В школу с 5 лет. Факторы риска

649

Аннотация

В статье обсуждается смена ценностных ориентаций образования, предлагаемых в проекте обновленной концепции образования - «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Обсуждаются последствия такого подхода к реформированию образования для современной российской семьи и здоровья детей. Приводится зарубежный опыт предшкольного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: умение, учебно-дисциплинарная модель образования, субкультура детства, предшкольное образование, знания, ЗУН, личностно-ориентированный подход

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Авдеева Н.Н. В школу с 5 лет. Факторы риска // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 62–69.

Фрагмент статьи

Новые тенденции в дошкольном образовании: шаг вперед?

В концепции дошкольного образования, утвержденной в 1989 г., был определен принципиально новый, личностно ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в области обновления дошкольного образования. Данный подход получил подтверждение в Законе об образовании, принятом в 1992 г. Суть этого нового подхода состояла в гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми, в отходе от учебно-дисциплинарной модели. Ключевыми положениями прежней, учебно-дисциплинарной модели образования были ориентация на образец («Делай, как я»), диктат и опека взрослого по отношению к ребенку. Методические указания для педагога превращались в закон. При такой «патерналистской» модели образования главным ориентиром являлось формирование знанийуменийнавыков (ЗУН). Педагог учит — ребенок выполняет. При этом инициатива, активность, творчество ребенка уместны только в рамках занятий «когда взрослый спросит». Человек при таком подходе - «винтик» в государственной машине, производительная сила общества.

Новая, альтернативная, личностно ориентированная модель образования должна была содействовать становлению ребенка как личности, способствовать развитию доверия к миру, базиса личностной культуры, индивидуальности, творческости. Эта модель подразумевала взгляд на ребенка как на партнера в условиях сотрудничества. Решающее значение придавалось игре —ведущей деятельности в дошкольном детстве, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Ожидаемым результатом выступало расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом возрастных особенностей), его возможнос-

тей, способностей, перспектив. Превалирующей формой обучения был синтез игры и занятия. Главная ценностная ориентация — самодостаточность, самоценность дошкольного возраста, сохранение субкультуры детства.

<...>

Литература

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: Результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. №2.
  2. Антропова М.В., Соколова Н.В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей - учащихся 1-4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Физиология человека. 1993. Т.19. №4 .
  3. Базарный В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса: Тезисы докладов конференции «Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» // Школа здоровья. 1996. Т. 3. №4.
  4. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1998.
  5. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб., 2004.
  6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
  7. Здравомыслова ОМ. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания: По результатам исследования «Насилия в семье глазами учителей и воспитателей» // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье. М., 2003.
  8. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. Т. 2. №2.
  9. Лихтшангоф А.З., Юрьев В.К., Юрьев В.В., Симаходский А.С. Анализ и оценка здоровья детей // Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. СПб., 1994.
  10. Рыбинский ЕМ. Феномен детства в современной России // Педагогика. 1996. № 6.
  11. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.
  12. Ямпольская Ю.А. Об ухудшении силовых возможностей у школьников Москвы в последнее десятилетие: Тезисы докладов на конференции «Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» // Школа здоровья. 1996. Т. 3. №4.
  13. Hochshild A.R. The Time Bind: When Work Becomes Home and Home Becoms Work. Metropolitan Books, 1997.

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2226
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 649
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0