Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 110–119
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студент, мотивация, профессиональное самоопределение, обучение, идентификация, профессиональное сознание, психология выбора профессий
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 110–119.
Фрагмент статьи
... Однако, несмотря на результативность проведенных исследований, проблемы личностного развития и профессионального становления студентов-психологов изучены недостаточно. Нет исследований, которые изучали бы специфику мотивации выбора профессии и обучения у студентовпсихологов, обучающихся по разным психологическим специальностям. Важно обратить внимание, что все работы, посвященные исследованию личностного и профессионального становления студентов психологов, являются срезовыми, лонгитюдных исследований нет.
Нами было проведено лонгитюдное исследование мотивации выбора профессии, мотивации обучения и ценностей у студентов-психологов (3–5 курсов), обучающихся по разным психологическим специальностям. В данной статье представлены результаты исследования профессиональной мотивации и мотивации обучения у студентов-психологов третьего курса. В дальнейшем мы планируем опубликовать результаты сравнения динамики профессиональной мотивации и ценностей у студентов, обучающихся по разным психологическим специальностям.
Описание исследования Целью данного экспериментального исследования было изучение мотивации обучения и выбора профессии у студентовпсихологов, обучающихся по разным психологическим специальностям.
Мы предположили, что у студентов, обучающихся по разным психологическим специальностям, мотивация обучения и выбора профессии изначально различны и соответствуют специфике выбранного ими факультета.
Исследование проходило на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), который готовит психологов-практиков разных специальностей. В нем приняли участие студенты следующих факультетов:
- «Психологическое консультирование» – (ПК, выпускники факультета работают психологами-консультантами в сфере образования и психологической помощи; клиническими психологами);
- «Социальная психология» (СО, выпускники факультета работают консультантами по проблемам организационного развития, бизнеса, менеджмента и рекламы; менеджерами персонала; практическими психологами в системе социально-психологических служб);
- «Психология образования» (ПО, выпускники этого факультета работают педагогами-психологами в сфере образования).
Всего в исследовании приняли участие 90 человек (по 30 с каждого
факультета).
В работе использовались следующие методы и методики. ...
Литература
- Агарков Ю. А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2005.
- Богданова О. В. Самосознание как фактор профессионального самоопределения практического психолога: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
- Грищенко Д. Ю. Мотивация выбора профессии психолога: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2003.
- Донцов Л. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии. 1992. № 2.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы СПб.: «Питер», 2000.
- Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002
- Казанцева Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления
студентов психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000 - Молоканов М. В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических
психологов (инструкторов УТТ): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. - Нугис Л. И. Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
- Оборина Д. В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
- Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения. Дис. ... канд. психол. наук. М.,1998.
- Рубцов В. В., Марголис А. А. Стратегия развития высшего психологического образования // Психол. наука и образование. 1998. № 2.
- Тихомандрицкая О. А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического
изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (методические аспекты) // Мир психологии. 1999. № 3. - Ткачева Н. Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.
- Чеботарев С. С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития
практического психолога в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Курск,
2002. - Шарапов А. О. Развитие профессионального самосознания практического психолога
образования в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2000.