Психологическая наука и образование
2006. Том 11. № 3. С. 54–64
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: зона ближайшего развития, учебное действие, предмет действия, сотрудничество со взрослым, педагогическое действие, педагогическое целеполагание, педагогическая рефлексия
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Каминская М.В. Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 54–64.
Фрагмент статьи
В теории учебной деятельности содержательная сторона действий ученика описывается как имеющая одновременно две ориентации: целевую — на реальные предметные условия осуществления деятельности и социальную — на другого. Ориентация на другого-сверстника нашла отражение в работах А.К. Дусавицкого, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и других [8, 20, 22, 28, 29]. Но, по мнению В.В. Давыдова, изначально именно взрослый, а не сверстник обращает ребенка к «использованию средств» деятельности, «позволяющих управлять своим поведением» [4].
Д.Б. Эльконин ставил проблему двойной ориентации развитого человеческого действия и подчеркивал, что «ориентация на материально-предметные условия подчинена ориентации на действия другого» [35, с. 518]. В дальнейшем она вылилась в научный спор о проблеме соотношения коммуникации и предметного действия: Г.П. Щедровицкий в своей теории деятельности [31] исходил из примата коммуникации над предметной деятельностью, а В.В. Давыдов [6, 7], наоборот, — из главенства предметного действия над коммуникацией. Мы полагаем, речь должна идти не о приоритетности, а о разной предметности одной целостности — о зависимости возникновения предметности осваиваемого действия (во всей ее подлинности) от построения другой предметности — предметности осмысления и организации собственного действия.
Предметностью учебной задачи для ученика традиционно считается предметность в контексте ее освоения — преодоление ситуации неопределенности системного компонента знания, т. е. новый теоретически выстроенный и практически проверенный общий способ предметного действия.
Литература
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: Введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2004.
- Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. №4.
- Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2000.
- Давыдов В.В. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики // Деятельностная теория мышления. М., 2005.
- Давыдов В.В. Структура мыслительного акта // Деятельностная теория мышления. М., 2005.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение // Давыдов В.В. Последние выступления. Рига, 1998.
- Дусавицкий А.К. Социально-психологическая характеристика акта коллективно-распределенной учебной деятельности // Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
- Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
- Каминская М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования: Дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук, 2005.
- Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен // Что значит знать? М., 1999.
- Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании // Что значит знать? М.,1999.
- Ксензова Г.Ю. На пути к развивающему обучению // Открытая школа. 2003. №4.
- Кудрявцев В.Т., Хаккарайнен П., Уразалиева Г.К. Коперниковская революция в психолого-педагогическом мышлении и ее методологический контекст // Известия РАО. 2000. №2.
- Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека // Мышление в науке и учебной деятельности. М.; Воронеж, 2004.
- Нуждин Г.А. Сознание и его структуры // Что значит знать? М., 1999.
- Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. №3–4.
- Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
- Рубцов В.В. Социальное взаимодействие и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
- Рубцов В.В. Экспериментальная психология учебных взаимодействий // Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.,1995.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
- Стрижова Е.В. Оценка динамики психического развития учащихся в «Школе развития личности» (1995–1999) // Материалы IV городских педагогических чтений «Школа развития личности». Иваново, 1999.
- Ухтомский А.А. Пути в незнаемое. М., 1973.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
- Хозиев В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. №1.
- Чудинова Е.В. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка // Вопросы психологии. 2005. №4.
- Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
- Щедровицкий П.Г. Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; Москва, 1999.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
- Эльконин Б.Д. Основания экспериментальной и прикладной психологии развития // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; М.,1999.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1958
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 776
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0