Психологическая наука и образование
1999. Том 4. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самоутверждение, принятие, подростковый возраст, коммуникативная компетентность
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Для цитаты: Божович Е.Д., Шеина Е.Г. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 2.
Фрагмент статьи
В 80-х гг. на стыке психологии и лингвистики возникло понятие «языковая личность», которое определяется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой прагматической направленностью» [5, с. 3]. В структуре языковой личности выделяются три уровня:
- вербально-семантический (владение языком и знанием о языке);
- когнитивный (картина мира, отражающая иерархию ценностей субъекта);
- прагматический (цели, мотивы, интересы, установки).
Перефразируя известное положение «За каждым текстом стоит система языка», соответствующее взглядам Ф. де Соссюра, Ю.Н. Караулов формулирует исходный тезис теории языковой личности: «За каждым текстом стоит языковая личность» [5, с. 3, 5].
Возможность через текст проникнуть в личность говорящего, его индивидуальные особенности связана прежде всего с третьим уровнем ее анализа, который представляет особый интерес для психологии общения. В последней существенное место занимает понятие и феномен коммуникативной компетенции, многоплановой способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Г. М. Андреева, Я. Яноушек, 1987).
Содержание этого понятия различается в зависимости от позиции автора. Так, например, при междисциплинарном подходе, предлагаемом Л. Л. Федоровой, ядром коммуникативной компетенции является механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, реализующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях: поверхностном — коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге, и глубинном — социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей. Собственно «коммуникативный компонент коммуникативной компетенции индивида» представляет собой в этой модели систему функций языковых средств общения таких, как установление и поддержание контакта, передача сообщения, выражение эмоциональных реакций и социальных отношений, а также личного отношения к собеседнику и предмету разговора путем выбора формы высказывания и др. [13, с. 224]. Последнее пересекается с содержанием понятия «языковая личность», но в рамках этой теории не рассматриваются возможность и конкретные особенности проникновения через речь в личность говорящего.
Литература
- Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М 1970.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: Проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997 № 1.
- Божович Б. Д., Панушкин В.Г, Организация совместного исследования психологов-педагогов и учителей школ // Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984.
- Караулов Ю. Н. Предисловие//Язык и личность / Под ред. Д. Н. Шмелева. М., 1989.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М., 1980.
- Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М. 1972.
- Немов Р. С. Психология. М., 1995. Т.З.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
- Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1986.
- Федорова Л. Л. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М., 1981.
- Цыбенова Н. Ч. Потребность в самоутверждении у подростков // Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы 1-й Всесоюзной конференции
(4-6 ноября 1974). Тбилиси, 1974. - Ядов В. А. Методология и процедуры социологического исследования. Тарту, 1986.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2252
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 871
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1