Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 5. С. 38–43
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: воображение, агрессивность, дошкольный возраст, креативность, творческие способности, репродуктивность, прагматичность, просоциальная направленность
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В. Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 5. С. 38–43.
Полный текст
Способность к творчеству является важным психологическим свойством личности, которое во многом определяет готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. Способность к творчеству формируется различными средствами обучения и воспитания на всех этапах онтогенеза. Изучением творческих способностей занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Каргин, Н.Л. Кряшева, А. Н. Леонтьев, Дж. Фриман, Д. Б. Эльконин и др. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творчество для ребенка - это больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Как отмечают М.А. Наха- лова, С. Д. Якушева [6], в этой связи требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все, что в совокупности и составляет творческие способности.
Интересна точка зрения Е.В. Субботского [9], что магическое мышление дошкольников и младших школьников повышает креативность детей в решении интеллектуальных проблем, вера в магическое способствует их познавательному развитию.
Целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей развития творчества старших дошкольников на материале сочиненных ими по методике Джанни Родари сказок и историй. В книге «Грамматика фантазии» или «Введение в искусство придумывания историй» [8] автор обосновал оригинальную методику формирования потребности к творчеству с учетом сензитивности детей к фантазированию, игре и освоению речи.
В основе механизма фантазии лежит игра, которая и превращает невозможное в возможное, а обыкновенное в удивительное. Л. С. Выготский говорил о том, что творчество и игра выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения [1].
В. А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений, так как именно через сказочные образы в их сознание входит слово со всеми его оттенками, оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием последних, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки невозможно представить детское мышление и детскую речь [10].
Успешным применением опыта Дж. Родари стали работы В. Я. Ляудис, И.П. Негурэ [5], направленные на формирование письменной речи у учащихся вторых классов. Здесь были разработаны следующие методические принципы: 1) использование не репродуктивной, а творческой деятельности, т. е. предпочтение не диктанту, а сочинению; 2) организация сотрудничества всех участников образовательного процесса, основанное на уважении и доверии; 3) создание условий для обеспечения смыслообразующей мотивации использования письменной речи; 4) формирование письменной речи как единства действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.
В исследовании Е. Н. Лысаковой [4] показано, что целостная учебно-воспитательная ситуация совместной продуктивной деятельности ребенка со взрослым интенсифицирует становление ценностно-смысловых новообразований личности (готовность к сотрудничеству, партнерству, сотворчеству). Дошкольники начинают решать новые для себя творческие задачи, в том числе ими успешно осуществляется словесное творчество по методике Дж. Родари.
В эксперименте, проведенном нами в рамках научно-исследовательской программы «Молодые ученые - нашей новой школе», приняли участие 15 детей 6-7 лет из благополучных семей (8 мальчиков и 7 девочек), посещающие подготовительную группу «АБ- ВГДЕйка» ГОУ СОШ № 402. Объектом исследования стал процесс познавательного развития дошкольников, а предметом - особенности способности к творчеству по методике Дж. Родари группы современных дошкольников и дошкольников, принявших участие в исследовании 1995 г. Была выдвинута следующая гипотеза - существуют особенности развития способности к творчеству двух групп старших дошкольников, которые состоят в различиях основных показателей сочинения детьми сказок и историй по критериям: 1) «продуктивность-репродуктивность», 2) «волшебность-прагматичность», 3) «просо- социальная направленность-агрессивность».
В соответствии с методикой Дж. Родари, дети получили следующие задания:
первое - фантастическая гипотеза: ребенку предлагалось пофантазировать на тему «Что было бы, если бы у меня была волшебная палочка?»;
второе - «Салат из сказок». Здесь детям предлагалось развить сюжет при добавлении к главному персонажу сказки героя из другой. Заданной сказкой была «Красная Шапочка», а дополнительный герой был выбран из современного мультфильма «Шрек»;
третье - «А что было потом?», в котором предлагалось придумать продолжение сказки «Красная Шапочка»;
четвертое - «Красная шапочка и вертолет». Это задание интересно тем, что в сюжет классической сказки вводится неожиданный элемент, понятный современному ребенку. В нашем исследовании использовалась сказка «Красная шапочка», а дополнительное слово - «вертолет».
Высказывания испытуемых оценивались по критериям: «продуктивность или репродуктивность», «волшебность или прагматичность», «просоциальная направленность или агрессивность» ответов. Под продуктивным воображением мы понимали конструирование качественно нового образа, под репродуктивным - воспроизведение сформированного опыта. В качестве примера репродуктивного воображения можно привести ответы Славы Р. (6 лет), который в методике «А что было потом?» построил свой сюжет на пересказе распорядка основных элементов режима дня детского сада.
Дифференциация творческого воображения на прагматическое и волшебное осуществлялась по критерию направленности ответа ребенка на материальные блага или на что-то магическое, неподвластное человеку, волшебное. В качестве примера волшебного воображения можно привести ответы детей по заданию на формулирование фантастической гипотезы «Что было бы, если у меня была волшебная палочка»: «плохого человека превратил бы в лягушку...», «сотворил бы чудо, что поскорее наступит мой день рождения.и лето». В качестве примера прагматического воображения можно привести такие ответы, как «у меня было бы много игрушек», «было бы красивое платье» и «я бы купил много конфет.»
Под просоциальной направленностью ответа мы подразумевали включение ребенка в контекст сказки своей позиции на поддержание дружеских и семейных отношений, содержащих взаимодействие и взаимопомощь. Девять из четырнадцати детей, принявших участие в проведенной нами методике «Салат из сказок», при внесении в сказку «Красная Шапочка» героя из другой сказки (мультфильма) подружили персонажей или создали с ними семью. Иллюстрациями этого могут быть ответы Никиты (6 лет): «они подружились и пошли праздновать свадьбу» и Насти (6 лет): «Шрек и Красная Шапочка встретились и стали жить в большом красивом доме вместе».
Агрессивный ответ, в нашем понимании, заключал в себе такое поведение героев придумываемой сказки, целью которого является нанесение вреда другому герою. Например, ответ Вани (6 лет): «Красная Шапочка взяла оружие звездного воина у дедушки... ей пытались сделать укол... она пыталась убежать, но воины ее посадили в клетку, в которой были шприцы сверху и на двери...».
После проведения контент-анализа высказываний детей мы зафиксировали следующую особенность развития творчества: количество прагматических ответов в группе современных дошкольников по методике «Что было бы, если...» (фантастическая гипотеза) значительно увеличилось по сравнению с ответами группы дошкольников в 1995 г. (рис. 1): 86% ответов дошкольников 2011 г. были направлены на материальные блага, тогда как дошкольники 1995 г. дали 67% прагматических ответов.
Рис. 1. Сравнительный график ответов по методике «Что было бы, если ...»
Количество репродуктивных и продуктивных ответов (рис. 2), данных испытуемыми в 2011 г., одинаково, тогда как ответы группы дошкольников в 1995 г. были продуктивные (62 %) и репродуктивные (38 %). На рис. 1 проиллюстрировано соотношение результатов двух исследований по параметрам «репродуктивность-продуктивность», но акцент сделан на выявление прагматического и волшебного содержания ответов. Заметна более яркая выраженность просоциально направленных ответов группы дошкольников 2011 г.
В методике «А что было потом?» 70 % рассказов группы дошкольников 2011 г. носили репродуктивный характер, 30 % ответов содержали продуктивные (творческие) высказывания. 80 % высказываний, полученных по этой методике у группы современных шести-, семилеток, носили выраженную просоциальную направленность.
В ходе беседы было выявлено, что 20 % группы старших дошкольников 2011 г. не знакомы со сказкой «Красная Шапочка», для 80 % детей источником этой сказки является телевидение, т. е. родители им ее не читали. Установлено, что родители с детьми не читают сказки, не размышляют над ними и не думают о дальнейшей судьбе героев. Для всех испытуемых решение такого рода творческих задач было впервые.
Рис. 2. Распределение данных по методике «Салат из сказок»
Итогом сравнительного анализа полученных данных настоящего исследования с результатами аналогичного исследования, проведенного в 1995 г. Е. Н. Лысаковой [4], отражены в следующих выводах.
1) Группа дошкольников в исследовании 2011 г. сформулировала в 1,3 раза больше репродуктивных ответов по сравнению с дошкольниками исследования 1995 г., т. е. дети воспроизводили готовые сценарии сюжета или достаточно точно и полно пересказывали другие сказки;
2) они же проявили в ответах в 1,3 раза больше прагматичности, чем шести-, семилетки 1995 г.;
3) ответы испытуемых исследования 2011 г. имели более выраженную (в 1,4 раза) просоциальную направленность, по сравнению с испытуемыми 1995 г.;
4) не обнаружено изменение тенденции в динамике агрессивности ответов групп дошкольников при сопоставлении данных исследований 1995 и 2011 гг. (разница показателей незначительна: соответственно 38 и 36 %);
5) все дошкольники, принимавшие участие в исследовании 1995 г., знали сказку «Красная Шапочка», им ее читали родители, тогда как для группы современных дошкольников источником познания этой сказки являются исключительно мультфильмы, а 20 % детей она вообще была неизвестна;
6) значимых гендерных различий не зафиксировано.
Таким образом, гипотеза исследования получила свое эмпирическое подтверждение. В итоге проведенного исследования основных показателей сочинения историй и сказок, созданных детьми 6-7 лет в 2011 г. по методике Дж. Родари, можно констатировать (относительно группы детей исследования 1995 г.) такие особенности развития творчества, как:
• снижение продуктивности в создании сценариев и сюжетов, оригинальности воображения;
• повышение степени прагматичности в высказываниях и увеличение их просоци- альной направленности (т. е. выраженность стремления к насыщенным любовью и дружбой контактам с окружающими).
Следует обратить внимание, что детям сложно справляться с такого рода творческими задачами. В ходе беседы с ними выявлено, что родители практически не читают детям сказок, непосредственное общение со значимыми взрослыми заменяется нерегулируемым контактом ребенка со СМИ и компьютерной техникой, в семьях выражена ориентация на мир материальных ценностей в ущерб духовным.
В заключение отметим, что подход Дж. Родари имеет несомненную научнопрактическую ценность для целей образования. Данная методика может служить средством психодиагностики особенностей способности к творчеству у дошкольников, ее следует рекомендовать педагогам-психологам для развития воображения детей. Наше дальнейшее исследование способности к творчеству планируется с участием детей, пострадавших в экстремальных ситуациях.
Литература
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. М., 1991.
- Космачева Н. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Коломна, 2009.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
- Лысакова Е. Н. Взаимосвязь развития памяти и становления новообразований личности дошкольников. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1997.
- Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев, 1983.
- Нахалова М. А., Якушева С. Д. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. 2010. № 5 (11). Ч. 3.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 2011.
- Субботский Е. В. Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию // Национальный психологический журнал. 2010. №1 (3).
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Мн., 1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2636
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1952
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0