Специфика формирования способности к учению в младшем школьном возрасте

554

Аннотация

В статье высказывается гипотеза о возможности формирования умения учиться как устойчивого образования — способности к учению, уровень и качество которой зависят от качества построения совместной деятельности ребенка с взрослыми и другими детьми. Указывается, что структура учебной деятельности, формирующая способность к учению, включает учебные действия: моделирования, контроля и оценки. Проведенные исследования показывают, что уровнем формирования способности к учению является сотрудничество взрослого и ребенка и детей между собой, представляющее обмен мнениями как столкновение и разрешение различных точек зрения участников учебного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: общий способ деятельности, децентрация, способность к учению, моделирование, контроль, оценка

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Полуянов Ю.А. Специфика формирования способности к учению в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Фрагмент статьи

Начиная с младшего школьного возраста учение может значительно влиять на развитие различных способностей у детей. В процессе учения познавательные способности ребенка и его умение учиться проявляются неразрывно. Вместе с тем есть основания полагать, что предпосылки познавательных способностей, сложившиеся в дошкольном детстве, и умение учиться имеют различные психологические основания. Так, уже в начале обучения среди учеников, успешно осваивающих школьные программы, можно наблюдать как тех, кто глубоко и разносторонне усваивает знания, так и тех, кто делает это формально — для проверки учителем. Первым обычно приписывают высокие познавательные способности, вторым — только умение учиться. Однако психолого-дидактическая концепция «учебной деятельности» Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова дает основание предположить, что в младшем возрасте возможно формирование умения учиться как устойчивого образования — способности к учению, исключающей формальное освоение знаний, имеющей особые психологические основания, состав, структуру и специфические условия формирования.

Теоретическим основанием такой гипотезы является концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития в детские годы [4]. Анализ Л. С. Выготским понятия «зона ближайшего развития» ребенка широко известен. Для нашей гипотезы важно, что в каждый период детства можно рассматривать два уровня развития ребенка: актуальный и потенциальный. Актуальный уровень проявляется в тех достижениях, которые показывает ребенок, действуя самостоятельно. Потенциальный уровень развития имеет две взаимосвязанные характеристики. Во-первых, это сложившиеся в предшествующий период детства предпосылки перехода ребенка на следующий этап развития. Во-вторых, это уровень достижений, которые он показывает в условиях сотрудничества со взрослыми и другими детьми.

Иными словами, в совместном учении ребенок приобретает какие-то средства получения знаний, которые, закрепившись, впоследствии постоянно будут регулировать самостоятельное приобретение им знаний. Уровень и качество этой способности зависит от того, как построена такая совместная деятельность, потому что предпосылки развития сами по себе не обеспечивают более высокий уровень достижений ребенка. Эти предпосылки нельзя определять безотносительно к тем условиям, в которых будет протекать развитие.

Литература

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  2. Венгер Л. А.ладение опосредствованным решением задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопросы психологии. 1983. № 2.
  3. Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1967.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.
  5. Выготский Л. С. Психология детской игры//Вопросы психологии. 1966. № 6.
  6. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  7. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  8. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  9. Микулина Г. Г., Попова 3.С. Психологические вопросы формирования вычислительных навыков в условиях учебной деятельности//Развитие психики младших школьников в процессе учебной деятельности. М., 1969.
  10. Пиаже Ж. Психология интеллекта//Избранные психологические труды. М., 1969.
  11. Полуянов Ю. А. Формирование способности к обобщенному восприятию цвета у детей//Вопросы психологии. 1980. № 1.
  12. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М., 1982.
  13. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя. Часть I. Содержание, методика и организация занятий. М., 1995.
  14. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  16. Piaget J. Le jugement moral chez I'enfant. Paris, 1932.

Информация об авторах

Полуянов Юрий Александрович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2060
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 554
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0