Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 2. С. 62–69
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
В школу с 5 лет. Факторы риска
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: умение, учебно-дисциплинарная модель образования, субкультура детства, предшкольное образование, знания, ЗУН, личностно-ориентированный подход
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Авдеева Н.Н. В школу с 5 лет. Факторы риска // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 62–69.
Фрагмент статьи
Новые тенденции в дошкольном образовании: шаг вперед?
В концепции дошкольного образования, утвержденной в 1989 г., был определен принципиально новый, личностно ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в области обновления дошкольного образования. Данный подход получил подтверждение в Законе об образовании, принятом в 1992 г. Суть этого нового подхода состояла в гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми, в отходе от учебно-дисциплинарной модели. Ключевыми положениями прежней, учебно-дисциплинарной модели образования были ориентация на образец («Делай, как я»), диктат и опека взрослого по отношению к ребенку. Методические указания для педагога превращались в закон. При такой «патерналистской» модели образования главным ориентиром являлось формирование знаний, умений, навыков (ЗУН). Педагог учит — ребенок выполняет. При этом инициатива, активность, творчество ребенка уместны только в рамках занятий «когда взрослый спросит». Человек при таком подходе - «винтик» в государственной машине, производительная сила общества.
Новая, альтернативная, личностно ориентированная модель образования должна была содействовать становлению ребенка как личности, способствовать развитию доверия к миру, базиса личностной культуры, индивидуальности, творческости. Эта модель подразумевала взгляд на ребенка как на партнера в условиях сотрудничества. Решающее значение придавалось игре —ведущей деятельности в дошкольном детстве, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Ожидаемым результатом выступало расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом возрастных особенностей), его возможнос-
тей, способностей, перспектив. Превалирующей формой обучения был синтез игры и занятия. Главная ценностная ориентация — самодостаточность, самоценность дошкольного возраста, сохранение субкультуры детства.
<...>
Литература
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: Результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. №2.
- Антропова М.В., Соколова Н.В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей - учащихся 1-4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Физиология человека. 1993. Т.19. №4 .
- Базарный В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса: Тезисы докладов конференции «Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» // Школа здоровья. 1996. Т. 3. №4.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1998.
- Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб., 2004.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
- Здравомыслова ОМ. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания: По результатам исследования «Насилия в семье глазами учителей и воспитателей» // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье. М., 2003.
- Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. Т. 2. №2.
- Лихтшангоф А.З., Юрьев В.К., Юрьев В.В., Симаходский А.С. Анализ и оценка здоровья детей // Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. СПб., 1994.
- Рыбинский ЕМ. Феномен детства в современной России // Педагогика. 1996. № 6.
- Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.
- Ямпольская Ю.А. Об ухудшении силовых возможностей у школьников Москвы в последнее десятилетие: Тезисы докладов на конференции «Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» // Школа здоровья. 1996. Т. 3. №4.
- Hochshild A.R. The Time Bind: When Work Becomes Home and Home Becoms Work. Metropolitan Books, 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2226
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 649
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0