Психологические средства социокультурного развития дошкольников в детском доме

1330

Аннотация

Статья посвящена проблеме социокультурного развития детей в условиях ограниченных социальных влияний. Пути и формы овладения социальным, культурным опытом в дошкольном детстве, закономерности социального развития ребенка анализируются, исходя из методологических принципов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода. Выдвигается положение, что основу социализации или, по образному выражению Л. С. Выготского, врастания в человеческую культуру определяет овладение многообразными знаковыми системами: вербальной, графической, системой математических символов, нотной грамотой и другими. Выделены принципиальные характеристики процесса социализации детей дошкольного возраста. Приведены результаты экспериментального изучения особенностей социального развития дошкольников в детском доме: дети испытывают существенные трудности проникновения в смысл человеческих отношений в связи с тем, что возможности овладения психологическими средствами познания социальной действительности у них ограничены.

Общая информация

Ключевые слова: депривация, социальная адаптация, социальное развитие, знаково-символическая деятельность, психологическое сопровождение, представление

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Егорова М.А. Психологические средства социокультурного развития дошкольников в детском доме // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 54–63.

Фрагмент статьи

... Именно в специализации знака заключается смысл вхождения ребенка в мир человеческой культуры и обретения социального опыта. Формирование психологических механизмов символико-моделирующих видов деятельности – это магистральный путь социального развития дошкольников-сирот.

В соответствии с выявленным своеобразием социальной ситуации развития дошкольников в детском доме, а также особенностями их социального развития нами была разработана и апробирована модель психологического сопровождения детей-сирот. При этом учитывалось, что дошкольное детство является таким периодом в жизни человека, когда наиболее выражена его биосоциальная природа, в этот период ребенок находится в фокусе равнодействующих влияний со стороны природы и социума. Социоэкологический и культурно-исторический подходы к формированию знаний и представлений рассматриваются в современной психологии и педагогике как перспективные для личностного становления ребенка. Исходя из этого психологическая работа предусматривает формирование у дошкольников представления о себе как о субъекте социального, культурно-исторического и социального процессов.

Особо выделяется задача развития социальной направленности мотивации детей, привития интереса к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей и культурно-исторического опыта, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.

При этом следует учитывать, что усвоение социальных ценностей и норм, в отличие от овладения предметным миром, захватывает более глубокие сферы личности и связано с кардинальной перестройкой отношений ребенка к окружающим и к себе. Поэтому работа по социальному развитию детей-сирот не может ограничиваться мероприятиями по трансляции знаний, умений и навыков от взрослого к ребенку. Стоит задача перехода к более глубокой духовной связи педагогов и воспитанников: безличностному поверхностному воспитанию противопоставить педагогику сотрудничества (Ю. Б. Гиппенрейтер, Э. Пиклер). Формирование у педагогов личностной позиции, исходящей из интересов ребенка и перспектив его будущего развития, становится приоритетным направлением психологического сопровождения развития детей-сирот.

Ядром психологической работы является формирование психологических средств, опосредствующих переход непосредственных образов-впечатлений в осознаваемые социальные представления. В первую очередь к ним относятся различные виды замещения, произвольность восприятия и памяти, эмпатические чувства, вербальное и невербальное общение, кооперативные действия. ...

Литература

  1. Айзенберг Б. И., Кондрашин В. И., Кузнецов Н. В. Некоторые социальные и медико-педагогические проблемы развития детей-сирот раннего возраста // Дефектология. 1990. № 1.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
  3. Веракса А. Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. № 6.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
  5. Гаврилушкина О.П. Использование знако-во-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект // Культурно-историческая психология. 2006. № 1.
  6. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
  7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной,
    А. Г. Рузской. М., 1990.
  8. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб., 2008.

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru