Искусство воспитания — путь к здоровому развитию

651

Общая информация

Рубрика издания: Юбилейные даты

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Искусство воспитания — путь к здоровому развитию // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 4.

Полный текст

В июне 2006 г. (18-24) в Крыму, в Судаке, состоялась международная конференция, посвященная вопросам воспитания и здоровья детей. Аналогичные конференции проводятся каждые три года, начиная с 1989 г. Этот год особенный, поскольку в течение него впервые проходит 9 конференций на разных континентах (Швеция, Франция, Австралия, Индия, ЮАР, Мексика, Филиппины, Тайвань). Конференция на Украине была пятой и центральной. Все конференции организованы медицинской и педагогическими секциями Высшей школы свободной духовной науки в Дорнахе (Швейцария) и Международными ассоциациями вальдорфских школ и детских садов (организаторы Михаэла Глёклер, Кристоф Вихерт, Питер Ланг, Стефан Ланг- хаммер и др.). Основная задача конференций - разработка и углубление методов воспитания, поддерживающих здоровье ребенка. Все они проходят под названием Колиско-конференций. Ойген Колиско был первым школьным врачом в валь- дорфской школе. Он работал совместно с педагогами над созданием школьной программы, которая способствовала бы укреплению и сохранению физического, душевного и духовного здоровья ребенка. С позиции вальдорфской педагогики эти аспекты неразрывно связаны. Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, мужество, ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер сформулировал это следующим образом: «Социальный вопрос - это педагогический вопрос, а педагогический вопрос - это медицинский вопрос».
Данная проблематика в настоящее время является крайне актуальной, поскольку физическое, душевное и духовное здоровье детей во всем мире находится под угрозой. Проблемы окружающей среды, неправильного питания, недостатка двигательной активности, эпидемические инфекционные заболевания, недостаток иммунитета - всё это подрывает здоровье современных детей. К этому добавляется влияние средств массовой информации, Интернета и компьтерных игр. Эпоха средств массовой информации и потребления, в которую дети вошли наравне со взрослыми, особо жестоко затрагивает именно детей, вытесняя специфически детские виды деятельности и превращая детей в маленьких потребителей. Психология потенциальных потребителей начинает формироваться с раннего возраста. По статистике современный ребенок до 14 лет в среднем проводит перед телевизором примерно 180 000 часов, что существенно превышает время его занятий в школе. Телевизор и компьютер всё более вытесняют традиционные формы детской деятельности и общение со взрослыми. Навязчивые рекламные образы и представления, сцены насилия и жестокости определяют мировоззрение детей, их потребности и жизненные ценности, что разрушительно отражается на душевном и духовном здоровье детей.
Для преодоления этих глобальных проблем необходимы объединенные усилия разных специалистов - педагогов, врачей, психологов - и, конечно же, родителей. Такое объединение и открытие общественной дискуссии по вопросам воспитания и здоровья детей является целью Колиско- конференций.
В конференции в Судаке приняли участие более 700 различных специалистов из 15 стран. Были представители из Германии, Швеции, Швейцарии, Румынии, Израиля, Грузии, Молдавии и других стран. Наиболее многочисленными были делегации из Украины и России.
Содержательная часть программы включала пленарные доклады по педагогическим и медицинским проблемам, а также заседания рабочих групп и обсуждение наиболее актуальных проблем.
Основным содержанием пленарных докладов стал обзор задач развития от младенчества до совершеннолетия в их преемственности. Следует отметить, что психолого-педагогическая часть сопровождалась медицинскими сообщениями, соответствующими каждому возрастному периоду.
Медицинские аспекты вальдорфской образовательной программы и ее творческого воплощения освещала доктор медицины Михаэла Глёклер - руководитель медицинской секции Высшей школы свободной духовной науки в Дорнахе (Швейцария).
Одна из наиболее острых проблем, обсуждавшихся на конференции, - это состояние детской игры. Участники единодушно подчеркивали, что именно игра обеспечивает эмоциональный комфорт ребенку, его разностороннее развитие, чувство своей автономности и компетентности. Вместе с тем представители многих стран отмечали существенные изменения в детской игре: дети уже не играют на улице, во дворах, дома в семье они также предпочитают смотреть фильмы или играть в компьютерные игры. Преждевременно обучая маленьких детей академическим дисциплинам, погружая их в стихию СМИ, взрослые отнимают у детей время и право на игру, а значит и право на детство. Участники конференции единодушно утверждали, что сохранить детскую игру, обеспечить необходимые условия ее развития - важнейшая задача взрослых - психологов, врачей, педагогов и родителей.
В работе конференции значительное место занимала деятельность секций, среди которых были теоретико-методические и художественно-практические рабочие группы. Количество рабочих групп (а их было около 50) и разнообразие их тематики отражает широту обсуждаемых на конференции проблем. Каждый участник выбирал для себя одну теоретическую (утреннюю) и одну практическую (вечернюю) группу, в которых и работал в течение пяти дней. Темы утренних групп затрагивали самые разные аспекты различных периодов детства, а также особенности преподавания отдельных предметов в школе. Вот только некоторые названия из длинного списка утренних групп: сознательное родительство, воспитание в раннем детстве, понимание сказок, моральноэтическое воспитание в школе и дома, сексуальное воспитание в старших классах, художественный подход в преподавании языка, проективная геометрия и принципы человеческого организма и т. д.
Не менее разнообразным и обширным был набор художественно-практических групп. Работа по дереву, обработка меди, переплетное дело для старших классов,
искусство речи, терапевтические возможности рисования форм,эвритмия, работа с глиной - вот далеко не полный список вечерних рабочих групп.
В конференции принимали участие специалисты разных профессий, разных научных и педагогических школ. Однако наиболее ярко и убедительно звучал голос представителей вальдорфской педагогики, по инициативе которых и была организована данная конференция. Именно в этом направлении идеи защиты детства не только декларируются, но и находят свое конкретное, практическое воплощение. Опыт работы вальдорфских детских садов и школ демонстрирует возможности полноценного проживания детства в самых разных по своему культурному и экономическому статусу странах. В обсуждении теоретических и методических основ вальдорфской педагогики принимали участие ученые, главным образом психологи. Интересными оказались результаты эксперимента по внедрению в школьное обучение принципов и методов вальдорфской педагогики. Этот эксперимент был организован Ассоциацией вальдорфских инициатив на Украине и получил поддержку со стороны государственных органов. В рамках этого эксперимента регулярно отслеживается эффективность обучения, проводится сравнительное тестирование детей в экспериментальных и традиционных школах. Результаты этого тестирования убедительно показывают преимущества экспериментального обучения. В классах с использованием методов вальдорфской педагогики практически отсутствуют невротические и психологические проблемы, выше уровень физического и психического здоровья детей, лучше развиты воображение, фантазия, творческий потенциал учеников.
Результаты этого эксперимента, как и весь опыт вальдорфской педагогики, показывает, что воспитание, направленное на целостное гармоничное телесно-душевнодуховное развитие, обеспечивает как физическое, так и психическое здоровье ребенка.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Абдулаева Елена Александровна, методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: elena-abdulaeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1855
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 651
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0