Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения

776

Аннотация

В статье ставится вопрос о роли социальной ориентации учебного действия ученика на действие взрослого. Обсуждается специфика ситуации действия учителя совместно с учеником. Опираясь на предметное содержание ситуации совместности «учитель – ученик», автор дает критическую оценку технологически полагаемому сотрудничеству учителя и ученика. В статье, которая написана по итогам докторского исследования автора, предлагается система учительских средств перенастройки и смены способов ориентировки и смысловой проработки учебных действий ученика в ходе решения учебных задач. Рассматриваются принципы содержательного встраивания педагогической деятельности в общую учебную деятельность учителя и ученика и те психологические эффекты развития, которые связаны с решением проблемы совместной деятельности учителя и ученика в практике развивающего образования.

Общая информация

Ключевые слова: зона ближайшего развития, учебное действие, предмет действия, сотрудничество со взрослым, педагогическое действие, педагогическое целеполагание, педагогическая рефлексия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Каминская М.В. Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 54–64.

Фрагмент статьи

В теории учебной деятельности содержательная сторона действий ученика описывается как имеющая одновременно две ориентации: целевую — на реальные предметные условия осуществления деятельности и социальную — на другого. Ориентация на другого-сверстника нашла отражение в работах А.К. Дусавицкого, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и других [8, 20, 22, 28, 29]. Но, по мнению В.В. Давыдова, изначально именно взрослый, а не сверстник обращает ребенка к «использованию средств» деятельности, «позволяющих управлять своим поведением» [4].

Д.Б. Эльконин ставил проблему двойной ориентации развитого человеческого действия и подчеркивал, что «ориентация на материально-предметные условия подчинена ориентации на действия другого» [35, с. 518]. В дальнейшем она вылилась в научный спор о проблеме соотношения коммуникации и предметного действия: Г.П. Щедровицкий в своей теории деятельности [31] исходил из примата коммуникации над предметной деятельностью, а В.В. Давыдов [6, 7], наоборот, — из главенства предметного действия над коммуникацией. Мы полагаем, речь должна идти не о приоритетности, а о разной предметности одной целостности — о зависимости возникновения предметности осваиваемого действия (во всей ее подлинности) от построения другой предметности — предметности осмысления и организации собственного действия.

Предметностью учебной задачи для ученика традиционно считается предметность в контексте ее освоения — преодоление ситуации неопределенности системного компонента знания, т. е. новый теоретически выстроенный и практически проверенный общий способ предметного действия.

Литература

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: Введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2004.
  2. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. №4.
  3. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2000.
  4. Давыдов В.В. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики // Деятельностная теория мышления. М., 2005.
  5. Давыдов В.В. Структура мыслительного акта // Деятельностная теория мышления. М., 2005.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение // Давыдов В.В. Последние выступления. Рига, 1998.
  8. Дусавицкий А.К. Социально-психологическая характеристика акта коллективно-распределенной учебной деятельности // Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
  9. Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
  10. Каминская М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования: Дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук, 2005.
  11. Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен // Что значит знать? М., 1999.
  12. Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании // Что значит знать? М.,1999.
  13. Ксензова Г.Ю. На пути к развивающему обучению // Открытая школа. 2003. №4.
  14. Кудрявцев В.Т., Хаккарайнен П., Уразалиева Г.К. Коперниковская революция в психолого-педагогическом мышлении и ее методологический контекст // Известия РАО. 2000. №2.
  15. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека // Мышление в науке и учебной деятельности. М.; Воронеж, 2004.
  16. Нуждин Г.А. Сознание и его структуры // Что значит знать? М., 1999.
  17. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. №3–4.
  18. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
  19. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  20. Рубцов В.В. Социальное взаимодействие и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
  21. Рубцов В.В. Экспериментальная психология учебных взаимодействий // Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.,1995.
  23. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
  24. Стрижова Е.В. Оценка динамики психического развития учащихся в «Школе развития личности» (1995–1999) // Материалы IV городских педагогических чтений «Школа развития личности». Иваново, 1999.
  25. Ухтомский А.А. Пути в незнаемое. М., 1973.
  26. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  27. Хозиев В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
  28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  29. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. №1.
  30. Чудинова Е.В. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка // Вопросы психологии. 2005. №4.
  31. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
  32. Щедровицкий П.Г. Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; Москва, 1999.
  33. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  34. Эльконин Б.Д. Основания экспериментальной и прикладной психологии развития // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; М.,1999.
  35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Каминская Маргарита Владимировна, доктор психологических наук, заместитель начальника управления образования администрации г.Иванова, профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1958
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 776
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0