Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года

1330

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики содержания школьных страхов у первоклассников. Целью работы было изучить изменения в распределении содержания школьных страхов первоклассников в течение учебного года. В исследовании принимали участие: 81 первоклассник, 12 учителей одной из московских школ и 97 взрослых представителей ребенка. В качестве методик исследования были использованы авторские анкеты для всех участников образовательного процесса, схема наблюдения школьного психолога. План исследования разработан в соответствии с динамикой становления образовательного процесса в первом классе. Выявлены следующие изменения в распределении содержания школьных страхов первоклассников: в начале обучения преобладают страхи адаптации; в середине года типичными могут быть страхи отношений с одноклассниками, другими детьми; введение системы оценивания (только положительные оценки) приводит к увеличению страха получить плохую отметку

Общая информация

Ключевые слова: страх, тревожность, школьные страхи

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Гузанова Т.В. Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 5–13.

Фрагмент статьи

Понятие «школьный страх» в российской психолого-педагогической литературе

Одной из проблем, с которыми сталкивается психолог в школе, является проблема школьных страхов. Особенно остро эта проблема стоит в начальных классах, где происходит становление учебной деятельности учащихся. Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека (А. И. Захаров).

В своем исследовании мы определяем школьные страхи в широком смысле, т. е. как страхи, связанные со школой, что позволяет нам рассматривать содержание школьного страха как часть образовательного процесса школы.

В отечественной психолого-педагогической литературе школьные страхи первоначально рассматривались с точки зрения возрастных изменений в психическом развитии ребенка, без учета присущей им специфики. Так, по мнению ряда авторов (Н. И. Гуткиной, О. В. Хухлаевой и др.), ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней [4]. А. И. Захаров считает, что предпосылки возникновения страхов в школьном возрасте кроются, во-первых, в проблемах развития ребенка до школы, а во-вторых, в тех социально-психологических изменениях, которые происходят с ребенком на момент поступления в школу. «Ведущий страх в данном возрасте –это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [2].

В последнее десятилетие стали появляться более детальные исследования, посвященные анализу именно школьных страхов, представленные такими авторами, как Ю. В. Климакова, В. А. Петченко и др. Эти исследования описывают, как правило, какой-либо один аспект школьного страха, без учета основного фактора возникновения, развития и преодоления школьных страхов – учебной деятельности младшего школьника. Острые проявления школьных страхов традиционно попадают в сферу интересов клинической психологии и психиатрии. Психиатры выделяют школьные фобии, связь которых с образовательной ситуацией рассматривается только в том случае, если данная фобия относится к дидактогенным расстройствам.

Один из отечественных исследователей страхов – Ю. В. Щербатых при описании содержания основных страхов не выделяет этап обучения ребенка в школе и затрагивает только один страх, связанный со школой: страх перед экзаменом, однако и его рассматривает в широком социальном контексте.

Н. П. Слободяник видит причину возникновения страха в некорректном поведении участников образовательного процесса, наложенном на сложности психического развития ребенка. Близким к этой позиции является исследование Ю. В. Климаковой, посвященное анализу страха ошибки у детей начальных классов. При этом анализ страха ошибки основывается в большей мере на представлении о страхе в клинической психологии: рассматриваются взаимоотношения ученика и учителя, выделяется ведущая роль эмоционального развития ребенка [3].

Часто в литературе, посвященной страхам в школьном возрасте, вообще не встречается понятие «школьный страх». Так, в работе Т. А. Арефьевой и Н. И. Галкиной, описывающей подходы к преодолению страхов у детей, в перечне факторов, вызывающих страхи, школа и система школьного образования не упоминаются [1].

В целом можно сделать вывод, что в отечественной теории педагогической психологии пока не существует серьезного обобщения проблемы школьных страхов.

В исследованиях, посвященных школьным страхам, школа обычно выступает в качестве фактора возникновения школьного страха и в очень редких случаях – как фактор преодоления данной проблемы.

Авторская методика исследования школьных страхов первоклассников

Цель нашего исследования: изучить изменения в распределении содержания школьных страхов первоклассников в течение учебного года.
На основании теоретического анализа литературы и пилотажного исследования школьных страхов учащихся 1–4 классов были выдвинуты следующие требования к методике и методу исследования содержания школьных страхов у учащихся первых классов:

1) методика должна диагностировать наличие или отсутствие различных по содержанию школьных страхов, а также выявлять уровень их выраженности;
2) необходимо обращение ко всем участникам образовательного процесса
(не только к школьникам, но и к родителям и педагогам);
3) методика должна быть непродолжительной по времени предъявления и времени обработки и интерпретации результатов;
4) с целью возможности исследования динамики школьных страхов

Литература

  1. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей: тренинг. М., 2005.
  2. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
  3. Климакова Ю. В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к
    «страху ошибки»: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2000.
  4. Хухлаева О. В. Психологическая поддержка детей со страхами // Школьный психолог.
    2001. № 40, 41, 46; 2002. № 6.

Информация об авторах

Гузанова Татьяна Вячеславовна, аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Tania_v@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2565
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1330
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0