Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе

969

Аннотация

В статье рассматривается проблема объединения обучения и творчества на уроках литературы. Автор полагает, что творческое обучение должно начинаться с самого первого этапа и опираться на предыдущее развитие детей. Автор предлагает особую форму работы с детьми – коллективный творческий этюд, в процессе которого дети вместе с учителем решают определенную творческую задачу.

Общая информация

Ключевые слова: творческое задание, обучение литературе, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Новлянская З.Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 46–52.

Фрагмент статьи

Главная проблема этой статьи — в двух первых словах ее названия: «учебные» и «творческие».

Учение и творчество — два состояния, в которых нормально живущий человек должен находиться постоянно, до конца своих дней, чтобы осуществить свое человеческое назначение. Ведь человек пока живет — и ученик, и творец. Как ученик, он повернут к прошлому, к опыту Человечества, к тому, что накоплено культурой. Как ученик, он должен освоить уже существующие способы деятельности, воспроизвести культурно-традиционное. Это обеспечивает стабильность, устойчивость, преемственность бытия. Как творец, он должен быть устремлен в будущее, к созданию и материальному воплощению того, чего еще нет на Земле, что он может реализовать из- и через- себя самого. Это позволяет жизни продвигаться, дает возможность ее постоянного изменения, развития.

Не секрет, что наша европейская система учения направлена в основном к прошлому, к передаче и усвоению уже существующего в культуре, что и находит свое отражение в классическом определении цели учения как усвоения, приобретения определенного социальным заказом набора знаний, умений, навыков, необходимых ребенку для адаптации в современной ему культуре, для дальнейшей взрослой жизни.

Эту направленность учения в последние десятилетия в какой-то мере старается преодолеть развивающее обучение. Именно оно ставит вопрос о целях пребывания ребенка в образовательных учреждениях в иной плоскости. Согласно основным положениям теории развивающего обучения, цель учения — не только и не столько усвоение знаний, умений и навыков, сколько психическое развитие ребенка, становление его как активного деятеля. Как подчеркивает В.В. Давыдов, «обучение и воспитание служат средствами организации собственной деятельности детей, благодаря осуществлению которой они воспроизводят в себе исторически возникшие потребности, необходимые для успешного решения в дальнейшем многообразных задач производственной и гражданской жизни людей» [1]. Развивающее обучение акцентирует внимание на собственной деятельности ребенка (дети «воспроизводят в себе»), на его активном присвоении, а не пассивном усвоении исторически сложившихся общих способов и системы действий в интеллектуальной сфере. Присвоение это связано с моментом открытия, решения проблемы, с так называемой «квазиисследовательской» позицией ребенка в процессе специально организованной взрослыми учебной деятельности. Учебная деятельность, по определению В.В. Давыдова, — один из видов воспроизводящей деятельности, которая характерна для растущего человека на всем пространстве его жизненного становления, вплоть до перехода во взрослое состояние. Смена видов этой воспроизводящей деятельности лежит в основе возрастной периодизации психического развития, обусловливая специфику психологических характеристик ребенка на каждой возрастной ступени.

Литература

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  2. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
  3. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 1994. № 2.
    С. 3-8.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 1983. С. 303—323.
  5. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
  6. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.
  7. Ражников В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа. // Вопросы психологии. 1978. № 2.
  8. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.

Информация об авторах

Новлянская Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428, e-mail: zinaidann@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1724
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 969
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0