занятия, больше устных заданий, нежели письменных, вопросы без вариантов ответов, визуальная передача информации (видео, презентации, картинки), музыкальные задания, групповые задания (коллективные обсуждения), задания с выражением собственного мнения.
При обучении грамматике следует использовать наглядные примеры использования конструкций или времен в контексте. Отдельные разъяснения правил искусственным способом приведут к рассеиванию внимания, а значит, к ошибкам, поскольку обучающиеся начнут сосредотачиваться на деталях, тем самым перестанут воспринимать целостный ряд.
Правополушарные обучающиеся особо реагируют на интонацию. Это позволяет учителю расставлять акценты на важных составляющих, а значит и информация будет лучше усвоена. Таким образом, если учитель будет использовать эти закономерности, учащиеся не потеряют интерес к изучению иностранного языка и будут осваивать новую лексику и грамматику на подсознательном уровне в ходе дискуссии.
Левополушарные люди, изучающие иностранный язык, руководствуются четкими инструкциями. Им сложно проявлять фантазию и креативность, а также создавать что-то свое, не имея образца. Для них язык - это сложная система, которая функционирует по своим правилам. «Левополушарники» акцентируются на изучении отдельных элементов - грамматики, лексики, произношении в отличие от «правополушарников», которые изучают язык как единое целое, поскольку левополушарным учащимся свойственно индуктивное познание. Они могут развить «языковую догадку» только после того, как изучат по отдельности все составляющие языка. Урок не будет эффективным, если левополушарного обучающегося погрузить в новую тему, не дав инструкций. Учащийся начнет теряться и испытывать трудности, поскольку постановка задачи, решение и осознание осуществляется левым полушарием. Для результативного урока подойдут сознательный, бихевиористический, индуктивно-сознательный, когнитивный и интегрированный подходы. Его можно использовать через грамматико-переводной, аудиолингвальный, коммуникативно-ориентированный методы и метод проектов.
«Левополушарники» предпочтут письменные упражнения и тесты, задания с вариантами ответов, индивидуальную работу (для полного погружения в систему правил), логичные, обоснованные утверждения, задания, на выполнение которых дается большое количество времени (для аналитической работы), сосредоточенность в течение занятия на одном-двух видах деятельности без частой смены форм работы (чтобы не рассеивалось внимание и лучше усваивался материал) и четкое расписание. «Правшам» легко даются задания с развернутым ответом (эссе, сочинения, статьи). Для них самое главное - выделить побольше времени и оставить их в тишине наедине со своими мыслями. Ошибок в письменной речи у «левополушарников» гораздо меньше, чем в устной, так как располагают временем на размышление и для подстановки семантики в рамки грамматики. Следовательно, если преподаватель будет учитывать эти факторы, обучающийся не потеряет интерес к изучению иностранного языка, а урок будет весьма эффективен.
Таким образом, очень важно проводить тестирование на предмет определения ведущего полушария у учащегося перед изучением иностранного языка для выведения программы обучения. Стоит отметить, что если не будут учтены особенности психического мышления, то обучение будет неэффективным, а значит человек либо не усвоит иностранный язык, либо будет испытывать трудности на протяжении всего процесса овладения языком.
Литература
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Наука, 1994.
- Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Борягина О.Д. Представления о симметрии и ассиметрии строения и функции полушарий большого мозга человека согласно данным литературы.
- Перехвальская Е.В. Этнолингвистика. М.: Юрайт, 2016.
- Л.В. Ефременко, А.И. Самедова. Билингвизм и особенности овладения иностранными языками у детей дошкольного возраста.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. РГГУ, 2007.
- Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд. Московский университет, 1972.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1052
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 543
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 5