Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 7–16
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Использование возможностей учебного коллектива для профилактики и коррекции девиантного поведения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: девиантное поведение, динамическая смысловая система, эмпатия, рефлексия, ученические коллективы, педагогически организованная деятельность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Глушкова О.В. Использование возможностей учебного коллектива для профилактики и коррекции девиантного поведения // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 7–16.
Фрагмент статьи
... В процессе совместной деятельности члены коллектива взаимодействуют друг с другом и, естественно, влияют друг на друга. Организация успешного сотрудничества предполагает, что каждый участник совместной деятельности ориентирует свое поведение на цель совместной деятельности и действия других партнеров, добиваясь согласованности при сохранении индивидуальности и инициативности каждого. При такой организации совместной деятельности каждый участник вносит свой вклад и несет ответственность за достижение общей цели и таким образом влияет на развитие других участников.
«Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования личности каждого ребенка» [8, с. 480], «главной отличительной особенностью детского коллектива является направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, построение их отношений. При этом детский коллектив составляет условие и инструмент осуществления воспитательной функции» [там же, с. 472].
Идея последовательного развертывания общественно полезной деятельности подростков (ОПД) содержит в себе один момент, который, по нашему мнению, редко обращает на себя внимание исследователей: высокий уровень организации ОПД доступен (и эффективен) только детскому коллективу высокого уровня сплоченности.
Именно коллектив является совокупным субъектом специально спроектированной совместной целенаправленной ОПД, но не отдельные подростки; и только через коллектив, повторим, осуществляются воспитательные мероприятия, имеющие позитивный конечный эффект. Под коллективом, вслед за А. В. Петровским, мы понимаем «группу, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [6, с. 47]. Исследуя уровни сплоченности членов малой социальной группы и характерные для разных уровней психологические феномены, он выделил следующие уровни развития группы:
1) нижний уровень. Сплоченность выражается в интенсивных коммуникациях. Совместимость проявляется в наличии взаимности социометрических выборов, в психофизиологической совместимости характеров и темпераментов, согласованностью сенсомоторных операций при выполнении действий и т. д. Сплоченность на этом уровне является необходимым условием для интеграции индивида в группе, где межличностные отношения в минимальной степени опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности. Необходимые и достаточные для характеристики «диффузной группы», они недостаточны и не столь уж принципиальны для характеристики коллектива;
2) средний уровень. Опосредованность межличностных отношений содержанием совместной деятельности, в которой существует разделение ответственности за выполнение этой деятельности, поднимает группу на более высокий уровень сплоченности. ...
Литература
- Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. № 1.
- Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.
- Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2006.
- Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. М., 1957.
- Мириманова М. С. Конфликтология. М., 2006.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1903
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 566
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0