«Царство красоты»: Абхазия в мемуарных и изобразительных материалах отдела рукописей Российской государственной библиотеки

48

Аннотация

Статья посвящена анализу малоизвестных изобразительных материалов с видами Абхазии. Объектом исследования являются изобразительные материалы, хранящиеся в собрании отдела рукописей РГБ, предметом — рисунки прибрежных, горных и городских пейзажей Абхазии. Новизна исследования определяется тем, что в нем вводятся в научный оборот, систематизируются и комментируются ранее не публиковавшиеся рисунки с видами Абхазии. Среди авторов рисунков как профессиональные художники второй половины XIX — начала XX века (Захар Афанасьевич Чуев, Михаил Ильич Бочаров, Александр Александрович Киселев), так и любители, которые хорошо владели техникой рисунка (военный министр Дмитрий Александрович Милютин). Выявленные материалы проанализированы с использованием описательного, биографического, сравнительно-исторического и художественно-стилистического методов. Сделан вывод о том, что представленный материал расширяет представления об авторах, обращавшихся к теме Кавказа. Если художники-профессионалы старались показать необычную красоту Кавказа и Абхазии и запечатлеть те места, которые вызвали особый отклик в их душе, а также передать свои эмоциональные ощущения и переживания, то для художника-любителя Д.А. Милютина, помимо этого, рисунки были необходимы в качестве иллюстраций к информации об его служебной деятельности. Выявленные в Отделе рукописей материалы с видами Абхазии имеют практическую ценность для широкого круга исследователей, изучающих историю и культуру Абхазии. Дальнейшее изучение этих материалов открывает перспективы для биографического, художественно-стилистического, образно-художественного анализа тем исследователям, которые изучают творческий и жизненный путь художников, о которых шла речь в данной статье. Материал будет полезен и филологам, проводящим параллели между произведениями словесного и изобразительного искусства.

Общая информация

Ключевые слова: Абхазия, рукописи, рисунок, художник

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2023100105

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-012-00098А.

Получена: 01.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Крутова М.С. «Царство красоты»: Абхазия в мемуарных и изобразительных материалах отдела рукописей Российской государственной библиотеки [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2023. Том 10. № 1. С. 38–51. DOI: 10.17759/langt.2023100105

Полный текст

Красота природы Абхазии и ее история всегда вызывали подлинное восхищение у поэтов, писателей, художников, и это нашло отражение в их произведениях. К каким метафорам и эпитетам только не прибегали художники слова, когда говорили об этой удивительной стране! Выдающийся абхазский поэт и писатель XX в. Баграт Шинкуба с любовью говорил о своей Родине: «Как ты прекрасна, свет моих очей» [34, с. 63]. Известный русский поэт XIX в. Ефим Зайцевский называл ее «страной очарований» и «волшебным краем» [13, с. 11]. Поэт Василий Каменский называл ее «раем земным» [14, с. 133], поэт Вадим Шершеневич — «кавказской Ниццей» [33, с. 165], писатель Сергей Смирнов — «красавицей землей» [30, с. 276], писатель Константин Паустовский — «краем фантастическим, пестрым, богатым» [27, с. 64]. По образному выражению Елизаветы Дьяконовой [10], талантливой писательницы и поэтессы конца XIX — начала XX в., эта страна, отличающаяся «могучей природой», является «царством красоты» [17, с. 336]. Выражали свои восторженные впечатления о красоте Абхазии и многочисленные путешественники [1].

Но если художники слова прибегают к словесным формам выражения, то художники выражают свое видение мира при помощи техники акварельного, живописного или иного изображения. Об этом свидетельствуют, например, хранящиеся в отделе рукописей РГБ изобразительные материалы с видами Абхазии.

К истории культуры этой страны, ее культурно-историческим и политическим связям с Россией исследователи в последние годы проявляют повышенное внимание. Особо следует отметить издания на абхазском и русском языках на сайте Абхазской интернет-библиотеки, некоммерческом проекте, основанном А. Дбаром, сотрудником Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа [3]. Это наиболее полный ресурс, в котором собирается все, что издано давно или издается в настоящее время о культуре Абхазии. В 2018 году Азой Аргун при поддержке Министерства культуры и охраны историко-культурного наследия республики Абхазия было предпринято издание альбома «Художники Абхазии», содержащего и очерки, посвященные им [6]. В России, как и в Абхазии, многие исследователи, среди которых находятся граждане обоих государств, обращаются к теме истории и культуры Абхазии. Так, следует отметить успешное осуществление научного проекта «Абхазский текст в русской словесности XIX — XX вв.: публицистика, мемуары, дневники, письма» под руководством М.И. Щербаковой [1], в рамках которого написана данная статья. Изучение литературы по указанной проблематике позволило установить, что в настоящее время не выявлено специальной работы о хранящихся в Отделах рукописей рисунках с видами Абхазии русских художников З.А. Чуеве, М.И. Бочарове и А.А. Киселеве. Цель данной статьи — представить и прокомментировать выявленные материалы и тем самым популяризировать наследие книжной культуры прошлых веков.

Захар Афанасьевич Чуев

В рукописном фонде Дворцовых библиотек отдела рукописей РГБ хранятся три рисунка с изображением видов Абхазии [26, с. 81], которые принадлежат кисти талантливого, но малоизвестного художника Захара Афанасьевича Чуева (1876 — вторая четверть? XIX в.) [31, с. 81-82]. О нем, к сожалению, сохранилось мало сведений. Известно, что он родился около 1876 г., участвовал в выставке передвижников. Чуева называют ленинградским художником, из чего следует, что он скончался уже после 1924 г. О творчестве Захара Чуева, как и о его жизненном пути мало что известно. Об одном живописном полотне, автором которого он является, можно говорить вполне определенно. На аукционе в Стокгольме (Stockholms Auktionsverk) в 2008 г. была выставлена его картина «Хутор», на которой изображен сельский пейзаж. Это холст размером 58,0х89,0 см [32]. Об авторстве Захара Чуева свидетельствует его подпись-автограф.

Хранящиеся в Отделе рукописей изобразительные материалы, автором которых является Захар Чуев, до сих пор не привлекали внимание исследователей. Они представляют собой рисунки и планы различных мест Черноморского побережья. Материалы хранятся в картонной папке с шелковыми завязками. На верхней крышке папки — пояснительная запись рукой автора черными чернилами: «Чуев З. 1) 4 рисунка углем, 2) 2 чертежа планов», внизу наклейка с пометой: «110/2/5. Н.З.», которая является типичной для царских библиотек [26, с. 82]. Папка вложена в обложку из синей бумаги, на которой имеется наклейка с вписанным рукой неустановленного лица текстом: «Виды Сочи, Нового Афона и Пицунды (четыре рисунка углем); 2) Два плана Ново-Афона». На обороте обложки – экслибрис святого мученика императора Николая II с текстом: «Собственная Его Величества / Библиотека Зимний Дворец», выше монограмма «Н II».

В папке содержатся следующие материалы:

·        «Схематический глазомерный план местности Нового Афона». Масштаб: в 1 дюйме 1 верста. Тушь, акварель. 24,0х32,0 см (л. 1);

·        «Вид с рейда на Новый Афон». План. Масштаб: в 1 дюйме 1 верста. Тушь, акварель. 1 л. 24,0х32,0 см (л. 2);

·        Вид Сочи с моря. Рисунок. Серый картон, уголь, мел. 1 л. 35,0х61,5 см (л.3);

·        Вид Нового Афона с моря. Рисунок. Серый картон, уголь, мел. 1 л. 35,0х61,5 см (л. 4);

·        Вид Пицунды с моря. Правый берег. Рисунок. Серый картон, уголь, мел. 2 л. 35,0х61,5 см (л. 5);

·        Вид Пицунды с моря. Левый берег. Рисунок. Серый картон, уголь, мел. 2 л. 35,0х61,5 см (л. 6).


Рис. 1. Чуев З.А. Сочи. Рисунок. Серый картон, уголь, мел // ОР РГБ. Ф. 462. № 174. Л. 3.


Рис. 2. Чуев З.А. Вид Нового Афона с моря. Рисунок. Серый картон, уголь, мел // ОР РГБ. Ф. 462. № 174. Л. 4.


Рис. 3. Чуев З.А. Вид Пицунды с моря. Правый берег. Рисунок. Серый картон, уголь, мел // ОР РГБ. Ф. 462. № 174. Л. 5.


Рис. 4. Чуев З.А. Вид Пицунды с моря. Левый берег. Рисунок. Серый картон, уголь, мел // ОР РГБ. Ф. 462. № 174. Л. 6.

Если планы выполнены на белой бумаге тушью и акварелью, то рисунки — в технике черно-белой графики: на сером шероховатом картоне углем и мелом. Использование угля в качестве художественного материала позволило художнику передать объем, а мел создать эмоциональное ощущение легкости и света, которые пронизывают это художественное произведение.

Михаил Ильич Бочаров

В собрании отдела рукописей ОР РГБ хранится альбом рисунков и эскизов с изображением видов Черноморского побережья и горных пейзажей Кавказа и юга России, в том числе Абхазии [7]. Они написаны замечательным художником Бочаровым Михаилом Ильичом (1831-1895). Он известен как живописец-пейзажист, а также как декоратор Императорских театров [9, с. 159]. Его заслуги перед отечественной культурой были признаны Академией художеств: он удостоен званий академика, классного художника живописных пейзажей, был награжден в разное время золотой и серебряными медалями за свои художественные произведения. Его работы хранятся во многих музеях и галереях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в картинных галереях Казани, Пензы, Перми и др. Такие его живописные работы, как «Вид из окрестностей Москвы», «Шильонский замок на Женевском озере», «Албанская аллея», «Озеро Немми», «Крымский вид», «Закат солнца», «Вид римской Кампаньи», «Швейцарский вид», «Горный пейзаж» получили мировую известность.

Хранящийся в отделе рукописей «Альбом набросков и зарисовок Черноморского побережья», к сожалению, оказался обойден вниманием исследователей. Это путевой альбом небольшого формата (12,0х19,0 см). В нем 33 листа белой бумаги, некоторые выпадают. Переплет — картон, обтянутый дерматином, на верхней крышке оттиснуто золотом: «Album». Хотя альбом датирован автором 1886 г., о чем свидетельствует его подпись-автограф М.И. Бочарова на л. 1, в нем есть наброски и зарисовки, сделанные в мае-июле 1870 г. во время поездок по Кавказу, Кубани и Крыму. Изображения выполнены в разной технике: карандашом или акварелью, некоторые рисунки выполнены в комбинированной манере. Наброски, по-видимому, выполнены с натуры и наиболее простым способом — при помощи карандаша или других подручных средств. Однако не все рисунки аннотированы автором, и трудно определить, какое место изображено. На л. 1 об. рукой автора сделана карандашная помета: «О М 7. этюдов». Какие именно рисунки в этом М.И. Бочаров считал этюдами, он не указал. Как известно, этюдом называется подготовительный рисунок для масштабных картин. Сопоставление рисунков в альбоме с его завершенными картинами представляется делом будущего, экспресс-анализ пока не дал положительных результатов. Для всех рисунков в путевом альбоме М.И. Бочарова характерна незавершенность.

В альбоме находятся следующие рисунки:

·        «Павловский мыс». Рисунок. Акварель, карандаш (л. 2);

·        «Берег от Адлера до Сочи». Набросок. Карандаш (л. 2 об.);

·        «Сухум-Кале». Рисунок. Акварель, карандаш (л. 3);

·        «Медведь-гора». Набросок. Карандаш (л. 3 об.);

·        «Сухум-Кале». Набросок. Карандаш (л. 4);

·        Морской пейзаж. Набросок. Карандаш (л. 4 об.);

·        Городской пейзаж. Набросок. Карандаш (л. 5);

·        Домик среди деревьев. Набросок, карандаш (л. 5 об.);

·        Городской пейзаж на фоне гор. Набросок. Карандаш; Помета: «11 мая» (л.6);

·        Селение в низине гор. Набросок. Карандаш (л. 6 об.);

·        Городской пейзаж на фоне гор. Набросок. Карандаш (л. 7);

·        Домик у реки. Рисунок. Акварель, тушь, карандаш (л. 7 об.);

·        Селение в низине гор зимой. Набросок. Карандаш (л. 8);

·        «Телеграфная станция в Адлере». Рисунок. Акварель, карандаш (л. 8 об.);

·        «Сухум». Набросок. Карандаш. Помета: «17 июня» (л.9);

·        Морской причал в Керчи. Рисунок. Акварель, карандаш. Помета: «15 июня 1870» (л. 9 об.);

·        Сухуми в низине между гор. Набросок. Карандаш. Помета: «16 июня» (л. 10);

·        Прибрежный пейзаж. Набросок. Карандаш (л. 10 об.);

·        Домик у моря под горой в Цандрипш. Набросок. Карандаш. Помета: «22 мая» (л. 11);

·        Берег и долина Сочи. Набросок. Карандаш. Помета: «27 мая» (л. 11 об.);

·        Постройки в горах. Рисунок. Акварель, карандаш. Помета «22 мая» (л. 12);

·        Горный пейзаж. Набросок. Карандаш (л. 12 об.);

·        Поселок у моря. Рисунок, акварель. Подпись: «Первая квартира в Д А» (л. 13);

·        «Кубанский план долины». Рисунок. Акварель, карандаш (л. 13 об.);

·        Монастырь в горах. Набросок. Карандаш (л .14);

·        Прибрежный пейзаж на фоне гор. Набросок. Карандаш (л. 14 об.);

·        Горный пейзаж. Набросок. Карандаш (л. 15);

·        Прибрежный пейзаж на фоне гор. Набросок. Карандаш (л. 16);

·        «Сухум». Набросок. Карандаш (л. 17);

·          Городской пейзаж на фоне гор. Набросок. Карандаш. Помета: «9 июня 1870» (л. 17 об.);

·        Здание из камня на фоне деревьев. Рисунок. Акварель (л. 18);

·        Греческая деревня у моря. Рисунок. Акварель, карандаш (л. 18 об.);

·        «Кисловодск». Набросок. Карандаш. Помета: «2 июня» (л. 20);

·        Ново-Афонский (?) монастырь. Набросок. Карандаш (л. 20 об. — 21);

·        Ново-Афонский (?) монастырь. Набросок. Карандаш (л. 22);

·        Тронное кресло царя Михаила Федоровича Романова. Набросок. Карандаш. Пометы относительно материала, использованного при его оформлении кресла (л. 23);

·        Верхняя часть здания (?). Набросок. Карандаш. Пометы относительно красок и др. материалов, использованных при оформлении здания (л. 24);

·        Пятикупольный храм и колокольня. Набросок. Карандаш (л. 25);

·        «Эльбрус». Набросок. Карандаш (л. 26 об.);

·        Дом среди деревьев. Набросок. Карандаш (л. 27);

·        Ново-Афонский (?) монастырь. Набросок. Карандаш (л. 28);

·        Кисловодск (?). Набросок. Карандаш (л. 28 об.);

·        Изразцовая печь в помещении под сводами. Набросок. Карандаш. Пометы относительно цвета стен и материала (?) (л. 29);

·        Мельница, дом и рыбаки на берегу моря (?). Набросок. Карандаш (л. 30);

·        Черновые записи карандашом, рукой М.И. Бочарова, с упоминанием географических названий на Кавказе, должностных лиц и знакомых, поездок и дат (л. 31 об. — 32).


Рис. 5. Бочаров М.И. «Сухум-Кале». Рисунок. Акварель, карандаш // ОР РГБ. Ф. 218. К. 1261. Ед. хр. 8. Л. 3.


Рис. 6. Бочаров М.И. «Сухум-Кале». Набросок. Карандаш // ОР РГБ. Ф. 218. К. 1261. Ед. хр. 8. Л. 4.


Рис. 7. Бочаров М.И. Здание из камня на фоне деревьев. Рисунок. Акварель // ОР РГБ. Ф. 218. К. 1261. Ед. хр. 8. Л. 18.

Следует сделать некоторые пояснения к данным изображениям. Часть надписей написана неразборчивым почерком, поэтому прочитать их пока не удалось. Рисунок на л. 2 имеет подпись «Павловский мыс», который находится под Севастополем. На л. 3 об. имеется подпись к наброску горного пейзажа с упоминанием Медведь-горы, которая по очертаниям похожа на большого медведя и известна еще и под названием Аю-Даг. Эта гора находится на Южном берегу Крыма. Этюд с изображением домика в горах на л. 7 написан, возможно, на основании зарисовки на л. 5 об. На л. 11 — набросок домика у моря под горой, с авторской подписью подпись «Сандрипшч», которая, вероятно, является вариантом названия Цандрипш поселка в Абхазии, под Гаграми, находящегося на берегу Черного моря. На л. 13 рукой М.И. Бочарова подсчеты стоимости стройматериалов: «Черепица за 1000 — 20 р., кирпичи за 1000 — 14, камень ¼ и 1 — 1000 — 60 р., голь 6/4 четв. — 1 р. 20 коп. штука».

Как следует из вышеприведенных сведений, в альбоме художника М.И. Бочарова 44 рисунка. На семи из них изображены виды Абхазии, а именно Сухуми (л. 3, 4, 9, 10, 17, 17 об.), поселок Цандрипш под Гаграми (л. 11). Из помет можно заключить, что художник сделал рисунки в мае-июне 1870 г., а именно в Абхазии 4 мая и 17 июня 1870 г. На четырех из них предположительно изображен Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь (л. 20 об. — 21, 22, 28). На некоторых изображениях видим типичные для Кавказа и Черноморского побережья пейзажи, характерные для всего этого региона, и поэтому они вряд ли могут быть точно атрибутированы.

Хранящаяся в отделе рукописей записная книжка М.И. Бочарова, датируемая 1894-1895 годами [8], представляет собой карманную книжку-календарь за 1895 год, в которой он делал краткие записи бытового характера: сведения о платежах, рождении детей у знакомых. Наиболее интересна запись от 31 марта о получении М.И. Бочаровым ордена св. Владимира [8, л. 46]: просмотренные нами биографические справочники, этой информации о художнике не содержат.

Обе единицы хранения поступили в отдел рукописей в 1964 г. от известного московского библиофила, книгоиздателя, историка книги Миронова Алексея Григорьевича (1862–1964), чей личный фонд (Ф. 685) хранится в ОР РГБ.

Александр Александрович Киселев

В отделе рукописей РГБ находится архивный фонд известного художника-передвижника А.А. Киселева [23]. Художник «в последние годы писал виды Кавказа, имевшие большой и заслуженный успех» [15, с. 29]. В 1890 году он приобрел в Туапсинской бухте участок земли, на котором построил дом, вследствие чего «облегчился выход художника к живописным точкам. Хоста, Красная Поляна, Сухуми, Батуми…» [18, с. 13]. Н.В. Алексеев, один из корреспондентов А.А. Киселева, в письме от 5 сентября 1905 г. писал: «Горные рельефы Кавказа, Центрального Кавказа между Эльбрусом и Казбеком <…>, панорамное видение Сухуми, до недавнего времени Сухум-Кале, находившегося под турецким владычеством <…>, не просто занимали воображение художника, а нашли отражение в его пейзажах» [5, с. 27]. Виды Кавказа изображены на таких живописных полотнах, как: «Старый Сурамский перевал», «Горы в облаках», «Кавказский пейзаж», «Горный пейзаж. Вершина Эльбруса», «Дача в Аббас-Тумане», непосредственно Абхазии посвящена картина «Вид на Сухуми (крепость Сухум-Кале»). В таких рукописных материалах ОР РГБ, как письма, извещения, каталоги, которые получал художник от Товарищества передвижных выставок в 1876-1908 годах [28], а также от некоторых других организаций и корреспондентов содержится ценная, хотя и скупая информация о написанных художником картинах.

Дмитрий Алексеевич Милютин

Граф Дмитрий Алексеевич Милютин, военный министр, академик истории, профессор Императорской военной академии, был поистине неординарным человеком, талантливым во всем: как военачальник, государственный деятель, историк, мемуарист, был одарен он и способностями художника. После выхода в отставку он поселился в своем крымском имении Симеиз, где написал обстоятельные воспоминания о своей жизни, службе, в том числе и на Кавказе, который занимал в них значительное место. Эти воспоминания он назвал «Мои старческие воспоминания за 1818-1873 гг.», они хранятся в ОР РГБ [22]. Воспоминания были написаны на основании его дневниковых записей, которые он вел практически повседневно. Многие записи, относящиеся к службе Д.А. Милютина на Кавказе, сопровождены его путевыми черновыми зарисовками и набросками. Впоследствии он по этим зарисовкам сделал альбом рисунков, который назвал «Воспоминания о Кавказе. 1839» [21]. Рисунки выполнены тушью и карандашом. Часть из них наклеена на листы альбома. К сожалению, в альбоме нет рисунков с видами Абхазии, но его записи свидетельствуют о том, что по долгу службы он бывал и в Абхазии, и в Сухум-Кале, и в Гаграх, в частности, т.к. они находились на Черноморской береговой линии. В своих воспоминаниях за 1856 г. он пишет о том, что Россией было принято решение «береговой линии» Черного моря: «занять только оконечности ее, удободоступные с сухого пути», и в южной части это были Сухум и Гагры [22, л. 1-2].

Так, Дмитрий Алексеевич, описывая свое пребывание в Сухуми 29-30 мая в 1858 г., рассказал о теплом приеме, который оказал ему владетель Абхазии Михаил Шервашидзе и начальник войск в Абхазии генерал-майор М.Т. Лорис-Меликов [20, с. 221-223]. Они обсудили 29 мая вопросы устройства Сухумского отдела, а 30 мая провели смотр войск, расположенных в Сухуми, а также военных укреплений в горах. Когда Д.А. Милютин посещал Абхазию, то видел типичные для Кавказа картины моря и гор, которые запечатлел в своем альбоме.

Многие его рисунки эмоционально окрашены, особенно это ярко выражено в тех случаях, когда он рисовал своих сослуживцев: здесь и мягкий юмор, а иногда и юмор. Например, таков дружеский шарж на барона Ипполита Вревского и «мальчишку Гришку» на л. 41 с подписью: «Барон, его паж и оружье (перед походом). На голос: "Malbrough s,en vat en guerre"». На л. 48 — рисунок с изображением всадника на коне, укутанного в бурку, с подписью: «Славный наш вождь в проливной дождь». На рисунке на л. 79 изображен военный, курящий длинную трубку, с подписями: «Наш полководец под Ахульго», «Як журавль по бурьяну» и др. Однако основная цель рисунков Д.А. Милютина в основном практическая — проиллюстрировать сведения о сражениях, местности, людях.


Рис. 8. Милютин Д.А. «Перевал через Крестовую гору с южной стороны. 26 сентября». Рисунок. Тушь // ОР РГБ. Ф. 169. К. 1. Ед. хр. 12. Л. 142-143.


Рис. 9. Милютин Д.А. «Станица и казачий пост на линии». Рисунок. Карандаш // ОР РГБ. Ф. 169. К. 1. Ед. хр. 12. Л. 17-18.


Рис. 10. Милютин Д.А. «Кавказские линейные казаки». Рисунок. Карандаш // ОР РГБ. Ф. 169. К. 1. Ед. хр. 12. Л. 233.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что находящиеся в отделе рукописей мемуарные и иллюстративные материалы с видами Кавказа, и Абхазии в частности, представляют большой интерес для литературоведов, искусствоведов, культурологов, историков, так как содержат ценные сведения, которые расширяют наши представления об авторах, обращавшихся к теме Кавказа. Среди них были как профессионалы, так и просто одаренные художественным талантом авторы, как например, Дмитрий Алексеевич Милютин. Если художники старались показать необычную красоту Кавказа и Абхазии и запечатлеть те места, которые вызвали особый отклик в их душе, стремились передать свои эмоциональные ощущения и переживания, то для Д.А. Милютина, помимо этого, рисунки иллюстрировали события, происходившие на Кавказе во время его службы, о которой он писал в своих воспоминаниях.

Литература

  1. Абхазия в русской словесности XIX-XX вв.: в 3 т. / отв. ред. М.И. Щербакова. 2021. М.: ИМЛИ РАН. 400 с.
  2. Абхазская интернет-библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://apsnyteka.org/3-about.html (дата обращения: 08.03.2023)
  3. Абхазский биографический словарь = Аҧсуа биографиатә жәар / Акад. наук Абхазии, Абхазский ин-т гуманитарных исслед. им. Д.И. Гулиа / под ред. В.Ш. Авидзба. 2015. Сухум: АбИГИ. 828 с.
  4. Авидзба В.Ш. Абхазия в книжных публикациях русских авторов XIX в. // Абхазия в русской словесности XIX–XX вв.: в 3 т. / отв. ред. М.И. Щербакова. 2021. М.: ИМЛИ РАН. Т.1. С. 13-106.
  5. Алексеев Н.В. Письмо к А.А. Киселеву от 5 сент. 1903 г. // ОР РГБ. Ф.127. К. 1. Ед. хр. 51. 2л.
  6. Аргун А.Х. Художники Абхазии: очерки. 2018. Сухум: Министерство культуры и охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия, Национальная картинная галерея Абхазии. 159 с.
  7. Бочаров М.И. Альбом набросков и зарисовок Черноморского побережья. 1870-1886 гг. // ОР РГБ. Ф. 218. К. 1261. Ед. хр. 8. 35 л.
  8. Бочаров М.И. Записная книжка 1894-1895 гг. // ОР РГБ. Ф. 218. К.1261. Ед. хр. 9. 133 л.
  9. Бочаров Михаил Ильич // Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах. Т. 7. 2006. М.: Терра. С. 159.
  10. Дьяконов А.А. Елизавета Александровна Дьяконова. Биографический очерк. Оттиски из журнала «Всемирный вестник». 1904, август (С. 67-78). 6 л. // ОР РГБ. Ф. 375. К. 6. Ед. хр. 18. 6 л.
  11. Дьяконова Е.А. Дневник Елизаветы Дьяконовой. 1886-1902. 2-е изд. Литературные этюды, стихотворения, статьи, письма / под ред. и с вступ. ст. А.А. Дьяконова; 4-е изд., знач. доп. 1912. М.: В.М. Саблин. 837 с.
  12. Дьяконова Е.А. Стихотворение «На север поезд быстро мчится…» // Абхазия в русской словесности XIX–XX вв.: в 3 т. / отв. ред. М.И. Щербакова. 2021. М.: ИМЛИ РАН. Т. 1. С. 335.
  13. Зайцевский Е. Абазия // Абхазия в русской литературе / сост. И.И.Квициния. 1983. Сухуми: Алашара. С. 11.
  14. Каменский В. Привет Сухуму! // Абхазия в русской литературе / сост. И.И. Квициния. 1983. Сухуми: Алашара. С. 133.
  15. Киселев Александр Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. Т. 29. 1895. СПб. С. 29.
  16. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. Т. 2. 1915. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. 454 с.
  17. Крутова М.С. «Точно в раю побываешь и обо всем забудешь…» // Абхазия в русской словесности XIX–XX вв.: в 3 т. / отв. ред. М.И. Щербакова. 2021. М.: ИМЛИ РАН. Т. 1. С. 321-336.
  18. Макагонова Т.М. Штрихи к портрету А.А. Киселева // Ф. 127 (Киселев Александр Александрович). Опись архива (1845-2012). Компьютерный набор. Т. 1. 2010. М. С. 6-30.
  19. Милютин Д.А. «Воспоминания о Кавказе. 1839». Альбом рисунков // ОР РГБ. Ф. 169. К. 1. Ед. хр. 12. 172 л.
  20. Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1856-1860 / Под ред. Л.Г. Захаровой. 2004. М.: РОССПЭН: Студия «Тритэ» Никиты Михалкова. 558 с.
  21. Милютин Д.А. Воспоминания о Кавказе. Альбом рисунков. 1839 // ОР РГБ. Ф. 169. К. 1. Ед. хр. 12. 92 л.
  22. Милютин Д.А. Мои старческие воспоминания за 1816-1873 годы // ОР РГБ. Ф. 169. К. 9. Ед. хр. 4. 56 л.
  23. Опись архива Киселева Александра Александровича (Ф. 127). Компьютерный набор. Т. 1. 2010. М. 69 с.
  24. Опись архивного фонда Милютина Д.А. (Ф.169). Машиноп. Т. 1. 1954. М. 327 л.
  25. Опись собрания единичных поступлений 1948-1975 гг. Отдела рукописей (Ф. 218). Пост. 1963-1964 гг. Машиноп. Т. 13. 1966. М.: НИОР РГБ. 139 с.
  26. Опись собрания материалов из дворцовых библиотек (материалы перв. пол. XIX-XX вв.) (Ф. 492). Машиноп. 1991. М. 152 с.
  27. Паустовский К. Из горного дома // Абхазия в русской литературе / сост. И.И. Квициния. 1983. Сухуми: Алашара. С. 63-65.
  28. Письма, извещения, каталоги Правления Товарищества Передвижных выставок. 1876-1908 гг. // ОР РГБ. Ф. 127. К. 1. Ед. хр. 12-43. 273 л.
  29. Симонов К. О поэзии Баграта Шинкубы // Абхазия в русской литературе / сост. И.И. Квициния. 1983. Сухуми: Алашара. С. 241-247.
  30. Смирнов С. Земля Апсны // Абхазия в русской литературе / сост. И.И.Квициния. 1983. Сухуми: Алашара. С. 276-281.
  31. Чуев З.А. Зарисовки и планы различных мест Черноморского побережья [Втор. пол. XIX в.] // ОР РГБ. Ф. 462. № 174.
  32. Чуев З.А. Картина «Хутор» [Электронный ресурс] // URL: https://artinvestment.ru/auctions/8025 (дата обращения: 06.07.2022).
  33. Шершеневич В. «Эй, худые, иссохшие скалы…» // Абхазия в русской литературе / сост. И.И. Квициния. 1983. Сухуми: Алашара. С. 165.
  34. Шинкуба Баграт. Избранные произведения в трех томах. Стихотворения, поэмы, баллады. Т. 1. Перевод с абхазского. 2017. Сухум: Абгоиздат. 352 с.

Информация об авторах

Крутова Марина Семеновна, доктор филологических наук, доцент, главный палеограф отдела рукописей, Российская государственная библиотека (РГБ), профессор кафедры русской классической литературы, Московский государственный областной педагогический университет (ФГБОУ ВО МГОПУ); профессор кафедр библеистики и филологии, Московская духовная академия (МДА), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3564-1505, e-mail: KrutovaMS@rsl.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 384
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0