Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей*

1322

Аннотация

Рассматривается особая роль неявного знания в исторических судьбах научных школ, которые при подчас немногочисленном составе ученых способны совершать значительные прорывы в развитии мысли и порождать крупные исследовательские традиции. Отмечается, что подавляющее большинство наиболее крупных и ярких ученых оказываются учениками не менее ярких личностей в науке, а при обращении к опыту их учителей эта закономерность неизменно повторяется. Одним из скрытых оснований этого феномена выступает движение такой особой формы неявного знания, как личностное знание (М. Полани), не формализуемое в текстах и передаваемое в непосредственном общении между учителем и учеником. Яркий пример такого общения демонстрирует история зарождения и развития школы Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева — А.Р. Лурии, породившая крупную научную традицию — культурно-деятельностную психологию. На материале истории сотрудничества А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским рассмотрена диада «учитель — ученик» в науке. Логика преемственности поколений показана на примере возникновения в школе А.Н. Леонтьева смыслоориентированных концепций личности. Обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке РГНФ: проект № 10-06-00437а.

Ключевые слова: культурно-деятельностная психология, личность, смысл, нравственность, личностное знание, контекст, научная школа, Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., неявное знание, научный текст, ценность, смыслоориентированные концепции личности, архетипы науки, циклы жизненного пути ученого, подтекст, драма идей, преемственность поколений

Рубрика издания: История отечественной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Братусь Б.С., Умрихин В.В. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. 2011. № 1. С. 5–17.

Фрагмент статьи

В жизни ученого человека (если он скоропостижно не умирает в начале пути) можно обнаружить целый ряд общих, по сути, архетипических моментов, этапов и фигур. Конечно же, это изначальная, инициирующая фигура учителя (или учителей), далее — этапы взаимоотношения с ним (с ними): встреча, увлечение, восхищение, подражание, первые сомнения, возражения, желание обособиться, отъединиться, самому стать именем существительным, а не прилагательным (к другому имени), в дальнейшем — столь нередко — отхождение, противостояние, а то и конфронтация, возникновение собственного окружения, наконец, школы, появление своих учеников и их этапы отношения к тебе — от восхищения и подражания до отпочкования и отвержения. Тем самым вычерчивается некий круг, повторяющийся (архетипический) круг научной жизни, который цикл за циклом, оборот за оборотом определяет конкретную историю науки. Известна формула А. Эйнштейна: «Наука есть драма идей». В ней люди, несущие, отстаивающие идеи, составляют лишь фон. Поэтому в более полном виде следует сказать: наука — это драма идей и людей. И как всякая драма, она имеет в своей основе устойчивые, повторяющиеся внутренние законы, коллизии и циклы развития.

Литература

  1. Андреева Г.М. Леонтьев: личность, сознание, деятельность // Мир психологии. 1999. № 1. С. 5-9.
  2. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-45.
  3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  5. Ждан А.Н. Вопросы истории психологии в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 86-94.
  6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  7. Иванников В.А. Леонтьев глазами студента и сотрудника // Мир психологии. 1999. № 1. С. 6-13.
  8. Климов Е.А. А.Н. Леонтьев: служение умопостигаемому Делу // Мир психологии. 2003. № 2. С. 4-10.
  9. Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. М., 1983.
  10. Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 33-42.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  12. Леонтьев А.Н. О предмете психологии личности // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
  13. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева,Д.А. Леонтьева. М., 1994.
  14. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.
    Нечаев Н.Н. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 50-69.
  15. Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев — Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70-85.
  16. Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999.
    Петренко В.Ф. Психология была для него жизнью // Журнал практического психолога. 2003. № 1-2. С. 90-96.
  17. Пономаренко В.А. Психологическая первозданность ума и души А.Н. Леонтьева // Мир психологии. 2003. № 2. С. 10–20.
  18. Соколова Е.Е. Развитие идей Л.С. Выготского в ранних работах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 95-104.
  19. Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М., 1977.

Информация об авторах

Братусь Борис Сергеевич, доктор психологических наук, профессор, МГУ им.М.В.Ломоносова, член-корреспондент Российской Академии Образования, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель факультета психологии Православного Института Святого Иоанна Богослова Российского Православного Университета., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9890-2667, e-mail: Boris.bratus@gmail.com

Умрихин Владимир Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vvu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5325
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1322
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6