Психологические основы дошкольной игры

3317

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению игры как особого вида деятельности, являющейся ве-дущей для дошкольного возраста. На основе осуществления этой деятельности у детей развиваются отдельные психические функции, а также сознание и личность. В этой дея-тельности дети осознают общественные правила поведения людей и способы их выпол-нения.

Общая информация

Ключевые слова: сознание, личность, правила игры, игра, дошкольный возраст, психические функции

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.

Фрагмент статьи

1

В психологии существует множество взглядов на игру, имеется множество теорий игры. Достаточно перечислить только самые известные из них, чтобы убедиться в том, как много занимались детской игрой: это теория Ф. Шиллера и Г. Спенсера, известная теория К. Гросса, Р. Холла, К. Бюлера, В. Штерна, Дж. Дьюи, К. Коффки; своеобразные взгляды на игру развивает Ж. Бойтендейка; у нас теорию игры разрабатывал Л.С. Выготский, а последнее время анализ игровой деятельности был дан С.Л. Рубинштейном в его «Основах психологии». Охватить все эти теории и дать их анализ в рамках статьи нет никакой возможности. Поэтому мы ограничиваемся здесь лишь попыткой дать положительное решение проблемы игры, опирающееся на еще не опубликованные работы Д.Б. Эльконина и Ф.И. Фрадкиной, а также Г.Д. Лукова, которые подвергли игру детей преддошкольного и дошкольного возрастов экспериментальному исследованию исходя из гипотезы, выдвинутой Л.С. Выготским.

2

Игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Так, например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т. е. в содержании самого действия. Это справедливо не только для игры дошкольника, но и для всякой настоящей игры вообще. Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры. Поэтому в играх взрослых, если внутренним мотивом игры становится не столько играть, сколько выиграть, игра, собственно, перестает быть игрой.

Это, однако, слишком общая характеристика игры. Ведь игра развивается, и то, как играет дошкольник, — это нечто совсем иное, чем то, как играет школьник или взрослый. Значит, к игре нужно подходить очень конкретно, не ограничиваясь общими положениями (что, кстати сказать, является одним из главных недостатков большинства теорий игры), но раскрывая в ней специфику каждого этапа ее развития. Прежде всего нам нужно найти специфические особенности дошкольной игры.

Информация об авторах

Леонтьев Алексей Николаевич, доктор психологических наук, профессор, профессор, академик АПН СССР, Москва, СССР