Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей

2016

Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи между «профессиональным выгоранием» и степенью удовлетворенности трудом среди учителей общеобразовательных учреждений г. Сургута (130 человек). Отмечается, что число учителей, относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности» симптомов в фазах «напряжение» и «истощение», составляет около 42 %, а в фазе «резистенция» с показателями «за пределами нормы» составляет 63,5 %. Выявлено, что преобладающие потребности работников состоят «в хорошей организации труда», «в личном материальном и социальном обеспечении», «утилитарная». По результатам корреляционного анализа получено, что разброс взаимосвязей между симптомами выгорания и потребностями профессиональной деятельности составляет от –0,17 до +0,42. Особый интерес представляют зависимости, которые по результатам обеих методик представлены «за пределами нормы»: 1) потребность «в собственном развитии», которая коррелирует с симптомом эмоционального выгорания – «неадекватное эмоциональное реагирование» (r=0,37) и 2) «утилитарная» потребность, которая коррелирует с таким симптомом выгорания как «переживание психотравмирующих обстоятельств» (r=0,30).

Общая информация

Ключевые слова: выгорание, напряжение, удовлетворенность трудом, резистенция, истощение, потребности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 21–30.

Полный текст

 

Понятие «синдром эмоционального выгорания» привнесено в отечественную науку из зарубежных исследований, имеющих приоритет в этой области [9; 10]. Можно отметить, что на сегодняшний день по данной проблеме уже опубликовано достаточно много работ, посвященных изучению синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессиональных групп. Анализ полученных в них результатов показывает, что данный синдром характерен в большей степени для представителей профессий, относящихся к сфере «человек-человек» [6]. В первую очередь это работники социальной сферы, образования, медицинские работники.


Согласно современным данным [3; 4] под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Первое рассматривается как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Второе же определяется как циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в сфере образования деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к ученикам, приходящим на урок, на консультации, отстраненная и безразличная позиция по отношению к коллегам [6]. Понятие деперсонализации означает отрицательное отношение не только к ученикам и коллегам, но и к труду и его предмету в целом (к качеству выполнения работы и т. д.). Наконец, редукция профессиональных достижений понимается как возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Как известно, к основным группам факторов, способствующим формированию «синдрома выгорания», относятся [5]:

индивидуальные особенности личности (характерологические, самооценка, образование и т. д.);

организационные (содержание труда, рабочие перегрузки, условия работы);

особенности профессиональной деятельности.

На формирование «синдрома выгорания» может оказывать влияние неудовлетворение потребностей человека. Последние рассматриваются как внутренние сущностные силы, которые побуждают к осуществлению определенной деятельности. В данном случае весьма существенным является неудовлетворение личностных потребностей в профессиональной реализации, что и может приводить к возникновению «профессионального выгорания». Отметим, что говорить о полной ясности в вопросах формирования и развития этого деформирующего личность явления еще рано. Примером может служить недостаточная проработанность вопроса взаимосвязи между удовлетворенностью профессиональных потребностей работников и степенью их эмоционального выгорания, а также выявление именно тех профессиональных потребностей, неудовлетворение которых в большей степени влияет на формирование «синдрома выгорания».

Объект и методы исследования

В декабре 2008 года было проведено обследование 130 учителей двух общеобразовательных учреждений г. Сургута по следующим методикам: «Эмоциональное и профессиональное выгорание» (В. В. Бойко) [1] и «Степень удовлетворенности трудом» (методика «Опрос 56», модифицированная В. Б. Хозиевым), включающей в себя анализ 14 потребностей. Обработка данных производилась с помощью ЭВМ с последующим корреляционным анализом.

Работа проводилась с целью выявления взаимосвязи «синдрома выгорания» со степенью удовлетворенности трудом (через анализ потребностей, связанных с профессиональной деятельностью). Эти два фактора являются неотъемлемыми составляющими профессиональной эффективности любого работника. Традиционно в качестве конечных результатов синдрома выгорания рассматривается снижение следующих показателей: эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, идентификация себя с организацией, заинтересованное отношение к труду, состояние здоровья.

Эмоциональное выгорание условно разделяют:

1)   на фазу напряжения, во время которой переживание эмоционального напряжения в связи с неудовлетворенностью работой, собой, отношениями в коллективе становится длительным по времени;

2)  резистенции, которая характеризуется сопротивлением и неадекватным реагированием на организационные стороны в работе, контакты с коллегами, партнерами и т. п.);

3)  истощения, когда происходит избегание близких эмоциональных и личностных контактов, ухудшение состояния здоровья и др.

В тесте Бойко заложена шкала сформированности фаз эмоционального выгора­
ния, где уровень определяется по набранным баллам:

36 и менее баллов - несформировавшаяся фаза (в пределах нормы);

37-6о баллов - в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся.

Анализ результатов теста на «эмоциональное выгорание»

Обработка данных позволила получить ряд диаграмм и таблиц, некоторые из них представлены здесь для обсуждения. Прежде всего рассмотрим усредненные результаты анализа трех фаз эмоционального выгорания (см. рис. 1).

Из диаграммы видно, что в среднем по группе обследованных фазы напряжения и истощения не сформированы, а фаза резистенции находится в стадии формирования. Для более детального анализа степени сформированности каждой из фаз по результатам обследования все учителя были разделены на три группы в зависимости от количества набранных баллов. В итоге произошло следующее распределение работников (в %) по группам: «в пределах нормы», «формирующаяся фаза» и «сформированная фаза», что представлено в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что большая часть протестированных учителей находится «в пределах нормы» в фазах «напряжение» и «истощение». Но в то же время в этих фазах общее число обследованных, относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности», составляет около 42 %. С другой стороны, в фазе «резистен- ция» работники с показателями «за пределами нормы» составляют 63,5 % общего количества обследованных. Эти данные свидетельствуют о высоком эмоциональном выгорании среди обследованных учителей, что может быть показателем общего напряжения в коллективе, влияющего на эффективность образовательного процесса.

 
 

Таблица 1

Численное распределение работников (в %) по степени сформированности эмоционального выгорания в каждой фазе

Степень сформированности фаз

Название фаз

напряжение, %

резистенция, %

истощение, %

В пределах нормы

58,50

36,50

58,50

Формирующаяся

28

33

30,50

Сформированная

14

30,50

11

 

Каждая из вышеперечисленных фаз теста для исследования «эмоционального и профессионального выгорания» включает в себя четыре симптома.

Рассмотрим краткую характеристику симптомов существующих фаз.

1.   Симптомы фазы «напряжение»:

I    - переживание психотравмирующих обстоятельств;

II   - неудовлетворенность собой;

III   - загнанность в клетку (ощущение безысходности, разочарования в своей профессии и карьере);

IV   - тревога и депрессия (чрезмерные переживания о возможной профессиональной ошибке, сокращении, недопонимании).

2.   Симптомы фазы «резистенция»:

V    - неадекватное эмоциональное реагирование (застревание на отрицательных эмоциях и их демонстрация);

VI   - эмоционально нравственная дезориентация (сниженная ориентация на добропорядочные отношения в коллективе и с партнерами);

VII   - расширение сферы экономии эмоций (избегание или сокращение контактов);

VIII   - редукция профессиональных обязанностей (работа «через силу» и снижение эффективности труда).

3.   Симптомы фазы «истощение»:

IX     - эмоциональный дефицит (снижение и невозможность эмоциональной отзывчивости, упадок сил);

X    - эмоциональная отстраненность (притупление эмоций, взаимодействие автоматическое с защитой от чужих отрицательных эмоций);

XI   - личностная отстраненность (разочарование, обозленность и отстраненность в контактах);

XII   - психосоматические и психовегета­тивные нарушения (ухудшение психического и физического состояния при малейших трудностях на работе).

Каждый симптом, в зависимости от набранной суммы баллов (от 0 до 30 баллов), имеет свою степень сформированности;

9 и менее баллов - несложившийся симптом;

9-15 баллов - складывающийся;

15 и более - сложившийся симптом.

Степень сформированности симптомов в среднем по группе обследованных представлена на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что симптом «неадекватное эмоциональное реагирование» V является сформировавшимся, а симптомы «переживание психотравмирующих обстоятельств» I, «тревога и депрессия» IV, «расширение сферы экономии эмоций» VII, «редукция профессиональных обязанностей» VIII, «эмоциональный дефицит» IX находятся в стадии формирования. Такие симптомы как «неудовлетворенность собой» II, «эмоционально­нравственная дезориентация» VI, «эмоциональная отстраненность» X, «психосоматические и психовегетативные нарушения» XI по баллам находятся в пределах нормы, хотя близки к стадии формирования. Только симптомы «Загнанность в клетку» (III) и «Личностная отстраненность» (XI) действительно слабо выражены.

Для более детального анализа симптомов все обследуемые были разделены на 3 группы в зависимости от степени сформи- рованности у них каждого симптома («в пределах нормы», «формирующийся симптом» и «сформированный симптом»), причем каждая из этих групп была представлена числом человек (в %). Результаты представлены на рис. 3, по которому видно, что сумма «формирующегося» и «сформированного» симптомов во всех 12 симптомах превышает известный 30 %-ный рубеж «за пределами нормы». Коэффициенты внутренней согласованности шкал составили 0,67-0,79.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что состояние большинства обследованных учителей не может способствовать максимальной эффективности их деятельности, поскольку их взаимодействие с другими людьми (тем более с детьми) в процессе работы несколько искажено, реакции на ту или иную ситуации могут быть непредсказуемы.

Сами учителя при этом чрезмерно чувствительны и тревожны, испытывают внутреннее раздражение и напряжение, однако эмоционально закрепощены, могут демонстрировать некую отстраненность и «автоматизм» при выполнении своих профессиональных обязанностей. У таких работников снижена идентификация себя с организацией, т. е. принятие работником целей и ценностей образовательного учреждения, осуществление деятельности по реализации этих целей, отстаивание ее интересов и желание сохранить себя ее членом [6; 7].

Анализ результатов обследования по методике «Степень удовлетворенности трудом»

По данной методике изучались 14 потребностей профессиональной деятельности, представленных ниже.

1.   В творческой и интересной работе;

2.    благоприятных условиях труда;

3.   теплых и доверительных отношениях в коллективе;

4.    признании и в личном авторитете;

5.    собственном развитии.

6.   личном материальном и социальном обеспечении;

7.   принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;

8.   индивидуальном развитии всех членов коллектива;

9.   активной жизненной позиции всех членов коллектива;

10.    хорошей организации труда;

11.   производственных успехах всего коллектива;

12.    утилитарной (потребность в упрощении самой работы и в сужении круга ответственности);

13.   общественном признании личного вклада и важности работы;

14.   общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».

Степень сформированности потребностей в среднем по группе обследованных представлена на рис. 4, причем количество баллов отражает разницу между идеальным и реальным удовлетворением каждой потребности. Коэффициенты внутренней согласованности шкал составляют 0,3-0,71.

Из диаграммы видно, что наиболее значимой является потребность «в хорошей организации труда» (10), за ней в порядке уменьшения следуют потребности «в личном материальном и социальном обеспечении» (6), «утилитарная» (12), «в собственном развитии» (5), «в производственных успехах всего коллектива» (11). Отсюда следует, что количество баллов отражает разницу между идеальным и реальным удовлетворением каждой потребности. Именно по этим направлениям в своей профессиональной деятельности учителя наименее удовлетворены.

На рис. 5 представлена диаграмма степени сформированности каждой из 14 потребностей у обследованных работников (в %).

Из рис. 5 видно, что сумма «формирующейся» и «сформированной» потребностей составляет 60-90 % обследованных работников по таким 3 потребностям как «в хорошей организации труда» (10), «в личном материальном и социальном обеспечении» (6), «утилитарная (потребность в упрощении самой работы и в сужении круга ответственности)» (12). Взаимосвязь этих наиболее выраженных потребностей может быть обусловлена тем, что в связи с недостаточно целесообразной организацией труда у педагогов возникает опасение материальной недооценки их вклада в образовательный процесс или во внеучебную деятельность.

Это, в свою очередь, усиливает желание снижать или даже избегать ответственности при малейшей возможности [7; 8].

Анализ взаимосвязи между симптомами эмоционального выгорания и потребностями профессиональной деятельности

Для обработки полученных результатов использовался корреляционный анализ (по Пирсону). Выборка удовлетворяет нормальному распределению случайных величин Гаусса. Уровень статистической значимости p=0,05. Разброс взаимосвязей между симптомами выгорания и потребностями профессиональной деятельности от минус 0,17 до плюс 0,42.

Были выявлены (с разной степенью сформированности симптомов выгорания и профессиональных потребностей) следующие наибольшие степени взаимосвязи:

• потребность «в творческой и интересной работе» коррелирует со следующими симптомами эмоционального выгорания: «тревога и депрессия» (т=0,33), «расширение сферы экономии эмоций» (т=0,30), «редукция профессиональных обязанностей» (т=0,38), «эмоциональный дефицит» (т=0,32), «личностная отстраненность» (т=0,30), «психосоматические и психовеге­тативные нарушения» (г=0,38);

•   потребность «в теплых и доверительных отношениях в коллективе» коррелирует с такими симптомами выгорания, как «неудовлетворенность собой» (т=0,42) и «загнанность в клетку» (г=0,29);

•   потребность «в собственном развитии» коррелирует с симптомом выгорания «личностная отстраненность» (т=0,34);

•   потребность «утилитарная» коррелирует с таким симптомом выгорания, как «психосоматические и психовегетативные нарушения» (т=0,28).

В особенности следует отметить, что представленный анализ выявил интересную корреляцию потребностей и симптомов выгорания, находящихся выраженно «за пределами нормы» по результатам обеих методик, таких как:

•   потребность «в собственном развитии», которая коррелирует с симптомом эмоционального выгорания «неадекватное эмоциональное реагирование» (т=0,37);

• потребность «утилитарная» (потребность в упрощении самой работы и в сужении круга ответственности), которая коррелирует с симптомом выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» (/=0,30).

Безусловно, наибольший интерес представляют те неудовлетворенные профессиональные потребности и те симптомы выгорания, которые показывают выход «за пределы нормы». Как выяснилось, для большинства педагогов весьма существенным является собственное развитие, и неудовлетворение этой потребности влечет за собой искажения в эмоциональном реагировании на ту или иную ситуацию, что распространяется на все сферы жизни. Рассматривая яркую выраженность неудовлетворения «утилитарной» потребности и ее взаимосвязь с таким выраженным симптомом выгорания как «переживание психотравмирующих обстоятельств», можно констатировать, что перенасыщенная большим количеством планов, отчетов, степенью ответственности за них работа учителей вызывает переживание, напряжение и последующее истощение эмоциональной сферы, а также приводит к психосоматическим нарушениям.

Полученные корреляции других профессиональных потребностей и симптомов выгорания являются также информативными. Например, весьма показательной можно рассматривать взаимосвязь потребности «в творческой и интересной работе» с целым рядом симптомов эмоционального выгорания.

Выводы

При исследовании особенностей «эмоционального выгорания» у учителей г. Сургута выявлено, что по всем 12 симптомам уровень этого показателя превышает известный 30 %-ный рубеж «за пределами нормы». Данная закономерность прослеживается в фазах «напряжение» и «истощение», где общее число обследованных, относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности», составляет около 42 %, а в фазе «резистенция» работников с показателями «за пределами нормы» - 63,5 % общего числа обследованных. Естественно, такой результат настораживает и требует планирования мероприятий по профилактике эмоционального выгорания в обследованных коллективах.

При анализе степени сформированно- сти 14 профессиональных потребностей обнаружено, что по 11 потребностям число учителей, относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности» неудовлетворения потребностей, составляет 40-90 % общего числа. Лишь по 3 потребностям («в творческой и интересной работе», «в теплых и доверительных отношениях в коллективе», «в общественном признании личного вклада и важности работы») сумма «формирующейся» и «сформированной» потребностей у 20-30 % учителей.

Полученные при корреляционном анализе результаты свидетельствуют также о наличии разной степени взаимосвязи между формированием 12 симптомов синдрома эмоционального выгорания и неудовлетворенностью 14 рассматриваемых потребностей профессиональной деятельности учителей. В частности, выявлены 3 потребности («в творческой и интересной работе», «в теплых и доверительных отношениях в коллективе», «утилитарная»), при неудовлетворении каждой из которых развивается в первую очередь целый ряд симптомов выгорания.

Выявляемые корреляции между неудовлетворением профессиональных потребностей и выгоранием, а также степень их выраженности можно использовать для планирования мероприятий по предупреждению формирования эмоционального выгорания. Полученные данные подтверждают необходимость своевременной диагностики и проведение индивидуальной и групповой работы с педагогами, направленной на предотвращение «эмоционального выгорания». Развитие синдрома эмоционального выгорания может предотвратить создание на рабочем месте условий, характеризующихся атмосферой теплых и доверительных отношений в коллективе, что создаст возможность для учителей творчески подходить к своей работе и будет способствовать их саморазвитию.

Литература

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
  3. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психо логии // Проблемы общей и организационной пси хологии. Ярославль, 1999.
  4. Орел В. Е., Шемет И. С. Исследование влияния со держания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализа ции трудовой деятельности. Ярославль, 1987.
  5. Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
  6. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
  7. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых. М.,2004.
  8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгора ния» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.
    1994. № 6.
  9. Burke R. J., Greengalass E. A. longitudinal stydy of psy chological burnout in teachers //Human Relations. 1995. V. 48 (2).
  10. Byrne B. M. Burnout: testing for the validity,replication, and invariance of causal structure across elementary, in termediate, and secondary
    teachers // Americal Educa tional Research J. 1994. V. 31 (3).

Информация об авторах

Майстренко Валентин Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, семейный консультант; экзистенциальный терапевт и супервизор Института гуманистической и экзистенциальной терапии (Литва); член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ), Сургут, Россия, e-mail: mvi22767@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3671
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 2016
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5