Положение детей раннего возраста в современной России

628

Аннотация

В последние годы существенно возрос интерес к воспитанию детей младенческого и раннего возраста. Рассматриваются различные системы воспитания: восточный тип, религиозно-православный стиль, раннее обучение, внесемейное воспитание и др. В то же время отмечается, что инновационные педагогические процессы, происходящие в России, практически не затрагивают педагогику раннего возраста.

Общая информация

Ключевые слова: система воспитания, ранний возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.

Фрагмент статьи

Прежде чем говорить о воспитании детей раннего возраста в современной России, остановимся на специфических особенностях системы дошкольного воспитания, сложившейся и успешно существовавшей в СССР.

Одним из важных положений советской идеологии было равноправие женщины, которое заключалось в ее участии в производственной и общественной жизни наравне с мужчиной. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства рассматривались как менее престижные занятия, чем производственная карьера. Советский Союз занимал первое место в мире по числу работающих женщин. Женщины стремились совмещать работу и воспитание детей, так как участие в жизни общества для большинства из них оказывалось субъективно более значимым, чем дом и уход за детьми. При рождении ребенка каждая женщина имела право на 4-месячный оплачиваемый отпуск (2 месяца до родов и 2 — после), после чего должна была возвращаться на работу. В противном случае она теряла свое рабочее место.

Другой ценностью советской идеологии была идея всеобщего равенства и социальной справедливости, которая выражалась в обобществлении всего, вплоть до детей. Равные права для всех детей на получение одинакового образования и воспитания считались одним из важнейших завоеваний социализма. Идея коллективного общественного воспитания начиная с самого раннего возраста была центральным положением советской педагогики. Низкая социальна престижность материнства и установка на коллективное воспитание детей стимулировали развитие мощной государственной системы общественного дошкольного воспитания. В эту систему входила широкая сеть государственных и ведомственных детских садов. Составной частью этой системы были ясли, где содержались и воспитывались дети от 2 месяцев до 3 лет. С экономической точки зрения ясли были доступны каждой семье, поскольку плата за ребенка была очень невысокой (от 10 до 15 рублей в месяц). Однако устроить ребенка в ясли было достаточно трудно, поскольку число мест в них не отвечало реальным потребностям населения.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1366
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 628
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0