Психологическая наука и образование
1999. Том 4. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Препятствия в развитиии одаренных учеников в школьных условиях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образ ученика, отношение к ученикам, одаренные учащиеся
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Пуфаль-Струзик И. Препятствия в развитиии одаренных учеников в школьных условиях // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 3.
Полный текст
Препятствия в развитии одаревдых уче^ков в 0КОёмы1х условиях
По М. И. 0тейну [25, с. 4], чтобы быть созидатеёьной ёичностью, необходимо иметь четыре типа свободы: свобода дёя анаёиза и иссёедования, свобода для поиска и любознательности, свобода выражения и свобода быть самим собой.
Ребенок родится одаренным, имеющим возможность всесторонне развиваться, обладающим высоким интеёёектом и задатками к развитию всякого творчества, а также с общественным таёантом. Остается тоёько создать ему возможности дёя их развития [12].
Огромную роёь в этом процессе играют ранний воспитатеёьный опыт, обращение с ребенком как с индивидуаёьностью, уважитеёьное отно0ение к его взгёядам и чувствам, подготовка его к совер0ению самостоятеёьного жизненного выбора, к выработке собственного стиёя поведения, а также ощущения гёубокого смысёа своего существования. Динамизм этого процесса в боёь0ой степени зависит от семейных усёовий, а также от других воспита- теёьных сред, например 0коёы [15, 18, 5]. Особенное значение качества стимулов (иёи тормозов) среды для развития одаренных и обладающих творческим потенциалом учеников вытекает из того, что они более чувствительны к влиянию среды [16].
Однако связь «учитель — ученик» в 0кольной практике нередко бывает неправильной, так как в образовании мы постоянно имеем дело с элементами устарев0их методов обучения и воспитания. Учитель редко вызывает у учеников настолько боль0ое доверие, чтобы они захотели ему раскрыть свои переживания и суждения. Для полного, действенного и созидающего диалога с учениками недостаточно, чтобы учитель имел хоро0ую дидактическую подготовку, необходима также психологическая и межличностная грамотность. Особенно это важно при контактах с учениками, поведение которых отклоняется от принятых в 0коле норм, от ожиданий учителя. К этой группе нередко принадлежат ученики, проявляющие творческую одаренность в мышлении и деятельности. Чтобы понять и принять их поведение, учителю необходимо знание черт, характерных для творческих личностей, доминирующих у них способов переживания, мышления и трудностей в приспособлении к кругу ровесников, склонности к собственному темпу работы на уроках, к индивидуальному стилю обучения и ре0ения проблем.
О 0коле часто пи0ут как об институте консервативном, обучающем скорее исполнительности, чем творческому и новаторскому поведению, институте, ориентированном на среднего ученика и поэтому из многих талантливых и творческих учеников воспитывающем «середняков» [11]. Результаты некоторых исследований показывают, что в 0кольной науке наблюдается феномен снижения творчества учеников [5]. ^еправильное отно0ение учителя к творческим ученикам (критика, наказание) порождает у них нежелание учиться и действует разрушающе на развитие их творческого потенциала. Как отмечают некоторые исследователи, (Hanny, Heller, 1991; Monks, 1991 Post, 1991), только сочетание высоких ин-теёёектуаёьных и творческих способностей с действенным стимуёированием в рамках 0коёы создает возможность дёя значитеёьных достижений.
Допоёнитеёьным препятствием дёя свободного развития способностей детей 0коёьного возраста являются трудности учителя, связанные с распознанием потенциальных возможностей учеников [22]. Происходит это из-за отсутствия у учителя четкого критерия для определения способностей и таланта. Среди этих критериев на первом месте находится уровень 0кольных достижений ученика. Как же обманчив этот критерий! Ведь не все интеллектуально одаренные ученики хоро0о учатся в 0коле, а тем более не все из них являются еще и творческими. Зато в 0кольной практике мы часто имеем дело с «эффектом Пигмалиона» [17]. Он заключается в модифицировании поведения учителя по отно0ению к ученику в зависимости от убежденности в его интеллектуальных и творческих возможностях. Результатом такого поведения является повышение уровня достижений ученика, в боль0их возможностях которого убежден учитель. Естественно, происходит также и обратное — снижение достижений ученика, соответственно низким ожиданиям по отно0ению к нему учителя.
Результаты многосторонне обусловленного худщего (по отно0ению к возможностям) функционирования в 0коле некоторых одаренных учеников могут принять форму «синдрома неадекватных 0кольных достижений» [21]. Речь идет о неиспользовании в полной мере потенциала способностей ученика из-за сложностей в его отно0ениях с учителем (это также относится к взаимодействию с родителями) или проявления таких свойств личности, которые затрудняют 0кольное функционирование (несмелость, отсутствие веры в себя, сниженная мотивация к науке). За этим следует нарастание трудностей в науке, в результате которых — апатия, разочарование, невротизация. Более плохое социальное функционирование способных детей в 0кольной группе было отмечено некоторыми учеными [13].
Есть сообщения об исследованиях, указывающих на то, что 0кола воспринимается многими детьми скучной и малоинтересной. Восприятие 0колы детьми было изучено американскими психологами в Северной Каролине [3]. Почти половина обследованных учеников требовала введения в 0коле более интересного дидактического материала, стратегии «кооперативного обучения» (совместного и конструктивного ре0ения проблем) [23, 22], боль- 0е конкретной информации на тему ожиданий учителей по отно0ению к ученикам, введения «team teaching» (ученических коллективов, самостоятельно работающих в течение длительного времени над каким-либо проектом), а также специальных программ для одаренных. Изли0ний вербализм в 0коле, критикуемый учениками, следовало бы заменить представлением (моделированием) открытого ре0ения проблем, чтобы ученики могли наблюдать обычно скрытый мыслительный процесс, а не только его конечный результат.
Следующим важным фактором, блокирующим развитие интеллектуального и творческого потенциала учеников в 0коле, является ограничение их автономии. При этом если дети вместе с учителем участвуют в разработке программ, касающихся совместного сотрудничества, то достигнутые ими позже результаты вьше тех, которые имеют дети, не допущенные к дискуссии [27]. Жесткий контроль учителя, значительная авторитарность и директивность его поведения не способствуют творческому развитию учеников [5, 6]. Оказалось, что демократичные учителя (с развитыми интерперсональными умениями, легкие в контактах) достигали более творческого контакта с учениками [20]. Результаты изли0него контроля в работе учителя проанализировали и другие ученые [9]. Для исследования они отобрали жестко контролирующих учителей (123 женщины), у которых оценили потребность контроля за другими и их поведение в классе с точки зрения эмоционального тепла или холодности, проявляемых в контактах с учениками. ^а основе результатов факторного анализа был сделан вывод, что такие учителя ослабляли активность многих учеников (они реже изъявляли желание отвечать на уроках, реже задавали вопросы и дискутировали с учителем), снижали их инициативу, вызывали нетипичное для творческих людей поведение, например работу под руководством, а также в группе усиёивали у учеников тенденцию уступать директивному управёению. Контакты учеников с вёастными учитеёями, требующими конформного поведения, часто бывают конфёиктными.
Проявёением нарушений в отношениях учитеёя с учеником также может быть отсутствие симпатии учитеёя к творчески способным ученикам. Причины этого можно найти в характеристиках поведения творческих учеников, которые далеки от образа так называемого идеального ученика. Творческие ученики гораздо чаще бывают нонконформными, смелыми в своих предложениях, идеях, в поведении и реже принадлежат к группе послушных учеников, уступающих авторитетам.
^а очередную трудность обращает внимание Ё. Бахтольд [1], утверждая, что в школе существует противоречие, поскольку, с одной стороны, здесь есть потребность в создании изобретательного ума, с другой же — неумение учителей поощрять одновременно с творчеством поведение учеников, которые его проявляют.
Из анализа биографии одаренных людей вытекает, что учителя не только не могли распознать их творческие способности в раннем школьном возрасте, но и без энтузиазма реагировали на сам факт, одаренности (например, поведение Эйнштейна часто принималось в школе за неподобающее) [7]. Есть немало исследований, показывающих, что множество учителей не подготовлено к правильному реагированию на проявление творческого мышления способных учеников. Они делают ученикам замечания типа: «перестань витать в облаках», «высказывайся только тогда, когда можешь сказать что-нибудь действительно важное», «ты, как что-нибудь скажешь, так...». Подавление высказываний учеников, воспринимаемых слишком дерзкими, легкомысленными, чересчур экспансивными, и непринятие учителями их новаторского подхода к многим заданиям, отсутствие поощрения за проявления находчивости, фантазии — такое поведение учителей все еще существует в школе [26, 10]. В одном из исследований [19] о подобной грустной рефлексии рассказывали писатели. К неприятным ретроспекциям они относили подавление их высказываний учителями, оценку задавания множества вопросов во время уроков как проявление нахальства, торможение инициативы и нетипичного, чересчур спонтанного поведения.
Исследованиями [4] показано, что более низкое качество межличностных связей между творческими учениками и учителями может быть объяснено такими чертами творческих учеников, как специфическое чувство юмора, склонность к агрессии и интеллектуальному риску без предвидения последствий. Авторы считают, что отвагу в открытии нового и сложного творческие дети переняли прежде всего от родителей, которые стресс, испытываемый в новых жизненных ситуациях, воспринимали как захватывающие и ценные переживания, в отличие от родителей детей высокоинтеллектуальных, но не творческих, которых в доме научили скорее точной антиципации результатов своих действий и исключению риска. Данные о большей смелости, значительно превосходящей допустимые школьные нормы, творческих учеников мы находим и в других работах [2]. Примером такой смелости является работа ученика на уроке в индивидуальном темпе и вытекающая из нее низкая толерантность к жестко навязываемым учителем и одинаковым для всех учеников правилам и способам работы.
Е. Веству и В. Даусон (1995) пробовали сравнить мнение учеников и учителей с прототипом творческого поведения, представленным в работах Д. МакКинона [14] или Р. Стернберга [24]. Созданный таким способом набор черт творческого ученика объединял в себе черты, открытые исследователями с обыденным представлением о творческой личности. В прототипе выступили такие черты, как выработка (креация) собственного пути деятельности, импульсивность, нонконформизм, эмоциональность, толерантность, практичность, естественность и надежность. Учительские оценки фаворизируемых учеников в сравнении с этим прототипом еще раз указывают на отсутствие их симпатии к ученикам, отличающимся чертами и поведением, положительно коррелирующими с творчеством.
Объяснение причин этого явёения можно искать в специфике учитеёьских представёений о творчески одаренных учениках. Из проведенных западных исследований вытекает, что эти представёения очень жестки, трудны для модификации и не явёяются хоро0ими предикта- ми творчества учеников, проявёяющегося в других, вне0коёьных обёастях их функционирования. Такие представёения ограничены ёи0ь хоро0им испоёнением роёи ученика в рамках 0коёьного класса и даже в границах конкретного предмета обучения. Однако ока- заёось, что ученики с высокими творческими достижениями за пределами 0колы в 0коле не считались творцами и, наоборот, творческие в 0коле не являлись таковыми за ее пределами [9].
Пр ед ставленные результаты исследований показывают, что еще очень многое нужно изменить в подготовке будущих педагогов, чтобы они умели внимательно наблюдать за учениками, распознавать их потребности и применять эффективные стратегии в работе с ними, побуждая к творческому мышлению и новаторству в деятельности.
Литература
- Bachtold L. The creative personality and the ideal pupil revisited // The Journal of Creative Behavior. 1974. № 8.
- Bosse M. A. Do creative children behave differently? // The Journal of Creative Behavior. 1979. № 13 (2).
- Gallagher J., Harradine C. C., Coleman M. R. Gifted students in the classroom. Challenge or boredom? Gifted students view on their schooling // Roeper Review. A Journal on Gifted Education. 1997. № 19 (3).
- Gallagher J. J., Jenne W. C. The relationship of cognitive style to classroom expresiveness and associated variables // The Journal of Educational Research. 1967. № 60 (6).
- Heller K. A. Hochbegabungim Kinders und Jugendalter. Hogrefe, Gottingen, 1992.
- Heller K. A. The nature and development of giftedness: A longitudinal study // European Journal for High Ability. 1991. № 2.
- Hennessey B. A., Amabile T. M. Creativity and Learning NEA. Washingon, 1987.
- Hong E., Milgram P. M., Gorsky H. Original thinking as a predictor of creative performance in young children // Roeper Review. A Journal on Gifted Education. 1995. № 18 (2).
- Hong E., Perkins P., Мilgram R. Learning styles of gifted adolescents with in school versus out-school accomplishments in literature // Perceptual and Motor Skills. 1993. № 76.
- Howieston N. (1984). In Western Australia neglecting the creative potental of its youth? Paper prestented at the 1984 Annual Conference of the Australian Psychological Society. Perth, August 1984.
- Kujawicski J. Dac im szansK. Propozycja dotycz№ ca pracy z dzieckiem zdolnym, potencjalnie twyrczym // Carpe Diem. 1998. № 1.
- Lewis D. Jak wychowax zdolne dziecko? Warszawa: PZWL, 1988.
- McCallister C., Nash W. R., Meckstroth E. The social competence of gifted children. Experiments and experience // Roeper Review. A Journal on Gifted Education. 1996. № 18 (4).
- MacKinnon D. W. Creativity and Images of the Self. R. W. White (red.). The study of lives. N. Y., 1963.
- Milgram R, M., Hong E. Creative thinking of creative performance in adolescents as predictor of creative attainments in adults: A follow up study after 18 years // Roeper Review. A Journal on Gifted Education. 1993. № 15 (3).
- Mohan M., Gupta R. A. Interaction of physical environmental cues with creativity and intelligence // Proceedings of the Annual Convention of the American Psychological Association. 1972. № 17 (2).
- Painter K. Kim sa wybitni? Charakterystyka, identyfikacja, ksztalcenie. Warszawa, 1993.
- Perleth C., Sierwald W., Heller K. A. Selected results of the Munich longitudinal study of giftedness model! // Roeper Review. A Journal on Gifted Education. 1993. № 15 (3).
- Piirto J. Understanding those who Creative. Dayton, 1992.
- Pejskind F. G. Authonomy and creativity in children // The Journal of Creativity Behavior. 1982. № 16 (1).
- Rimm S. B. Bariery szkolnej kariery. Dlaczego dzieci zdolne maja s?abe stop-nie? Warszawa, 1994.
- Shaughnessey M. F. An interview with Norbert Jausovec // European Journal of High Ability. 1995. № 6.
- Slavin R. Are coopertive learning and «untracking» harmful to the gifted? // Educational Leadership. 1991. № 48.
- Sternberg R. J. Implicite theories of intelligence, creativity and wisdom // Journal Personality and Social Psychology. 1985. № 49.
- Szmidt K. J. Tworzyx ka?dy moTe // Carpe Diem. 1998. № 1.
- Torrance E. P. The creative personality and ideal pupil // Teachers College Record. 1953. № 65.
- Woodke K. H., Wallen N. E. Teacher classroom control, pupil creativity and classroom // The Journal of Experimental Education. 1965. № 34 (1).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1116
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 557
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0