Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 2. С. 61–72
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сократический диалог, житейское понятие, дидактический диалог, метафора, обучение, опыт, дошкольный возраст, дошкольная педагогика, зона ближайшего развития, научное понятие, образное мышление, личностно-ориентированный подход
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 61–72.
Фрагмент статьи
... Подлинное личностно-ориентированное образование заключается, на наш взгляд, в интерпретации любой учебной ситуации как диалога. Пользуясь термином М.М. Бахтина «встреча», можно сказать, что обучение – это «встреча» задаваемых социумом образцов мышления и субъективного (познавательного, эмоционального) опыта ребенка. В этих диалогических встречах должно происходить «своеобразное окультуривание» спонтанного опыта, «доращивание» спонтанных понятий до уровня научных, и наряду с этим амплификация, приращение, преобразование смысловых компонентов спонтанного опыта, что и составляет «вектор» индивидуального развития.
Мы исходим из характеристики спонтанных понятий (в терминологии Л.С. Выготского) как формы субъективной, психологической связи слов обыденного языка, находящихся в языковой компетенции детей, и представлений, образов разной степени сложности. Для презентации идеи о гетерогенности мышления Л.С. Выготский прибегнул к великолепной теоретической по содержанию и наглядно-образной по форме символической метафоре. Он писал о том, что различные генетические формы мышления сосуществуют, как в земной коре сосуществуют напластования самых различных геологических эпох. В свою очередь, Д.Б. Эльконин отмечал, что внутренняя структура языкового сознания подобна вселенной и имеет свои солнца, планеты, свои галактики и расстояния между отдельными значениями, свою сложную систему спутников, окружающую узел значений. ...
Литература
- Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники // Ежегодник 1984–1985. М.,1986.
- Берсенёва Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь, 1995.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.-Воронеж, 1997.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. М., 1996.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
- Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
- Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С. 170–186.
- Михальская А.К. Русский Сократ. М., 1996.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности // Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. М., 1995.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.–Воронеж, 1996.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Современная западная философия: Словарь // Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М., 1991.
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1996.
- Телегин М.В. Воспитательный диалог: Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
- Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2006.
- Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997.
- Шехтер М.С. Об образных компонентах речевого мышления: Сообщение 1 // Доклад АПН РСФСР. 1959. № 3.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы // Под ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.–Воронеж, 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2614
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1177
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1