Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
От умения сотрудничать к умению учить себя
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интерпсихическое действие, учебное сотрудничество, учебная самостоятельность, рефлексивность, субъективность, младший школьный возраст
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.
Фрагмент статьи
Умение учиться, самостоятельно расширять границы своих возможностей, определив пределы собственных умений, знаний, способностей, выходить за эти пределы оказывается проявлением более общей человеческой способности к саморазвитию. В какой мере и каким образом эта способность входит в возрастные возможности младшего школьного возраста? Рассмотрим основные составляющие умения учиться.
1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостает для ее решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (Почему имеющихся у учащегося средств и способов действия недостаточно для решения новой задачи, чего именно он не знает и не может?) Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией — центральным новообразованием учебной деятельности младших школьников [11]. Следовательно, первое условие формирования умения учиться у младших школьников — это целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности
[44, 10, 1, 16, 32, 34].
2. Продуктивные действия, необходимые для ответа на второй вопрос самообучения: как присвоить недостающие знания. Источником расширения индивидуального опыта могут стать любые «хранилища культуры»: все, в чем опредмечены человеческие способности. В этом ряду особо выделена фигура учителя, который является не просто хранителем знаний, умений, способностей, но активен в их передаче.
Могут ли быть активны оба участника учебных отношений, т. е. может ли ребенок стать субъектом совместной учебной деятельности, осуществлять которую без помощи взрослого он еще не в состоянии? При каких условиях обучения во взаимодействии учителя с учениками может возникнуть учебная самостоятельность ребенка как умение учить самого себя?
Эти вопросы — часть более общей проблемы природы детской самостоятельности. В школе Выготского существуют два подхода к этой проблеме.
Литература
- Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М., 1978.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1980.
- Белоус В. П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников// Вопросы психологии. 1978. № 4.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М., 1968.
- Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослых // Вопросы психологии. 1988. № 4.
- Виноградова М.Д, Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собр. соч.: В 6т. Т.З. М., 1983.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1977.
- Гузман Р. Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Никулина Г. Г., Савельева О. В. Обучение математике: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы. М., 1994, 2 класс, 1995.
- Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
- Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии. 1980. № 6.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в учении. М., 1991.
- Жедек П. С. Основные направления обучения русскому языку в начальной школе // Русский язык в начальных классах/M. С. Соловейчик (ред.) М., 1993.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды. Т. 2. М., 1986.
- Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
- Коростылев А. Ю. Психологические особенности младших подростков: Автореф. канд. дис. М., 1977.
- Корчах Я. Избранные пед. произведения. М., 1975.
- Коул М. (ред.). Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1980.
- Кравцов Г. Г. Психологические особенности младших подростков: Автореф. канд. дис. М., 1977.
- Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М., 1989.
- Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.
- Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. М., 1980.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Матис Т. А., Полуянов Ю. А. Присвоение позиции другого человека при коллективных формах учебной деятельности детей // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990.
- Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
- Михайленюк Н. Я. Формирование ролевого поведения детей // Проблемы дошкольной игры. М., 1987.
- Недоспасова В. А. Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М., 1985.
- Перре-Клермо А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
- Полуянов Ю. А. Учебная деятельность при усвоении конкретных дисциплин. Изобразительное искусство // Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Репкин В. В. (ред.). Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1992.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Рузская А. Г. (ред.). Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.
- Слободчиков В. И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
- Смирнова Б. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.
- Филиппова Е. В. Формирование логических операций у шестилетних детей // Вопросы психологии. 1986. № 2.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск. 1992.
- Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников. М., 1991.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. М., 1989.
- Johnson D., Johnson R. Learning Together and Alone. Englewood Cliffs, New Jersey, 1991.
- Kagan S. Cooperative Learning. Laguna Niguel, CA.: Resources for Teachers, 1988.
- Piaget J. The Moral Judgement of the Child. N.Y., 1965.
- Slavin R. et al. Learning to Cooperating to Learn. N.Y., 1985.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5871
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 49
Скачиваний
Всего: 2899
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 27