От умения сотрудничать к умению учить себя

2948

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития учебной самостоятельности младшего школьника. Рассматриваются направления построения формы учебного сотрудничества, посредством которых формируется детская самостоятельность. Выделяется: построение сотрудничества ребенка с взрослым, со сверстниками и с самим собой. Большое значение придается детской рефлексивности и субъективности, как важным факторам самостоятельности ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: интерпсихическое действие, учебное сотрудничество, учебная самостоятельность, рефлексивность, субъективность, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Фрагмент статьи

Умение учиться, самостоятельно расширять границы своих возможностей, определив пределы собственных умений, знаний, способностей, выходить за эти пределы оказывается проявлением более общей человеческой способности к саморазвитию. В какой мере и каким образом эта способность входит в возрастные возможности младшего школьного возраста? Рассмотрим основные составляющие умения учиться.

1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостает для ее решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (Почему имеющихся у учащегося средств и способов действия недостаточно для решения новой задачи, чего именно он не знает и не может?) Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией — центральным новообразованием учебной деятельности младших школьников [11]. Следовательно, первое условие формирования умения учиться у младших школьников — это целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности
[44, 10, 1, 16, 32, 34].

2. Продуктивные действия, необходимые для ответа на второй вопрос самообучения: как присвоить недостающие знания. Источником расширения индивидуального опыта могут стать любые «хранилища культуры»: все, в чем опредмечены человеческие способности. В этом ряду особо выделена фигура учителя, который является не просто хранителем знаний, умений, способностей, но активен в их передаче.

Могут ли быть активны оба участника учебных отношений, т. е. может ли ребенок стать субъектом совместной учебной деятельности, осуществлять которую без помощи взрослого он еще не в состоянии? При каких условиях обучения во взаимодействии учителя с учениками может возникнуть учебная самостоятельность ребенка как умение учить самого себя?

Эти вопросы — часть более общей проблемы природы детской самостоятельности. В школе Выготского существуют два подхода к этой проблеме.

Литература

  1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М., 1978.
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1980.
  3. Белоус В. П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников// Вопросы психологии. 1978. № 4.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М., 1968.
  5. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослых // Вопросы психологии. 1988. № 4.
  6. Виноградова М.Д, Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собр. соч.: В 6т. Т.З. М., 1983.
  8. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1977.
  9. Гузман Р. Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  12. Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Никулина Г. Г., Савельева О. В. Обучение математике: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы. М., 1994, 2 класс, 1995.
  13. Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  14. Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии. 1980. № 6.
  15. Дьяченко В. К. Сотрудничество в учении. М., 1991.
  16. Жедек П. С. Основные направления обучения русскому языку в начальной школе // Русский язык в начальных классах/M. С. Соловейчик (ред.) М., 1993.
  17. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды. Т. 2. М., 1986.
  18. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
  19. Коростылев А. Ю. Психологические особенности младших подростков: Автореф. канд. дис. М., 1977.
  20. Корчах Я. Избранные пед. произведения. М., 1975.
  21. Коул М. (ред.). Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1980.
  22. Кравцов Г. Г. Психологические особенности младших подростков: Автореф. канд. дис. М., 1977.
  23. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М., 1989.
  24. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.
  25. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. М., 1980.
  26. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  27. Матис Т. А., Полуянов Ю. А. Присвоение позиции другого человека при коллективных формах учебной деятельности детей // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990.
  28. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
  29. Михайленюк Н. Я. Формирование ролевого поведения детей // Проблемы дошкольной игры. М., 1987.
  30. Недоспасова В. А. Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М., 1985.
  31. Перре-Клермо А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  32. Полуянов Ю. А. Учебная деятельность при усвоении конкретных дисциплин. Изобразительное искусство // Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
  33. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  34. Репкин В. В. (ред.). Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1992.
  35. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  36. Рузская А. Г. (ред.). Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.
  37. Слободчиков В. И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
  38. Смирнова Б. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  39. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.
  40. Филиппова Е. В. Формирование логических операций у шестилетних детей // Вопросы психологии. 1986. № 2.
  41. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  42. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск. 1992.
  43. Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников. М., 1991.
  44. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  45. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  46. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. М., 1989.
  47. Johnson D., Johnson R. Learning Together and Alone. Englewood Cliffs, New Jersey, 1991.
  48. Kagan S. Cooperative Learning. Laguna Niguel, CA.: Resources for Teachers, 1988.
  49. Piaget J. The Moral Judgement of the Child. N.Y., 1965.
  50. Slavin R. et al. Learning to Cooperating to Learn. N.Y., 1985.

Информация об авторах

Цукерман Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7982-6424, e-mail: galina.zuckerman@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5968
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 2948
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11