Использование возможностей учебного коллектива для профилактики и коррекции девиантного поведения

566

Аннотация

Описываются типы ученических коллективов по доминирующему отношению учащихся к предлагаемой им совместной деятельности. Сама эта совместная деятельность педагогически организована. При этом можно указать на уровни ее организации (сформированности), что определяется следующими параметрами: степень влияния деятельности на межличностные отношения в группе, степень участия членов группы в целеполагании, управлении и прочее. Одновременно обсуждается проблема типологизации девиантного поведения и психологических предпосылок последнего, к которым автор относит динамическую смысловую систему личности, рефлексию и эмпатию. В статье сделана попытка соотнести между собой два ряда данных с целью подбора оптимальных психолого-педагогических условий предупреждения и преодоления девиантного поведения учащихся. К таким психолого-педагогическим условиям относится воспитывающий потенциал ученического коллектива, находящегося на определенном уровне организации совместной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: девиантное поведение, динамическая смысловая система, эмпатия, рефлексия, ученические коллективы, педагогически организованная деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Глушкова О.В. Использование возможностей учебного коллектива для профилактики и коррекции девиантного поведения // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 7–16.

Фрагмент статьи

... В процессе совместной деятельности члены коллектива взаимодействуют друг с другом и, естественно, влияют друг на друга. Организация успешного сотрудничества предполагает, что каждый участник совместной деятельности ориентирует свое поведение на цель совместной деятельности и действия других партнеров, добиваясь согласованности при сохранении индивидуальности и инициативности каждого. При такой организации совместной деятельности каждый участник вносит свой вклад и несет ответственность за достижение общей цели и таким образом влияет на развитие других участников.

«Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования личности каждого ребенка» [8, с. 480], «главной отличительной особенностью детского коллектива является направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, построение их отношений. При этом детский коллектив составляет условие и инструмент осуществления воспитательной функции» [там же, с. 472].

Идея последовательного развертывания общественно полезной деятельности подростков (ОПД) содержит в себе один момент, который, по нашему мнению, редко обращает на себя внимание исследователей: высокий уровень организации ОПД доступен (и эффективен) только детскому коллективу высокого уровня сплоченности.

Именно коллектив является совокупным субъектом специально спроектированной совместной целенаправленной ОПД, но не отдельные подростки; и только через коллектив, повторим, осуществляются воспитательные мероприятия, имеющие позитивный конечный эффект. Под коллективом, вслед за А. В. Петровским, мы понимаем «группу, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [6, с. 47]. Исследуя уровни сплоченности членов малой социальной группы и характерные для разных уровней психологические феномены, он выделил следующие уровни развития группы:

1) нижний уровень. Сплоченность выражается в интенсивных коммуникациях. Совместимость проявляется в наличии взаимности социометрических выборов, в психофизиологической совместимости характеров и темпераментов, согласованностью сенсомоторных операций при выполнении действий и т. д. Сплоченность на этом уровне является необходимым условием для интеграции индивида в группе, где межличностные отношения в минимальной степени опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности. Необходимые и достаточные для характеристики «диффузной группы», они недостаточны и не столь уж принципиальны для характеристики коллектива;

2) средний уровень. Опосредованность межличностных отношений содержанием совместной деятельности, в которой существует разделение ответственности за выполнение этой деятельности, поднимает группу на более высокий уровень сплоченности. ...

Литература

  1. Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. № 1.
  2. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.
  3. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2006.
  4. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. М., 1957.
  5. Мириманова М. С. Конфликтология. М., 2006.
  6. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  7. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
  8. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.

 

Информация об авторах

Глушкова О.В., аспирантка факультета cоциальной психологии, научный сотрудник лаборатории психологических проблем детей с девиантным поведением, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1903
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 566
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0