Ролевая идентичность как интегральная характеристика социальной ситуации развития подростка

2475

Аннотация

В статье описано экспериментальное исследование ролевой идентичности у подростков. Проанализированы основные структурные компоненты ролевой идентичности – ролевая глубина, ролевая гибкость, локус ролевого конфликта, – выявлена их связь с личностными и социальными характеристиками развития в подростковом возрасте. Приведены данные, иллюстрирующие особенности возникновения внутреннего ролевого конфликта у подростков. Выдвинуто предположение, что в основе ролевого конфликта в данном возрасте лежат позиционно-ролевые противоречия. На основе анализа эмпирического материала делается вывод, что ролевую идентичность правомерно рассматривать как интегральную характеристику социальной ситуации развития подростка.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, социальная ситуация развития, ролевая идентичность, внутренний ролевой конфликт, позиционно-ролевые противоречия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцова О.В. Ролевая идентичность как интегральная характеристика социальной ситуации развития подростка // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 5. С. 5–13.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2009.
  3. Вачков И. В. Психологический тренинг: ме­тодология и методика проведения. М., 2010.
  4. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Горностай П. П. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов // Журнал практическо­го психолога. 1999. № 1.
  6. Горностай П. П. Личностные характеристи­ки ролевого поведения // Вісник Харківського держ. університету. 1999. № 439.
  7. Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Каре­лина: В 2 т. Т. 2. М., 2001.
  8. Коновалова Н. А. Взаимосвязь внутрилич­ностного конфликта и школьной успеваемо­сти подростков (на примере 8–9-х классов). Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
  9. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кри­зис. М., 2006.
  11. Gordon C. Development of Role Identities // Annual Review of Sociology. 1976. V. 2.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2847
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2475
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1