Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 66–73
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Становление предметных действий по образцу у младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: речь, действие, образец, смысл, ориентировочная деятельность, младший школьный возраст
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Соколова Т.Д. Становление предметных действий по образцу у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 66–73.
Фрагмент статьи
** В статье использованы материалы дипломной работы, защищенной на кафедре возрастной психологии факультета психологии образования, МГППУ, 2007. Научный руководитель – И. А. Корепанова.
... М. И. Лисина доказала, что только ощущаемое движение может стать произвольно управляемым [10]. Исследовательским коллективом А. В. Запорожца была подробно описана роль ориентировочно-исследовательской деятельности в решении класса экспериментальных задач, динамика ее протекания и характерные особенности зависимости от условий выполнения действия. А. В. Запорожец выделял ведущую роль образа в регуляции движений.
Человек «принужден овладевать, начиная с раннего детства, совершенно новыми для него, общественно сложившимися способами двигательного поведения, которые предстоят ему как образцы, как объекты, требующие специальной ориентации и усвоения» [7. С. 24].
Естественно, в условиях подлаживания собственного действия под культурно-заданный образец регулирующая роль образов неизмеримо возрастает. Благодаря наличию второй сигнальной системы, возникающие у человека образы приобретают обобщенный и осознанный характер. Движения, выполняемые на их основе, становятся сознательными и произвольными.
Проведенные в лаборатории А. В. Запорожца исследования [7] раскрывают некоторые особенности связи ориентировочно-исследовательской деятельности и свойств формируемых движений. Было показано, что «от степени интенсивности и характера ориентировочной деятельности существенным образом зависит процесс формирования и последующее функционирование двигательного навыка» [8.С. 10]. В процессе развития ребенка все большую роль в формировании и осуществлении двигательных навыков начинает играть речь. При посредстве слова у ребенка возникает мысленное ориентирование в ситуации, следовательно, возрастает эффективность выполнения предварительной речевой инструкции, даваемой без наглядного показа условий действия (см., например, исследования Р. Е. Левиной, Л. И. Божович). Ориентировка, не приводя непосредственно к образованию навыка, играет решающую роль в формировании образа, представления об условиях задачи и о тех действиях, которые должны быть в этих условиях выполнены.
А. В. Запорожец описал роль ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании и осуществлении двигательных актов, выделил зависимость внутренней структуры и уровня выполнения движения от характера ориентировки, описал роль речи при построении ориентировки [9]. Мы использовали положения А. В. Запорожца о роли речи для осознания ребенком совершаемого действия на этапе планирования исследовательской части при составлении описания ключевых точек завязывания узла. Речь экспериментатора предъявлялась испытуемому в качестве средства организации действия. Таким образом, мы побуждали участников исследования, в особенности младших школьников, использовать речь в качестве культурного средства планирования, организации и контроля собственной деятельности.
Принцип активности и сенсорных коррекций проявляется на уровне структуры действия. Микроструктура исполнительного действия рассматривается в работах Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко, где показано, что исполнительное действие обладает двумя видами чувствительности: к ситуации и к собственному исполнению. Планирование и структурирование ориентировочной деятельности (учет внешних условий) при формировании умственных действий и понятий детально рассматривается в теории П. Я. Гальперина. ...
Литература
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
- Бернштейн Н. А. Очерки о физиологи движений и активности М.: Наука, 1999.
- Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка // Культурно-историческая психология. 2006. № 1–3.
- Выготский Л. С. Орудие и знак. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: КДУ, 2006.
- Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 2: Развитие произвольных движений.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений: Автореф. дис. … докт. пед. наук (по психологии). М.: ИП АПН РСФСР, 1958.
- Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Левина Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей речи ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 79–89.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Неверович Я. З. Развитие предметных движений у ребенка дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М-Л.: Издательство Академии психологических наук РСФСР, 1948. С. 113–121.
- Сергеев Т. В. Туризм как средство реализации через социально-актуальную деятельность подростковой потребности в самоопределении. Образовательная программа. М.: ДТДиМ на Миуссах, 2004.
- Тишин С. Б. Программа детско-юношеского клуба «Ювента» по туризму. М.: Перспектива, 2000.
- Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1720
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 716
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0