Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 110–119
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студент, мотивация, профессиональное самоопределение, обучение, идентификация, профессиональное сознание, психология выбора профессий
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 110–119.
Полный текст
Все возрастающий со стороны общества интерес к профессии «психолог», массовость обучения, увеличение и расширение сфер ее применения делают необходимым повышение требовательности со стороны психологических вузов к содержанию, формам и видам психологического образования, тщательному отбору и подбору будущих специалистов.
Проблема построения практико-ориентированного высшего психологического образования остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку в настоящее время в процессе обучения психологов в государственных вузах до сих пор зачастую преобладает академический подход, который оставляет студентов, по сути, не подготовленными к практической работе [12].
Одной из важнейших задач обучения в вузе является становление профессионала, которое состоит из формирования его профессиональной ментальности, самосознания и т. п. Большое значение в процессе становления имеет мотивация обучения в вузе, профессиональная мотивация, как они меняются в процессе обучения.
Современные отечественные психологи исследовали различные аспекты профессиональной деятельности и развития личности профессионала: становление профессионального самосознания у студентов различных вузов в процессе обучения [2; 6; 16]; развитие профессиональной мотивации [1; 3; 15]. В ряде работ рассматривались особенности личностного и профессионального становления студентов- психологов [4; 7; 9; 11]. Есть исследования, посвященные изучению профессиональных качеств, обеспечивающих эффективность работы психолога-практика [2; 8; 10].
Однако, несмотря на результативность проведенных исследований, проблемы личностного развития и профессионального становления студентов-психологов изучены недостаточно. Нет исследований, которые изучали бы специфику мотивации выбора профессии и обучения у студентов- психологов, обучающихся по разным психологическим специальностям. Важно обратить внимание, что все работы, посвященные исследованию личностного и профессионального становления студентов- психологов, являются срезовыми, лонгитюдных исследований нет.
Нами было проведено лонгитюдное исследование мотивации выбора профессии, мотивации обучения и ценностей у студентов-психологов (3-5 курсов), обучающихся по разным психологическим специальностям. В данной статье представлены результаты исследования профессиональной мотивации и мотивации обучения у студентов-психологов третьего курса. В дальнейшем мы планируем опубликовать результаты сравнения динамики профессиональной мотивации и ценностей у студентов, обучающихся по разным психологическим специальностям.
Описание исследования
Целью данного экспериментального исследования было изучение мотивации обучения и выбора профессии у студентов- психологов, обучающихся по разным психологическим специальностям.
Мы предположили, что у студентов, обучающихся по разным психологическим специальностям, мотивация обучения и выбора профессии изначально различны и соответствуют специфике выбранного ими факультета.
Исследование проходило на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), который готовит психологов-практиков разных специальностей. В нем приняли участие студенты следующих факультетов:
• «Психологическое консультирование» - (ПК, выпускники факультета работают психологами-консультантами в сфере образования и психологической помощи; клиническими психологами);
• «Социальная психология» (СО, выпускники факультета работают консультантами по проблемам организационного развития, бизнеса, менеджмента и рекламы; менеджерами персонала; практическими психологами в системе социально-психологических служб);
• «Психология образования» (ПО, выпускники этого факультета работают педагогами-психологами в сфере образования).
Всего в исследовании приняли участие 90 человек (по 30 с каждого факультета).
В работе использовались следующие методы и методики.
1. Методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной [5]. Данные, полученные с помощью этой методики, распределяются по трем шкалам: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность, обучение ради самого процесса учения); «овладение профессией» (желание овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (ориентация на получение высшего образования просто как условия дальнейшего продвижения в жизни и т. п., обучение при формальном усвоении знаний).
2. Анкета для выявления мотивов выбора студентами профессии «психолог», направленная на выяснение их планов на будущее, профессиональных устремлений, мотивов обучения на факультете, представлений о профессионально важных качествах; состоит из 11 вопросов [14]. В данной статье будут анализироваться ответы на вопросы данной анкеты:
• Почему Вы выбрали эту профессию?
• Чем привлекательно для Вас обучение на факультете?
На первый вопрос студенты отвечали в свободной форме. Для ответа на второй вопрос им предлагалось семь вариантов ответов, которые нужно было проранжиро- вать по степени значимости, в результате ранжирования вариант ответа, занявший первое место, получал 7 баллов, второе - шесть и т. д.
3. Опросник Шварца [13], который включает в себя 58 ценностей: любовь, власть, дружба, честность, карьера, интеллект, успех, вера в бога и т. п., каждую из которых необходимо оценить по степени важности для себя от -1 до 7. Как исследователей нас интересовало соотношение личных, лично-профессиональных и профессиональных ценностей. Для этого были введены три инструкции:
• первая - для выявления личных ценностей («Оцените, насколько важна каждая из предложенных ценностей для Вас лично как для человека»);
• вторая - лично-профессиональных ценностей («Оцените, насколько важна каждая из предложенных ценностей для Вас как для психолога на данный момент»);
• третья - профессиональных ценностей («Оцените, насколько важна для Вас каждая из предложенных ценностей исходя из своего представления об идеальном психологе»).
С помощью третьей инструкции, выявляющей профессиональные ценности, нами был получен эталон психолога. В данной статье мы не приводим данные по ценностям, но используем их для описания и введения Индекса движения Ид (описание см. ниже).
Таким образом, по методике «Мотивация обучения в вузе» были получены общие мотивы учения, по результатам ответов на вопросы анкеты - мотивы обучения по факультетам и мотивация выбора профессии.
В математической обработке данных был использован статистический пакет SPSS 13.0. Полученные результаты были проанализированы с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена и факторного анализа. Был проведен подсчет статистически значимых расхождений по критерию U Манна-Уитни между мотивами обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся по разным психологическим специальностям.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления мотивов выбора профессии у студентов факультетов ПК, СО и ПО был проведен качественный анализ ответов на вопрос анкеты: «Почему Вы выбрали эту профессию?». Затем ответы были объединены в девять групп мотивов и подсчитано количество выборов для каждого факультета. Результаты представлены в табл. 1.
Из таблицы видно, что ведущими мотивами выбора профессии студентами факультета ПК являются: желание помочь людям, интерес к профессии психолога, стремление понять себя.
Для студентов факультета СО - это интерес к профессии психолога, к психологии как науке и интерес к людям.
Ведущие мотивы выбора профессии у студентов факультета ПО: желание помогать людям, интерес к профессии психолога, стремление понять себя и интерес к людям.
Таким образом, у студентов факультетов ПК и ПО при выборе профессии преобладает альтруистическая мотивация, у студентов факультета СО - познавательная.
Всего три человека из 90 выбрали профессию психолога, чтобы решить свои личные проблемы, и пять человек, чтобы реализоваться в профессии.
Полученные нами результаты подтверждаются данными исследования, проведенного на студентах-психологах МГППУ В. С. Собкиным и О. В. Ткаченко. Они показали, что доминирующий мотив выбора профессии студентами МГППУ - это «интерес к профессии»; мотив «помощь людям» менее всего выражен у студентов факультета СО.
Таблица 1
Мотивы выбора профессии «психолог» студентами разных психологических факультетов
Факультеты |
|||||
Психологическое консультирование |
Социальная психология |
Психология образования |
|||
мотивы |
среднее значение |
мотивы |
среднее значение |
мотивы |
среднее значение |
Помощь людям |
13 |
Интерес к профессии |
10 |
Помощь людям |
13 |
Интерес к профессии |
11 |
Интерес к психологии |
7 |
Интерес к людям |
7 |
Самопонимание |
7 |
Интерес к людям |
6 |
Самопонимание |
6 |
Интерес к людям |
6 |
Пригодится в жизни |
5 |
Интерес к профессии |
6 |
Интерес к психологии |
4 |
Она мне подходит |
3 |
Она мне подходит |
5 |
Разрешение своих психологических проблем |
3 |
Помощь людям |
3 |
Интерес к психологии |
4 |
Самореализация |
3 |
Самопонимание |
1 |
Пригодится в жизни |
3 |
Она мне подходит |
1 |
Самореализация |
1 |
Самореализация |
1 |
Пригодится в жизни |
1 |
Решение своих психологических проблем |
0 |
Решение своих психологических проблем |
0 |
Для выявления мотивов обучения на факультете у студентов факультетов ПК, СО и ПО был проведен количественный анализ ответов, полученных на вопрос анкеты: «Чем привлекательно для Вас обучение на факультете?» Результаты этого анализа представлены в табл. 2.
Из данных, представленных в табл. 2, видно, что ведущими мотивами обучения на факультете студентами факультета ПК являются: возможность стать квалифицированным специалистом, учиться и узнавать новое, решить свои психологические проблемы.
Для студентов факультетов СО и ПО - учиться и узнавать новое, возможность получить высшее образование, стать квалифицированным специалистом.
На третьем месте у студентов факультета ПК мотив «разобраться со своими психологическими проблемами», который у студентов факультетов ПО и СО стоит на одном из последних мест.
Для выявления различий между студентами факультетов ПК, СО и ПО данные, полученные по методике «Мотивация обучения в вузе» и ответам на вопросы из анкеты, были проанализированы с помощью критерия Манна-Уитни.
Получены следующие статистически значимые различия: студенты факультетов ПО и ПК чаще, чем студенты факультета СО, выбирают профессию, руководствуясь мотивом помощи людям (ПО: а = 0,048, р < 0,05; ПК: а = 0,004, р < 0,01) и самопонимания (ПО: а = 0,046, р < 0,05; ПК: а= 0,024, р < 0,01).
Студенты ПО значимо больше, чем студенты факультетов ПК (а = 0,016, р < 0,05) и СО (а = 0,048, р < 0,05), ориентированы на получение престижной профессии по окончании обучения; студенты факультета
Таблица 2
Мотивы обучения в вузе студентов разных психологических факультетов
Факультеты |
|||||
Психологическое консультирование |
Социальная психология |
Психология образования |
|||
мотивы |
среднее значение |
мотивы |
среднее значение |
мотивы |
среднее значение |
Возможность стать квалифицированным специалистом |
5,53 |
Учиться, познавать новое |
5,83 |
Учиться, познавать новое |
5,30 |
Учиться, познавать новое |
5,50 |
Возможность получить высшее образование |
4,93 |
Возможность получить высшее образование |
5,10 |
Возможность решить свои психологические проблемы |
4,20 |
Возможность стать квалифицированным специалистом |
4,67 |
Возможность стать квалифицированным специалистом |
4,97 |
Возможность получить высшее образование |
4,07 |
Общение с новыми и интересными людьми |
3,97 |
Общение с новыми и интересными людьми |
4,13 |
Общение с новыми и интересными людьми |
4,03 |
Возможность решить свои психологические проблемы |
3,23 |
Возможность получить высшее образование |
3,03 |
Зарабатывать деньги |
2,67 |
Зарабатывать деньги |
3,17 |
Зарабатывать деньги |
2,90 |
Возможность получить престижную профессию |
2,00 |
Возможность получить престижную профессию |
2,20 |
Возможность решить свои психологические проблемы |
2,57 |
ПО больше, чем студенты факультета ПК (а = 0,032, р < 0,05), ориентированы на обучение как возможность получить высшее образование. Студенты факультета ПК в большей степени, чем студенты факультета СО (а = 0,033, р < 0,05), видят в обучении на факультете возможность стать квалифицированным специалистом. По сравнению со студентами ПО (а = 0,002, р < 0,01), студенты факультета ПК в большей степени ориентированы на обучение на факультете с целью решения своих психологических проблем.
Для выявления мотивации обучения в вузе у студентов факультетов ПК, СО и ПО были подсчитаны средние значения по шкалам методики «Мотивация обучения в вузе». Основные мотивы обучения в вузе у студентов факультетов ПК, СО и ПО - это приобретение знаний и овладение профессией. Студенты факультета ПК в меньше степени, чем другие, учатся в вузе ради получения диплома. Существенных различий в мотивации обучения в вузе между студентами факультетов ПК, СО и ПО получено не было.
Чтобы исследовать, связана ли мотивация выбора профессии с мотивацией обучения в вузе и на факультете, был проведен корреляционный анализ. Рассмотрим данные корреляционного анализа по факультетам.
У студентов факультета ПК мотив обучения на факультете «возможность стать квалифицированным специалистом» положительно коррелирует с мотивом обучения в вузе «овладение профессией» (г = 0,47, p < 0,05) и отрицательно коррелирует с такими мотивами обучения на факультете, как «интересно учиться, познавать новое» (г= -0,57, p < ,01) и «решение своих психологических проблем» (г = -0,43, p < 0,05). Мотив выбора профессии «интерес к профессии» отрицательно коррелирует с мотивом выбора профессии «помощь людям» (г = -0,53, p < 0,01), интерес к людям (г = -0,38, p < 0,05). Мотив выбора профессии «решение своих психологических проблем» положительно коррелирует с мотивом выбора профессии «помощь людям» (г = 0,47, p < 0,05).
Чтобы выяснить содержание корреляционной связи мотивов выбора профессии «помощь людям» и «интерес к профессии» у студентов факультета ПК, мы обратились к качественному анализу их ответов и пришли к выводу, что можно на их основании выделить три группы студентов, различающихся в мотивах выбора профессии:
• первая - с альтруистической мотивацией (мотив выбора профессии «помощь людям», всего 13 человек);
• вторая - с познавательной мотивацией (мотив выбора профессии «интерес к профессии», «интерес к психологии», всего 13 человек);
• третья - представлена выборами других мотивов (4 человека). Это малочисленная группа, которую мы здесь рассматривать не будем.
Для выявления различий между альтруистической и познавательной группами по трем группам мотивов мы использовали критерий Манна-Уитни. Были получены следующие статистически значимые расхождения: студенты с альтруистической мотивацией по сравнению со студентами с познавательной мотивацией в большей степени хотели бы решить свои психологические проблемы в процессе обучения (а = 0,043, р < 0,05). Взаимосвязь эти двух мотивов: «помощь себе» (решение своих психологических проблем) и «помощь другим» получена также в диссертационном исследовании Д. Ю. Грищенко [3]. Студентам с познавательной мотивацией в большей степени, чем студентам с альтруистической, присущ мотив обучения на факультете «учиться, познавать новое» (а = 0,043, р < 0,05).
Рассмотрим корреляции, полученные у студентов факультета СО и ПО.
У студентов факультета СО мотив обучения на факультете «общение с новыми и интересными людьми» положительно коррелирует с мотивом обучения в вузе «овладение профессией» (г = 0,51, p < 0,01); мотив обучения на факультете «решение своих психологических проблем» отрицательно коррелирует с мотивами «возможность стать квалифицированным специалистом» (г = -0,41, p < 0,05), и «возможность получить престижную профессию»(г = -0,53, p < 0,01). Стоит отметить, что мотив «решение своих психологических проблем» у студентов факультета СО занимает последнее место в ряду других мотивов.
У студентов факультета ПО мотив обучения в вузе «овладение профессией» положительно коррелирует с мотивом обучения на факультете «возможность стать квалифицированным специалистом» (г = 0,42, p < 0,05) и отрицательно коррелирует с мотивом обучения на факультете «возможность получить высшее образование» (г = -0,43, p < 0,05). Мотив обучения в вузе «получение диплома» положительно коррелирует с мотивом обучения на факультете «возможность получить престижную профессию» (г = 0,38, p < 0,05). У студентов факультета ПО мотив обучения в вузе «овладение профессией» положительно корреляционно связан с мотивом обучения на факультете «стать квалифицированным специалистом».
Данные факторного анализа подтверждают и дополняют результаты, полученные с помощью корреляционного анализа. Рассмотрим факторы, описывающие максимальное число дисперсии.
В фактор, полученный у студентов факультета ПК, входят мотив выбора профессии «помощь людям» (факторная нагрузка -0,698), мотив обучения на факультете «решение своих психологических проблем» (-0,685), мотивы выбора профессии «интерес к психологии» (0,573) и «интерес к профессии» (0,593), мотив обучения на факультете «возможность получить высшее образование» (0,668). Содержание данного фактора подтверждает наличие у студентов факультета ПК (взаимоисключающее) выделенных нами ранее альтруистической и познавательной мотивации выбора профессии психолога.
Фактор, полученный у студентов факультета Со, включает в себя мотив обучения в вузе «овладение профессией» (0,560), такие мотивы обучения на факультете, как «интересно учиться, познавать новое» (0,627), «возможность получить высшее образование» (-0,767) и «пригодится в жизни» (0,641). Данный фактор подтверждает, что познавательная мотивация (17 человек на факультете СО) является преобладающей в процессе обучения и освоения профессии у студентов факультета СО.
В фактор, полученный у студентов факультета ПО, входят мотив обучения в вузе «овладение профессией» (0,808), мотив выбора профессии «помощь людям» (0,606), мотив обучения на факультете «возможность стать квалифицированным специалистом» (0,855) и мотив обучения на факультете «возможность получить высшее образование» (-0,507). Содержание этого фактора говорит о том, что для овладения профессией, становления в ней для студентов факультета ПО ключевым и значимым является наличие альтруистической мотивации выбора профессии (13 человек на факультете ПО).
Результаты факторного и корреляционного анализа подтверждают существование познавательной и альтруистической профессиональной мотивации, их разную пропорциональную представленность в зависимости от специфики факультета.
Индекс движения
Теперь обратимся к анализу материалов, полученных по методике Шварца. В эту методику нами было введено три инструкции для получения личных (я как человек), лично-профессиональных (я как психолог) и профессиональных ценностей 116
(образ идеального психолога). Нас интересовало, насколько они близки друг с другом, есть ли разрыв между личными и лично-профессиональными ценностями или они тесно связаны друг с другом и как эта связанность зависит от мотивации обучения. Для выяснения этого нами был введен дополнительный математический коэффициент - Индекс движения Ид. Было получено три Ид:
а) между личными и лично-профессиональными ценностями;
б) между лично-профессиональными и профессиональными ценностями;
в) между личными и профессиональными.
Теперь обратимся к анализу связанности групп ценностей (личных, лично-профессиональных, профессиональных), который позволил нам выделить пять групп отождествления студентов-психологов себя с профессией:
• «Я-автономное» (сильная дифференциация между всеми тремя группами ценностей);
• «Высокий уровень профессиональных притязаний» (высокая степень близости лично-профессиональных и профессиональных (идеальный образ психолога) ценностей);
• «Адекватная идентификация себя с профессией» (высокая степень близости личных и лично-профессиональных ценностей);
• «Неадекватная идентификация себя с профессией» (высокая степень близости личных и профессиональных (идеальный образ психолога) ценностей);
• «Слабо дифференцирующие себя в профессии» (высокая степень близости и слабая дифференциация между всеми тремя группами ценностей).
Как исследователей нас интересовало, связаны ли степень идентификации себя с профессией и мотивация выбора профессии и обучения, если да, то как? Для этого был проведен факторный анализ между Ид, шкалами методики «Мотивация обучения в вузе» и мотивами выбора профессии, обучения на факультете.
Проанализировав полученные факторы, мы сделали следующие выводы:
•у студентов с высоким уровнем профессиональных притязаний преобладает познавательная мотивация, желание учиться, узнавать новое, приобретать знания;
• адекватная идентификация себя с профессией связана с мотивацией студента «стать квалифицированным специалистом», «овладеть профессией»;
• у студентов «неадекватно идентифицирующих себя с профессией», преобладает мотивация обучения прагматического характера (получение престижной профессии и высокооплачиваемой работы в будущем).
Выводы
Основным мотивом выбора профессии «психолог» у студентов факультетов ПК и ПО является мотив «помощь людям», у студентов факультета СО - «интерес к профессии». Основной мотив обучения на факультете у студентов факультетов ПК, СО и ПО - «учиться, познавать новое». Мотивы обучения в вузе - «овладение профессией» и «приобретение знаний», занимают, соответственно, первое и второе места у студентов факультетов ПК, СО и ПО.
Студенты факультета ПК выбрали профессию «психолог» исходя из мотивов «помощь людям» и «интерес к профессии». Обучение на факультете для них - это, прежде всего, «возможность стать квалифицированным специалистом» и «учиться, познавать новое». Студенты факультета СО выбрали профессию «психолог», руководствуясь интересом к профессии и психологии (познавательный мотив). Мотивация обучения на факультете для них - это, прежде всего, «возможность получить высшее образование» и «учиться, познавать новое». Основные мотивы выбора профессии у студентов факультета ПО - «помощь людям» (альтруистический мотив) и «интерес к людям, самопонимание, интерес к профессии». Обучение на факультете для них - это, прежде всего, «возможность получить высшее образование» и «учиться, познавать новое».
«Решение своих психологических проблем» как мотив обучения на факультете у студентов факультета ПК связан с мотивом выбора профессии «помощь людям». У студентов факультетов СО и ПО мотив «решения своих психологических проблем» практически не представлен.
Мотивация обучения в вузе «овладение профессией» связана с различными мотивами выбора профессии и обучения на факультете: у студентов факультета ПК - с желанием стать квалифицированным специалистом, на ПО - с желанием помогать людям и стать квалифицированным специалистом, у студентов факультета СО - с желанием общаться с новыми и интересными людьми, учиться, узнавать новое.
Проведенный качественный и количественный анализ показал, что у студентов факультетов ПК, СО и ПО есть определенные различия в содержании мотивов выбора профессии «психолог». Так, у студентов факультета ПК преобладают альтруистические и познавательные мотивы, представленные в разной степени, у студентов факультета ПО - альтруистические, у студентов факультета СО - познавательные. По-видимому, это связано с ориентацией студентов факультетов ПК, СО и ПО на разные психологические специальности.
Студенты с преобладающей альтруистической мотивацией выбора профессии обучаются на факультете, чтобы стать в будущем квалифицированными специалистами, решить свои психологические проблемы. Те, у кого преобладает познавательная мотивация выбора профессии, обучаются на факультете, чтобы в будущем стать квалифицированными специалистами, получить высшее образование, познать новое.
Данные по всей выборке испытуемых свидетельствуют, что на всех факультетах мотив «помощь людям» и «интерес к профессии» являются взаимоисключающими.
На основе степени близости групп ценностей нами были выделены пять групп по степени идентификации себя с профессией. Получена связанность степени идентификации студентов-психологов себя с профессией с мотивацией обучения и выбора профессии.
У студентов с высоким уровнем профессиональных притязаний преобладает познавательная мотивация, желание учиться, узнавать новое, приобретать знания. Адекватная идентификация себя с профессией связана с мотивацией студента «стать квалифицированным специалистом», «овладеть профессией».
Литература
- Агарков Ю. А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2005.
- Богданова О. В. Самосознание как фактор профессионального самоопределения практического психолога: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
- Грищенко Д. Ю. Мотивация выбора профессии психолога: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2003.
- Донцов Л. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии. 1992. № 2.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы СПб.: «Питер», 2000.
- Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002
- Казанцева Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления
студентов психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000 - Молоканов М. В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических
психологов (инструкторов УТТ): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. - Нугис Л. И. Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
- Оборина Д. В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
- Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения. Дис. ... канд. психол. наук. М.,1998.
- Рубцов В. В., Марголис А. А. Стратегия развития высшего психологического образования // Психол. наука и образование. 1998. № 2.
- Тихомандрицкая О. А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического
изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (методические аспекты) // Мир психологии. 1999. № 3. - Ткачева Н. Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.
- Чеботарев С. С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития
практического психолога в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Курск,
2002. - Шарапов А. О. Развитие профессионального самосознания практического психолога
образования в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4414
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 2159
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6