Обучение иноязычной диалогической речи в вузе: психологические и лингвистические аспекты

1045

Аннотация

Статья посвящена иноязычной диалогической речевой деятельности, которая рассматривается с точки зрения коммуникативно-деятельностного (Б.Д. Парыгин) и личностно-деятельностного подходов (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев). В работе раскрываются понятия «диалог» и «диалогическое общение» начиная с Сократа и заканчивая последними исследованиями в области педагогики и методики. Автор изучает лингвистические, психологические и методические особенности иноязычной диалогической речевой деятельности в рамках данных подходов к обучению иностранному языку. Учитывая сложность процесса общения, автор считает необходимым рассмотреть его функции, придерживаясь мнения таких исследователей, как Б.Ф. Ломов, Е.В. Руденский, Г.М. Андреева и др. В статье дается определение понятия «речевое умение диалогического говорения», рассматриваются различные подходы к выделению умений иноязычной диалогической речевой деятельности, а также возможности оптимизации процесса обучения иностранному языку с учетом выделения групп умений иноязычной диалогической речевой деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: иноязычная диалогическая речевая деятельность, коммуникативно-деятельностный подход, коммуникативный акт, умения иноязычной диалогической речевой деятельности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фролова Т.П. Обучение иноязычной диалогической речи в вузе: психологические и лингвистические аспекты // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 86–93.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. завед. М., 2001.
  2.  Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.
  3.  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  4.  Галанова О.А. Обучение стратегиям научной дискуссии на иностранном языке в неязыковом вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.
  5. Горева Т.А. Формирование умений коммуникативно-речевого взаимодействия при обучении иноязычному деловому общению: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.
  6. Зимняя И.А. Психологические аспекты говоре­ния на иностранном языке. М., 1978.
  7. Кабанова Н.Ю. Обучение будущих инженеров иноязычной диалогической речевой деятельности во взаимосвязи с профессионально-ориентированным информативным чтением. Дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2006.
  8. Канцур А.Г. Обучение иноязычной диалогической речевой деятельности будущих учителей на основе страноведческой информации. Дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2004.
  9. Конецкая В.П. Социальная коммуникация: Учебник. М., 1997.
  10. Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  11. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.
  12. Мальцева Н.А. Подготовка специалистов со знанием иностранных языков в высших учебных заведениях // Иностранные языки в школе. 2006. № 7.
  13. Мудрик В.А. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М., 2001.
  14. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб., 1999.
  15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
  16. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.
  17. Серова Т.С. Психология перевода как сложного вида иноязычной речевой деятельности. Пермь, 2001.
  18. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей. Киев, 1989.
  19. Тучкова Т.У. Стратегия обучения иноязычному диалогическому общению в средней школе // В сб.: Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. Известия Воронежского госпединститута. Воронеж, 1982.

Информация об авторах

Фролова Татьяна Петровна, преподаватель кафедры иностранных языков Пермского филиала Нижегородской академии МВД России, Пермь, Россия, e-mail: tpf_perm@mail.ru