Организация школы для особо одаренных детей и подростков

1002

Аннотация

В статье представлена общая логика организации школы для особо одаренных детей на опыте создания школы-пансиона «Интеллектуал».

Общая информация

Ключевые слова: одаренный ребенок, одаренные учащиеся, одаренный подросток, психологическая служба

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2. С. 92–96.

Фрагмент статьи

Долгие и даже драматические споры приходят к концу, и в настоящее время педагогическая общественность уже с интересом относится к идее создания специальных школ для работы с одаренными детьми. Более того, школа, ориентированная на особо одаренных детей и подростков, уже создана. Именно о принципах организации такой школы (школа-пансион «Интеллектуал») и пойдет речь далее.

В контексте этой статьи под одаренностью мы будем понимать проявляющиеся у ребенка или подростка значительно более высокие, сравнительно со статистической нормой, умственные и творческие возможности (способности). Эти особые возможности далеко не всегда проявляются в реальных достижениях (многое зависит от конкретных условий среды и психологических предпосылок, имеющихся у самого ребенка), но практически обязательно отражаются в особой направленности ребенка на сложную умственную деятельность, с одной стороны, и наличии у него эффективных способов познавательной деятельности, с другой.

По существу, потенциально одаренным является каждый здоровый ребенок, и при достаточно благоприятных семейных условиях (его способности с раннего детства развивали, укрепляли, создавали условия для развития индивидуальных интересов) и в школе (профессиональные и внимательные к индивидуальности ребенка педагоги) он становится реально одаренным. Эту одаренность можно обозначить как своего рода «нормальную одаренность»: такие дети, как правило, хорошо, иногда даже блестяще учатся, легко общаются, имеют развитые внешкольные интересы. Именно на них рассчитаны гимназии и лицеи, которых достаточно в Москве.

Но есть другая группа одаренных детей. Их способности очевидны даже для не очень внимательных родителей и окружающих. Многие из этих детей уже в раннем возрасте (3–5 лет) потрясают взрослых своими замечательными способностями. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство из них (не менее 85 %) опережают своих сверстников, поэтому их обычно называют вундеркиндами (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что этот дар часто пропадает с годами. Дело не в «пропаже» способностей, а в их реализации, иначе говоря, в достижениях одаренного школьника.

Информация об авторах

Маркелов Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, директор школы «Интеллектуал», ведущий научный сотрудник лаборатории одаренности, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3464
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1002
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0