Особенности профессиональных умений в деятельности педагога

535

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме приобретения студентами педагогиче-cких вузов знаний и формированию на их основе умений и навыков, которые впоследствии определят их профессиональные навыки. В статье автор выявляет основное содержание профессиональных умений и рассматривает профессиональные навыки педагога с точки зрения классификации общих профессиональных навыков. По мнению автора, классификация должна быть базой для конкретных практических разработок методики преподавания в любой области профессиональной деятельности, и прежде всего педагогической. Поэтому ознакомление с теорией классификаций знаний и умений обязательно должно быть составной частью подготовки квалифицированных преподавателей.

Общая информация

Ключевые слова: личность педагога, таксономия, профессиональные умения, специальные умения, ЗУН, знания, умение, навык

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Черникова О.В. Особенности профессиональных умений в деятельности педагога // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 68–73.

Фрагмент статьи

Для формирования умений профессиональной деятельности педагога необходимо выявить основное содержание этих умений и определить те профессиональные навыки, которые следует развивать и к которым следует прививать интерес у будущего педагога в студенческие годы. Профессиональные навыки педагога, несомненно, входят в категорию общих профессиональных навыков и могут быть включены в их классификацию. Проблеме классификации профессиональных навыков и умений посвящено много работ, вышедших в свет в последние годы как в странах СНГ, так и за рубежом. Распределение навыков по различным группам и уровням в России принято называть классификацией. В зарубежной литературе термин «классификация» по отношению к профессиональным умениям и психологическим характеристикам личности практически не применяется, а используется термин «таксономия» (B. Bloom; L. Anderson, D. Karthwohl; N. Schley). Первая работа Б. Блюма положила начало широкому потоку исследований в области психологии обучения. Термин «таксономия» (от taxis — расположение, порядок, строй) был предложен еще в 1813 г. швейцарским ботаником Декандолем. В России этим термином предпочитают пользоваться для классификационных исследований в биологических и географических науках, а не в педагогике и психологии. Исторически получилось так, что зарубежные, в основном американские, исследователи профессиональных навыков и умений сосредоточились на психологических, личностных характеристиках профессионала. Российские же исследователи больше внимания уделяли деятельностному подходу. Первая попытка синтезировать оба подхода предпринята недавно [12].

Литература

  1. Гаазе-Раппопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. М., 1987.
  2. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Влияние информатизации на требования к базовым умениям инженера // Педагогическая информатика. 2001. № 3.
  3. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб., 1992.
  4. Романенко В.Н. Основные представления теории многообразий. СПб., 1997.
  5. Соломатин Н.М., Беляев В.А. ЭВМ и поиск информации. М., 1977.
  6. Усова А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. № 4.
  7. Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатропики. М., 1990.
  8. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» на CD. 2004 (4 диска) Assessment of Skills/ Abilities. [Сетевой материал]. http://www.sasked.gov.sk.ca/docs/social30/assess.html
  9. Anderson L.W., Karthwohl D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: a Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. N.Y., 2001.
  10. Bloom B.S. (ed.). Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Education Goals, by a Commetee of College and University Examiners. N.Y.; Toronto, 1956.
  11. Knowlege, Skills, Abilities and Other Charec-terics. [Сетевой материал]. http://www.resumestogo.com/FederalKSAs.html
  12. Romanenko V., Nikitina G., Abramovich S. Abilities and Skills. [Сетевой материал]. 2004. Schley Nancy Lerner Outcome Verbs. [Сетевой материал]. Outline_of_Instruction.
  13. Teeter T.A. Technical Knowlege, Skills and Abilities. [Сетевой материал]. http://www.ualr.edu/~itreport/part5.htm.

Информация об авторах

Черникова О.В., аспирантка Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия, учитель русского языка и литературы, место работы, МОУ «Средняя школа №3», Москва, Россия, e-mail: cholya@lsi.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2234
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 535
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0