Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования

Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения философского и конкретно-методического (эмпирического) уровней психологического исследования на примере качественной методологии. Основным критерием выделения качественной методологии является именно эпистемологический критерий, который в свою очередь реализуется через общий принцип интерпретации, являющийся основанием для всего комплекса аналитического инструментария. Обозначенный эпистемологический контекст позволяет перейти к рассмотрению ряда методов качественного анализа: метода матриц Майлса и Хабермана, метода обосновывающей теории Страусса и Корбин, а также дискурсивного подхода. Особое внимание уделяется связи между принципом интерпретации и объективностью анализа. Далее в статье представлена специальная гносеологическая модель, разработанная в ходе эмпирического исследования и показывающая различные уровни связей между эпистемологическими предпосылками и конкретно-практическими стратегиями качественного анализа (на примере трех обозначенных методов). Таким образом показывается сложный системный характер соотношения эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования.

Общая информация

Ключевые слова: методы качественного анализа, эпистемология психологического исследования, эмпирическое исследование, интерпретация, объективность анализа, стратегии анализа, метод матриц Майлса и Хабермана, метод обосновывающей теории Страусса и Корбин, дискурсивный подход

Рубрика издания: Методология качественных исследований

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. 2009. № 3. С. 96–105.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2005.
  2. Андреева Г.М. Проблема языка в социальной психологии // Психология, лингвистика и междисциплинарные связи. Сборник научных работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / под ред. Т.В. Ахутиной, Д.А. Леонтьева. М., 2008. C. 139–188.
  3. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. C. 29–44.
  4. Барт Р. Структурализм как деятельность // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 254–255.
  5. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокусгруппы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.
  6. Деррида Ж. Диссеминация. М., 2007.
  7. Ждан А.Н. Критика понятия прогресса // Прогресс в психологии: критерии и признаки / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. М., 2009. C. 144–150.
  8. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.
  9. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., 2005.
  10. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.
  11. Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М., 2007.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2005.
  13. Cтраусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М., 2001.
  14. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
  15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2007.
  16. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М., 1999.
  17. Arribas-Ayllon M., Walkerdine V. Foucauldian Discourse Analysis // Handbook of Qualitative Research in Psychology / W. Stainton-Rogers, C. Willig (Eds.). London, 2008. P. 91–108.
  18. Brannen J. Working qualitatively and quantitatively // Qualitative Research Practice / C. Seale, G. Gobo, J. Gubrium and D. Silverman (Eds.). London, 2004.
  19. Burr V. Social constructionism. L.; N.Y., 2003.
  20. Charmaz K. Constructing grounded theory: a practical guide through qualitative analysis. L., 2006.
  21. Dijk T.A. Cognitive context models and discourse // Language structure, discourse and the access to consciousness / M. Stamenov (Еd.). Amsterdam, 1998. P. 189–226.
  22. Flick U. Triangulation. Wiesbaden, 2008.
  23. Guba E., Lincoln Y. Competing paradigms in qualitative research // Handbook of qualitative research. Thousand Oaks, CA, 1994. P. 105–117.
  24. Harre R. Cognitive science: a philosophical introduction. Thousand Oaks, CA, 2002.
  25. Kirk J., Miller M.L. Reliability and validity in qualitative research: qualitative research methods. Newbury Park, 1986.
  26. Larkin M., Watts S., Clifton E. Giving voice and making sense in interpretative phenomenological analysis // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3. N 2. P. 102–120.
  27. Maxwell J.A. Qualitative research design: an interactive approach. Thousand Oaks, CA, 2004.
  28. McLeod J. Qualitative research in counseling and psychotherapy. L., 2001.
  29. Miles M.B., Huberman A.M. Qualitative data analysis. Thousand Oaks, CA, 1994.
  30. Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behaviour. L., 1987.
  31. Silverman D. The logics of qualitative research // Context and method in qualitative research / G. Miller, R. Dingwall (Eds.). L., 1997. P. 12–25.

Информация об авторах

Мельникова Ольга Тимофеевна, доктор психологических наук, профессор, факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, e-mail: melnikova-o@yandex.ru

Хорошилов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4688-1934, e-mail: d.khoroshilov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1271
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0