Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 26–36
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, социальная активность, студент, педагогическое училище, система ценностей
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шакирова Э.Ф. Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 26–36.
Фрагмент статьи
... Социальная активность личности в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество личности, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.
Современные исследования позволяют рассмотреть проблему формирования социальной активности личности через соотнесение ее с процессом социализации. Так, А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации через сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [7]. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности. С. И. Карпенко [4] акцентирует внимание на следующих фазах процесса социализации – адаптации и интериоризации. Представленные фазы социализации можно проследить и при формировании социальной активности личности:
- фаза адаптации наблюдается в процессе познания социальной действительности;
- фаза интериоризации прослеживается в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность;
- фаза обособления (автономизация) характеризует становление индивидуальности (потребность иметь собственные взгляды, привязанности, потребность в самореализации и др.).
При этом последняя фаза позволяет раскрыть оценочно-эмоциональное отношение к социальной действительности, а также увидеть проявление социальной активности в поведении личности.
Анализ научной литературы [1–3], [5] и др. позволил определить основные составляющие социальной активности студентов среднего профессионального образования. К ним мы отнесли:
- индивидуально-значимые ценности учащихся педагогического колледжа;
- гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности студента;
- оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам;
- отношение к общественно-значимой деятельности.
Объектом исследования выступила учащаяся молодежь системы среднего профессионального образования (педагогические колледжи) Москвы.
Предмет исследования – социальная активность современной студенческой молодежи.
Целью исследования стало сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов среднего профессионального образования в разных группах.
Гипотезой нашего исследования стало предположение, что основные составляющие социальной активности студентов-педагогов, обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования, представлены примерно одинаково. Это определило необходимость решения следующих задач: ...
Литература
- Ануфриев Е. А. Социальная активность личности. М., 1969.
- Бехтерев В. Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие. Красноярск, 1996.
- Иванова Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: Монография. М.: Социум, 2001.
- Карпенко С. И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной
активности школьников: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. - Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
- Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2003.
- Общественная активность молодежи / Сост. В. Г. Мордкович. М.: Молодая гвардия, 1970.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1743
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 851
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1